РЫНОЧНЫЕ СИЛЫ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цель темы: научить менеджеров анализировать механизмы рынка. Базовые понятия: спрос и предложение.эластичность Модель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Advertisements

Основы экономики Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие Т3B 6070 MSc Inna Mazing Euroakadeemia.
Спрос и предложение. Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Предложение. Эластичность предложения. Работа выполнена учителем экономики МОУ СОШ 4 Г. Сосновый Бор Ефимовой Е.В.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Опора на понятия: закон спроса, закон предложения, цена, факторы производства, производитель, потребитель, товар Опора на понятия: закон спроса, закон.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 3. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Институциональная экономика Институциональная экономика Автор: к.э.н., доцент Карамова О.В.
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
Транксрипт:

РЫНОЧНЫЕ СИЛЫ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цель темы: научить менеджеров анализировать механизмы рынка. Базовые понятия: спрос и предложение.эластичность Модель спроса и предложения являются одним из самых важных инструментов менеджера, с помощью которой он может прогнозировать изменения в целях ресурсов и выпускаемой продукции.

Основы теории спроса и предложения Спрос-желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Интуитивное представление о спросе имеют все: эта потребность в определенных благах. Между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, то есть чем ниже цена товара, тем больше его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand – спрос). Кривая спроса P – цена за единицу товара Q – количество товара P D3D3 D2D2 D1D1 Q

Величина спроса Величина спроса – это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменения величины спроса происходит под действием ценовых факторов, при этом сам спрос не меняется. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов. Неценовые факторы спроса Потребительские ожидания Вкусы и доходы потребителей Спрос Внешние условия Цена на другие товары (субституты и комплементы)

Факторы,влияющие на спрос Субституты (взаимозаменяемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вырастает из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и др.) Комплементы (взаимодополняемые) – это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.). Нормальные товары (высшей категории) – это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода. Товары низшего качества (низшей категории) – это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).

Функция спроса Функция спроса на товар Х показывает то количество этого товара, которое будет куплено при различных ценах на него и на аналогичные товары, при различных уровнях дохода, а также при возможных значениях других переменных, которые влияют на спрос. Qxd = f(Px, Py, M, H) Qxd - количество приобретенного товара; Px - цена товара х; Py - цена взаимозаменяемого товара; M - доход; H - значение любой другой переменной ( затраты на рекламу, численность населения и др.

Предложение Предложение - это желание и способность продавцов реализовать товар на рынке. Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение есть кривая предложения S (от английского supply – предложение). P Q A B S3S3 S1S1 S2S2

Величина предложения Величина предложения – это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах. Сдвиг кривой S 1 вправо или влево означает, что изменилось предложение (соответственно увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов. Цены на ресурсыОжидания производителей Технология производства Ценовые факторы предложения Предложение Налоговая политика государства Экспорт и импорт товаров

Точка равновесия В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые D и S. Эта точка называется точкой равновесия, а цена и объем – равновесными. Только в этой точке цена устраивает продавца и покупателя. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования: цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение и цена повысится.

Цены и рыночные зоны Совместим кривые спроса и предложения. Полученная точка пересечения E – точка равновесия, где P 1 – равновесная цена, а Q 1 – равновесный объем. Всю координатную плоскость кривые D и S делят на четыре различные зоны, которые можно описать следующим образом: I – зона возможных покупок, но невозможных продаж (дефицит); II – зона возможных продаж, но невозможных покупок (излишек); III – зона невозможных покупок и продаж (мертвая зона); IV – зона наиболее благоприятных сделок. D S E P Q Цены пола Цены потолка I IIIIV II

Цены пола и цена потолка При вмешательстве государства в установление цен говорят о политическом ценообразовании. Цена потолка – максимальная цена дает ожидаемый результат только в случае, если она ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование " черного рынка". Цена пола – минимальная цена, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом. Она имеет смысл только тогда, когда выше равновесной. Однако стремление производителей в условиях перепроизводства (например сельхозпродукции) избавиться от товара ведет к образованию "серого рынка".

Понятие эластичности и ее виды Понятие эластичности и ее виды Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности. Эластичность – мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса на товар – это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.

Эластичность спроса по цене Эластичность спроса по цене Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен:, где E(p) – эластичность спроса по цене; Qd (%) – процентное изменение спроса; P(%) – процентное изменение цены.

Изменение спроса и цены При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления неприменим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла еди­ниц, а затем уменьшилась на 2500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда гдеQ 2 и Q 1 – конечный и начальный спрос; гдеP 2 и P 1 – конечная и начальная цена.

Виды эластичности. Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности: E>1 – эластичный спрос (на товары роскоши); E

Графики эластичности Эластичность спроса D D DQDQ DQDQ Р Е Р Е=0 Р Е=1 Р Е1 DQDQ QQQQ QQQQ QQQQ QQQQ QQQQ Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.

Эластичность спроса по доходу. Это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах при неизменности цен:, где Y(%) – процентное изменение дохода Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.

Перекрестная эластичность. Она характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой: гдеE(k) – перекрестная эластичность; Q 1 (%) – процентное изменение спроса на один товар; P 2 (%) – процентное изменение цены на другой товар. С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности: а) E(k)>0 для товаров-субститутов; б) E(k)

Эластичность предложения Эластичность предложения товара (по цене) – это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения: Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, то есть легкость, с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор – это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т. д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.

Практическая значимость теории эластичности Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, вли­яющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости.