Лекция 10 Вал предназначен для передачи вращающего момента вдоль своей оси, для поддержания расположенных на нем деталей и восприятия действующих на них.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 3. ВАЛЫ И ПОДШИПНИКИ. ЛЕКЦИЯ 12. ВАЛЫ И ОСИ Вопросы, изложенные в лекции 1 Общие сведения, классификация. 2 Элементы конструкции. 3 Критерии работоспособности.
Advertisements

Карельский государственный педагогический университет Факультет технологии и предпринимательства Кафедра технологии Выполнил студент 622гр. Федоричев В.А.
Валы и оси ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛОВ И ОСЕЙ Назначение и классификация. Валы служат для поддержания вращающихся деталей и передачи вращающего момента.
Домашнее задание по курсу «Детали машин» 4 «Проверочный расчет тихоходного вала редуктора»
Тема урока «ВАЛЫ И ОСИ» 1.Цель урока: Сформировать знания о назначении, классификации, элементах конструкции, материалах осей и валов. ВОПРОСЫ 1. Назначение,
ТЕМА 3. ВАЛЫ И ПОДШИПНИКИ. ЛЕКЦИЯ 9. ТЕМА 3. ВАЛЫ И ПОДШИПНИКИ. ЛЕКЦИЯ 9. ВАЛЫ И ОСИ (ВиО). Вопросы, изложенные в лекции: 1. Назначение, классификация.
Лекция 3 Табличный метод состоит в выборе допускаемых напряжений и коэффициентов запаса прочности из специализированных таблиц, составленных для отдельных.
Лекция5 Наибольшая ( полная ) нагрузка передается околополюсной зоной рабочей поверхности зубьев, поэтому расчет контактных напряжений принято выполнять.
Расчет тихоходного вала одноступенчатого цилиндрического редуктора I.Предварительный расчет тихоходного вала 1.Выбор материала вала. Углеродистая конструкционная.
Лекция 4 3. Расчет элементов ДК цельного сечения 3.5. Элементы подверженные действию осевой силы с изгибом.
Расчеты на прочность при изгибе. Изгиб в сопротивлении материалов вид деформации, при котором происходит искривление осей прямых брусьев или изменение.
Методы оценки прочности Самым распространенным методом оценки прочности деталей машин является расчет по допускаемым напряжениям по условиям прочности.
Автор: Жилин Роман Анатольевич Демонстрационная программа.
ТЕМА. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ЛЕКЦИЯ 5. Цилиндрические зубчатые передачи (ЦЗП) Вопросы, изложенные в лекции 1 Кинематика и динамика ЦЗП. 2 Усилия, действующие.
Основные понятия деформации кручения Под кручением понимают такой вид деформации, при котором в поперечном сечении бруса действует только один силовой.
ТЕМА. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ. ЛЕКЦИЯ 4. Цилиндрические зубчатые передачи (ЦЗП) Вопросы, изложенные в лекции 1 Внешняя нагрузка и ее характеристика. Режимы.
ТЕМА МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ. ЛЕКЦИЯ 9. ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ Вопросы, изложенные в лекции 1 Определение, классификация. 2 Геометрия и кинематика. Условие.
ТЕМА. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ. ЛЕКЦИЯ 6. КОНИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ (КЗП) Вопросы, изложенные в лекции 1 Общие сведения. 2 Геометрия конической зубчатой.
Деформация растяжения z x y C F 4 E I II K I F 1 F 2 F 3 F 5 B D A Деформация, при которой в поперечном сечении бруса возникает один силовой факторпродольная.
Транксрипт:

Лекция 10

Вал предназначен для передачи вращающего момента вдоль своей оси, для поддержания расположенных на нем деталей и восприятия действующих на них сил. При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в некоторых случаях дополнительно растяжение или сжатие. Оси –служат для поддержания вращающихся вместе с ними или на них различных деталей машин и механизмов. Оси представляют собой прямые стержни, а валы различают: прямые, коленчатые и гибкие.

Цапфы опорные участки вала или оси. Их подразделяют на шипы, шейки и пяты. Шип - цапфа, расположенная на конце вала или оси и передающая радиальную силу. Шейка - цапфа в средней части вала или оси. Опорами для шипов и шеек валов служат подшипники. Шипы и шейки по форме могут быть цилиндри­ческими, коническими или сферическими. В большинстве случаев применяют цилиндрические цапфы.

