Интегрированный урок, 10 класс. Язык рассказа А.П. Чехова Подготовила учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 3 им. Ю.А.Гагарина г. Таганрога Ростовской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые, проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Advertisements

А.П.Чехов – один из самых чудесных писателей на земле. А.Фадеев.
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».
«Наполним музыкой сердца…» Красивая речь – это дар или этому можно научиться? Выполнила: Михайлович Светлана Витальевна МОУ СОШ 16 г. Саров Нижегородская.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
РАССКАЗ А.П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ» КАК ИСТОРИЯ ОБ УПУЩЕННОМ СЧАСТЬЕ А что такое счастье? Кто это знает? Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком.
Иллюстрацию к какому произведению вы видите на слайде? Кто его автор? Какие ещё произведения этого автора вы читали? Почему они вам запомнились?
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
ТЕМА: 1.Развитие связной речи с привлечением музыкальных произведений. (Имя существительное как часть речи). 2. Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома.
Подготовка к сочинению- рассуждению. Задание С 2 ГИА.
Выполнила презентацию Людмила Давыдовна Михальчик, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 126» г. Барнаула.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ на лингвистическую тему по рассказу А.Приставкина «Фотографии». С2.1.Напишите сочинение-рассуждение «Как наречия помогают.
Презентация подготовил Кадет 8 Б класса Кутовой Н.А.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Анализ художественного текста. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) «ЗВУЧАЩАЯ ДУША» (МУЗЫКА ЧЕХОВСКОЙ ПРОЗЫ) Учащиеся 7 класса Миронова Ольга, Новикова Алёна Научный руководитель Новикова.
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
Транксрипт:

Интегрированный урок, 10 класс. Язык рассказа А.П. Чехова Подготовила учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 3 им. Ю.А.Гагарина г. Таганрога Ростовской области Привалова Елена Сергеевна «О любви»

Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта – слова. Через слово мы постигаем суть произведения, а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир. Антон Павлович Чехов

ЭпиграфЭпиграф Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания всех сил – умственных и нравственных И. А. Гончаров

Сегодня на уроке мы посмотрим, как А.П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего авторского отношения к героям рассказа «О любви». Цели урока:

«маленькая трилогия» «Человек в футляре» «Человек в футляре» «Крыжовник» «Крыжовник» «О любви» «О любви» «Человек в футляре» «Человек в футляре» «Крыжовник» «Крыжовник» «О любви» «О любви»

Тема, объединяющая все рассказы трилогии. Тема, объединяющая все рассказы трилогии. О несовершенстве в жизни, о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр».

Развитие темы в рассказе «О любви» Развитие темы в рассказе «О любви» Распространение «футлярной жизни» на область человеческих чувств, на такое чувство, как любовь.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова Любовь – 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Л. к родине. Материнская л. Взаимная л. 2. Склонность, пристрастие к чему-либо. Л. к музыке. Л. к искусству.

Грамматическое значение слова «любовь» Существительное, 3-го склонения, женского рода, именительного падежа О любви - форма предложного падежа – о чем?

О какой любви идет речь в рассказе? О любви нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, незабывающейся и т.д.

Особенности композиции Рассказ в рассказе О любви мы знаем из рассказа Алехина. Чехов умеет перевоплощаться в своего героя, говорить его языком, с его интонациями. Чехов – мастер речевого портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность

Индивидуальная исследовательская работа Индивидуальная исследовательская работа Проанализировать речь Алехина с точки зрения лексики.

Вывод:Вывод: Алехин – культурный, умный, образованный человек. В его речи встречаются самые разные пласты лексики.

Пласты лексики в речи Алехина разговорно-бытовая (холостяки, батраки, без гроша, убыток, няня, почем говядина и др.) просторечные слова (спаньё в санях, мужики, бабы и др.) просторечно-вульгарные слова (мурло) просторечные грамматические формы (тосковать по черном сюртуке) церковно-славянская (писать пристрастие, «тайна сия велика есть») книжная лексика (обо всем этом можно трактовать как угодно; поэтизировать, индивидуализировать и т.д.) просторечные фразеологические обороты (заговорил бог знает что; выпил в один присест; как белка в колесе и т.д.)

Лидия Алексеевна Авилова узнала себя в образе Анны Алексеевны Луганович. Лидия Алексеевна вернула сестре Чехова, Марии Павловне, все письма писателя, кроме одного. Что же это было за письмо?

Лингвистический эксперимент Лингвистический эксперимент Подберите определения к слову «любовь». Подберите определения к слову «любовь». Какие определения к этому слову подобрал А.П.Чехов? Найдите их в услышанном отрывке. Какие определения к этому слову подобрал А.П.Чехов? Найдите их в услышанном отрывке.

Задание: Не глядя в книгу, восстановить текст, как можно ближе к авторскому. «…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину (…), (…), (…), (…), (…), женщину, какой я раньше никогда не встречал».

«…тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно; я видел женщину молодую,прекрасную,добрую, интеллигентную,обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал».

Словарь русского языка» С.И. Ожегова «Обаятельный – очаровательный, полный притягательной силы».

Музыкальное начало в повествовании А.П. Чехова Нас поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, музыкальность ее звучания. Как вы думаете, что помогло вам сегодня глубже почувствовать музыкальность речи Чехова? Узнаете ли вы автора музыки?

Что сближает повествование Чехова и музыку Чайковского? Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова имеют общие эмоциональные истоки. И, пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет. Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова имеют общие эмоциональные истоки. И, пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет.

Индивидуальная исследовательская работа с текстом Элементами ритма для нас являются слова, из которых Чехов строит предложения. Проанализируем отрывок, который мы услышали, и попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях. Элементами ритма для нас являются слова, из которых Чехов строит предложения. Проанализируем отрывок, который мы услышали, и попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях.

У Чехова часто употребляются в предложениях однородные члены: скрывали ее робко, ревниво; скрывали ее робко, ревниво; любили нежно, глубоко; любили нежно, глубоко; тихая, грустная любовь, тихая, грустная любовь, счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома; счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома; красивая, интересная жизнь; красивая, интересная жизнь; был знаменитым ученым, артистом, художником; был знаменитым ученым, артистом, художником; из обычной, будничной обстановки; из обычной, будничной обстановки; в случае моей болезни, смерти; и т.д. в случае моей болезни, смерти; и т.д.

Вывод:Вывод: Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь, и при этом – ясно ощущаемое ритмическое начало. Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова. Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов таким образом реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь, и при этом – ясно ощущаемое ритмическое начало. Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.

Лингвистический эксперимент Что можно сказать об этом предложении? « И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»

Попробуем перестроить первую часть этого предложения – опустим повторяющийся союз: [и О, и О, и О…] [О, О, О…]. « Дома, в поле, в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика…»

Вывод:Вывод: Чехов умело использовал экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы. Чехов умело использовал экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз, теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.

А.П.Чехов:А.П.Чехов: «Умело кратко говорить о длинных вещах».

Почувствовать симпатию автора к своим героям помогло нам слово. « Слово есть знак состояния души»,-считал Аристотель.

Подведение итогов: А.П.Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался, что помогло ему достичь в своих произведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза. А.П.Чехов бережно относился к слову, умело с ним обращался, что помогло ему достичь в своих произведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза.

Схема-таблица « В творческой мастерской А.П.Чехова»: А.П.Чехов использует Образную речь Пласты лексики для создания речевого портрета Точные оценочные определени я Ритмические синтаксически е конструкции Экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами

Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов