Развитие индивидуальности личности учащихся на уроках самопознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды заданий для развития индивидуальной личности 1 блок Задания на создание возможностей самопознания 2 блок Задания на создание возможностей для самоопределения.
Advertisements

Фищева Н.С. МОУ ОСШ Что такое модерация? Семинар для учителей.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Личностно- ориентированное обучение.. Содержание: 1.Технология личностно-ориентированного обучения: - основные требования к разработке дидактического.
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Классный час одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Личностно- ориентированный подход в обучении Галина АлександровнаГусева- заместитель директора ДЮЦ по УМР www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Семинар по теме: «Формирование УУД в основной школе». Методист МКОУ «МИМЦ» Панюкова О.Н
П\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам.
Транксрипт:

Развитие индивидуальности личности учащихся на уроках самопознания

Цель городского семинара: обмен опытом работы по преподаванию предмета «Самопознание», обмен опытом работы по преподаванию предмета «Самопознание», знакомство с технологией развития индивидуальности личности при реализации личностно-ориентированного обучения знакомство с технологией развития индивидуальности личности при реализации личностно-ориентированного обучения

Жизнь прекрасна, когда творишь её сам Софи Марсо

Школа в переводе с латыни – лестница, это духовное восхождение человека… На самом деле Школа в Учителе. А учитель в переводе с Санскрита означает «Носитель света». Ш.А. Амонашвили

«Если отважился воспитать человеку ребенка – верни его крылатым »

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи – изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только человек брал в руки, какой – нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки. - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…»

Процесс духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования Идеология процесса Содержание процесса Технология процесса Ориентация на человека как на высшую гуманистическую ценность воспитания творческой и гуманной личности Целостность картины мира и человека в нем Актуализация личного опыта и духовно- нравственных качеств учащихся Гармоническое сочетание базового и дополнительного образования, обязательных и дополнительных дисциплин Формирование культуры ценностного внутреннего самоопределения Развитие личностного уровня самоопределения и субъектной позиции школьников Педагогическое управление: целеполагание, планирование, конструирование и коррекция, итоговый учет и контроль

ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЗНАНИЯ СО -ЗНАНИЕ ЗНАНИЯ ОТНОШЕНИЯ (ЧУВСТВА) ДЕЙСТВИЯ И ПОСТУПКИ

ЛИЧНОСТЬ –мотивационная сфера психики, которая побуждает, направляет, организует, оценивает и регулирует поведение. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.

«Вся эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого… Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается ее в состоянии стимулировать и направлять. В этом главное» «Вся эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную нравственную работу воспитуемого… Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается ее в состоянии стимулировать и направлять. В этом главное» С.Л. Рубинштейн

Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Саморегулирующий механизм индивидуальности личности, «запускающий» ее развитие: Потребности и мотивы самосовершенствования личности (нравственно-волевая мотивация), Я - концепция, Способности личности.

Содержание, методы, приемы такой педагогической технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания и саморазвития, в развитии потребности и способности ученика: Содержание, методы, приемы такой педагогической технологии направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания и саморазвития, в развитии потребности и способности ученика:

Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. 1)к самопознанию, интересу к своему «я», своим возможностям, способностям, особенностям личности, результатам своей деятельности – линия «Узнай себя» (познание себя как субъекта жизнедеятельности)

Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. 2)к самоопределению, выбору позиций, отношений в интересах своего развития – линия «Выбирай себя» (самостоятельно осознанные выборы учебных целей, задач, заданий и форм учебной работы)

Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. 3)к самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала – линия «Проявляй себя» (проявление свей индивидуальности в учебных заданиях и шире – в учебных ситуациях)

Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. 4)к совместному развитию с другими людьми в развитии себя через развитие другого – линия «Твори совместно»

Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. Индивидуальность личности по авторскому определению – это мир стремлений, мотивов, ориентаций, установок ученика. Значит, развитие индивидуальности личности – это, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию. 5)к саморазвитию, целенаправленному изменению себя как субъекта учения и воспитания ради собственного самосовершенствования, личностной саморегуляции своего психологического развития, притязаний и самооценки – линия «Меняй себя ради себя».

Ценностные ориентации и задачи личностно ориентированного образования: Формирование ценностной определенности и ценностной толерантности. Формирование конвергентного и дивергентного мышления, поисковой активности. Формирование самосознания, позитивной Я – концепции. Формирование самостоятельности. Формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности личностной уникальности каждого человека.

Основными постулатами компетентностного подхода являются: усиление личностной направленности образования, т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности учащихся и их активизация в процессе обучения (т.е. ученик должен сам искать, исследовать, строить своё знание); обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности. Это может быть знакомство с различными видами оценочной деятельности, включение в неё, ситуация оценки и самооценки, показ значимости самооценки для саморазвития и самосовершенствования; ориентация на саморазвитие личности. Главное требование - создание условий для проявления самостоятельности и творчества учеников в решении поставленных задач, возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения. Особое место уделяется рефлексивной деятельности.

Cоздание мотивации учащихся на развитие 1. собственное целеполагание ученика в учебной деятельности и в деятельности по самопознанию и саморазвитию, 2. его положительное отношение к учению и развитию, 3. развитые социальные и познавательные мотивы учения и самосовершенствования, 4. удовлетворение потребностей ребенка (от базовых до высших по А.Маслоу)

Самопознание Постановка целей самопознания Самоопределение выбор способа, средств достижения цели Самореализация Совместное развитие осуществление деятельности по саморазвитию с последующей корректировкой и кооперация с другими учащимися Саморазвитие анализ достигнутого, постановка новых целей

Способ целеполагания на уроке 1.учитель дает задание, не называя темы и цели урока, 2.учитель называет тему урока и переходит к формулировке задания, 3.учитель определяет цель урока, говорит о значении ее для усвоения знаний по предмету, 4.учитель организует групповое интервью о значимости цели и темы урока для изучения предмета, 5.учитель организует групповое интервью о том, что знают ученики о теме урока и что еще хотели бы узнать.

только там, где есть выбор, формируется самосознание, Я- концепция и потребностно- мотивационная сфератолько там, где есть выбор, формируется самосознание, Я- концепция и потребностно- мотивационная сфера

Задания на создание возможностей самопознания - «Узнай себя»:

содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками своего внутреннего мира через анкетирование, тестирование, проективное рисование; включение в урок или в домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих личностных и познавательных процессов и особенностей; «зеркальность задания» - обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием или внесенными в урок диагностическими и квазидиагностическими моделями ( н-р, описательные портреты различных типов людей с предложением прикинуть на себя) анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, и пр.)

Задания на создание возможностей самоопределения - «Выбирай себя»:

аргументированный выбор различного учебного содержания (источников информации, формы подачи информации и т.д.); выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности – практичности, по типу модальности и т.п.); задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала; задания на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития (какие из предъявленных заданий он станет делать сам, какие – с одноклассниками или родителями, а в каких потребуется помощь учителя).

Задания на «включение» самореализации - «Проявляй себя»

требующие творчества в содержании работы (придумывания тем, заданий, вопросов; сочинения, эссе, нестандартные упражнения, и т.п.); требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.); выбор различных «жанров» заданий («научный» отчет, художественный текст, изоиллюстрации, инсценировка, исследование и т.д.); задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.); задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературного произведения, в «маске», в игровой роли; проекты, в ходе выполнения которых знания реализуются во внеучебной сфере, в частности, в социально-полезной. мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть содержательное оценивание типа рецензий, мнений, анализа; важно, что это другая оценка, за включенность, проявленность своих творческих задатков.

Задания, ориентированные на совместное развитие школьников - «Твори совместно!»

совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.; «обычные» творческие совместные задания без какого- либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах написание сочинений; рисование, проектирование, создание моделей и т.д.); творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель, «специалист», «оформитель», эксперт и пр. (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и предоставляет возможности для творческих проявлений); творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации;

задания, предполагающие взаимопознание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы, или совместные задания типа интервью); совместный анализ результата и процесса учебной работы (групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.); стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оцениванием учителя, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы; подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

Задания, направленные на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и развивать «Меняй себя ради себя!»

задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы (н-р, рекомендация дома сделать какую-то творческую работу); проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание); субъективно трудные задания или сложные учебные ситуации, интерпретируемые публично учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (н-р, предлагается как добровольное задание ряд тем докладов, предлагается желающим после подготовки докладов сравнить уровень, особенности доклада с ранее выполнявшейся подобной работой и подумать о результатах сравнения); широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств: творчества, умения работать с информацией, взаимодействовать и т.д., с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе; задания на выбор в соответствии с идеалом профессионального поведения в привлекательной, желаемой профессии.

Предметом измерения в личностных изменениях являются поступки и действия человека, особенно в ситуации выбора.

«Предмет «Самопознание» - это подарок на всю жизнь тем, кто соприкасается с этим феноменом»«Предмет «Самопознание» - это подарок на всю жизнь тем, кто соприкасается с этим феноменом» Ж. Рахметова

«Но все эти меры - ничто без людей, не просто заинтересованных в действительных реформах системы образования, а таких, кто обладает знаниями о детской душе и призванием к бережному развитию индивидуального опыта, уникального мира каждого ребенка».

Любые педагогические изыски и инновации в сфере содержания и общения бесполезны, если не будет соблюдено непременное условие - гуманизация личности, становление Человека в человеке. Это медленный и подчас довольно мучительный процесс, который нельзя свести к той или иной идеологической кампании. Любые педагогические изыски и инновации в сфере содержания и общения бесполезны, если не будет соблюдено непременное условие - гуманизация личности, становление Человека в человеке. Это медленный и подчас довольно мучительный процесс, который нельзя свести к той или иной идеологической кампании. И в школе он должен начинаться с гармонизации личности учителя, с приобщения его к психологической культуре, которая предполагает культуру убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении к самому себе и к учащимся.

Спасибо за внимание!