Пятой называют цапфу, передающую осевую силу. Опорами для пят служат подпятники. Пяты по форме бывают сплошными (а), кольцевыми (б) и гребенчатыми (в). Гребенчатые пяты в настоящее время применяют редко. Посадочные поверхности валов и осей под ступицы насаживаемых деталей выполняют цилиндрическими и коническими. Выходные концы валов делают цилиндрическими и коническими. Конические концы валов изготовляют с конусностью 1:10. Их применяют для облегчения монтажа устанавливаемых на вал деталей. Переходные участки валов и осей между двумя ступенями разных диаметров выполняют: а) с канавкой со скруглением для выхода шлифовального круга; б) с галтелью постоянного радиуса, (галтель поверхность плавного перехода от участка меньшего сечения к большему); в) с галтелью переменного радиуса.

. Материалы осей и валов Валы и оси изготовляют из углеродных и углеродных и легированных конструкционных сталей, т.к. они обладают высокой прочностью, способностью к поверхностному и объемному упрочнению, легкостью получения прокаткой цилиндрических заготовок и хорошей обрабатываемостью на станках. Чаще других применяется сталь СТ.5 – для валов без термообработки; сталь 45 или40Х – для валов с термообработкой (улучшенные); сталь 20 или 20х – для быстроходных валов на подшипниках скольжения, у которых цапфы цементируют для повышения износостойкости. Тяжело нагруженные валы сложной формы (коленчатые валы двигателей) делают также из модифицированного и высокопрочного чугуна. Критерии работоспособности валов и осей Основными критериями работоспособности являются прочность и жесткость. Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения. Прочность оценивают коэффициентом запаса прочности при расчете валов и осей на сопротивление усталости, а жесткость прогибом, углами поворота или закручивания сечений в местах установки деталей. Практикой установлено, что разрушение валов и осей быстроходных машин в большинстве случаев носит усталостный характер, поэтому основным является расчет на сопротивление усталости.

Проектный расчет валов производят на статическую прочность с целью ориентировочного определения диаметров. В начале расчета известен только крутящий момент М к. Поэтому проектый расчет вала производят только на кручение, а влияние изгиба, концентрации напряжений и характера нагрузки на прочность вала компенсируют понижением допускаемых напряжений на кручение [τ] к. Основной и расчетной нагрузкой являются моменты вызывающее кручение и изгиб. Влияние сжимающих или растягивающих сил мало и, как правило, не учитывается. При проектном расчете определяют диаметр выходного конца, а для промежуточного вала диаметр под колесом. где М к - крутящий момент приложенный к валу; [ кр ] – допускаемое напряжение на кручение материала вала. [ и ] – допускаемое напряжение на изгиб материала вала. Диаметры других участков вала назначают при разработке конструкции с учетом технологии изготовления и сборки. Изгибающие моменты М можно определить лишь после разработки конструкции вала, когда согласно общей компоновке выявляют его длину и места концентрации напряжений: галтели, шпоночные пазы и др. Расчет осей является частным случаем расчета валов при М к =0.

Далее выполняют проверочный расчет выбранной конструкции по методике, базирующей на тех разделах курса сопротивления материалов, в которых рассматривают неоднородное напряженное состояние и расчет при переменных напряжениях. Т.е. – составляют расчетную схему вала, определяют все силы, действующие на вал, строят эпюры изгибающих и крутящих моментов и затем производят расчет вала. Приведенный или эквивалентный момент Мэкв. вычисляют по третей теории прочности по формуле Проектный расчет проверочный Расчет осей и валов на выносливость заключается в том, что для каждого предположительно опасного сечения определяют действительный коэффициент запаса усталостной прочности n и сравнивают с допустимом коэффициентом запаса прочности [n]. Следовательно, расчет осей и валов на выносливость осуществляется как проверочный, и этот расчет является основным. При совместном действии напряжений кручения и изгиба запас усталостной прочности определяют по формуле где и -коэффициенты запаса прочности по напряжениям изгиба и кручения соответственно. о

где -1 и -1 пределы выносливости при симметричном цикле изменения напряжения; а и -а амплитуды циклов; m и v - среднее напряжение циклов; k и k - эффективные коэффициенты концентраций напряжений; - масштабный фактор; - коэффициент упрочнения; и - коэффициенты, учитывающие влияние асимметрии цикла напряжений на прочность вала. Значение всех этих величин или рассчитывают по эмпирическим зависимостям или выбирают из таблиц. Расчет осей и валов на жесткость Для правильной работы передач и подшипников оси и валы должны быть достаточно жесткими. Расчет на жесткость имеет целью выяснения прогибов и углов наклона упругой линии оси детали в определенных сочетаниях. Условия жесткости где и y действительные значения прогиба и угла поворота; [ ] и [y]- допустимых значений. Существуют следующие приближенные рекомендации. Для валов зубчатых передач стрела прогиба под колесом где m-модуль зацепления. Для валов общего назначения: Угол наклона - под шестерней рад; в подшипниках скольжения рад. Расчет осей и валов на жесткость производят только после расчета их на прочность, когда формула и все размеры их известны.