Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований ФГОС второго поколения Куприянова Г.В., к.п.н., зав.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований ФГОС второго поколения.
Advertisements

Основная образовательная программа 20/05/09. «В конечном счете, мы должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой.
М. Л. Лазарева, директор школы МОУ СОШ 1 г.п.п.Чистые Боры Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
Проектирование ООПНОО на основе требований ФГОС Команды базовых школ 2 день 06/05/2010.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Соколовская СОШ» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Соколовская.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
3 семинар (методический) Технология разработки основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО)
Проектирование основной образовательной программы. Структура и особенности пояснительной записки. Проектирование основной образовательной программы. Структура.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Транксрипт:

Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований ФГОС второго поколения Куприянова Г.В., к.п.н., зав. кафедрой управления и экономики ГОУ ЯО ИРО

«В конечном счете, мы должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой точке нашей огромной страны. Это главная целевая задача». Д. Медведев

Что Вы ожидаете от участия в семинаре?

Нормативно-правовая база перехода на ФГОС второго поколения Приказ Минобразования 373 от ФГОС начального общего образования Приказ ДО ЯО 968 от

ФГОС и возможные сферы изменений в образовательных целях в учебном плане в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности в образовательных технологиях в условиях реализации образовательных программ в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов

Картина мнений ООП НОО - …

Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). п.2 Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Ст. 14 Закона РФ «Об образовании» п.5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно

Задание Какими характеристиками должна обладать ООП НОО, что иметь определенную ценность для разных субъектов? Работа с матрицей «Назначение ООП»матрицей

ООП как средство реализации общественного договора Права и обязанности участников реализации ООП НОО Договор

ФГОС Раздел 111 п. 14. «Основная образовательная программа … определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»

Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

Содержание образования - содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность

Разработка ООП Разрабатывается ОУ самостоятельно Продукт коллективного труда Участники процесса разработки ООП – педагогический коллектив, родители, дети и представители социума Разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы

Структура ООП Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ООПНОО Учебный план начального общего образования Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы * Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающихся

задание Сравните образовательную программу ОУ (действующую в ОУ), примерную основную образовательную программу и основную образовательную программу (раздел 3 ФГОС «требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования) Определите разрывы в документах и особенности ООП переходного периода

ООП НОО Охват – 4 года 2 стандарта Обновление за счет отдельных элементов (учебный план, рабочие программы) Целостность, конкретность, гарантии достижения планируемых результатов, гибкость, сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам, контролируемость, соответствие структуре

AP DC Процесс разработки и реализации ООП - Цикл Деминга Что я хочу достичь? Каких результатов я ожидаю? Что у меня для этого имеется? С какими трудностями мне придется столкнуться? Планируй (PLAN) Выполнение заплани- рованных действий Определение и приме- нение методов Сбор данных с целью доказательств успеха Выполняй (DO) Анализируй данные Сравни запланированные и достигнутые результаты Зафиксировать конкрет- ные улучшения Проверяй (CHECK) Внедрение улучшений Постоянно следить за показателями Продумать дополнительные возможные улучшения Действуй (ACT)

Пояснительная записка Цели реализации ООП Принципы и подходы к формированию Общая характеристика ООП Ссылка на нормативную базу разработки ООП ОУ Ключевые характеристики ОУ

Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО Личностные результаты (система ценностных отношений к себе, другим, образовательному процессу и его результатам) Метапредметные результаты (освоенные способы деятельности) Предметные результаты

Современное понимание образовательных достижений Освоение предметных знаний и умений Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины) Овладение междисциплинарными умениями: - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст) - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.), - овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), - умения сотрудничать и работать в группах; - умения учиться и самосовершенствоваться; - умения решать проблемы и др.

Результат – освоенные способы действий Познавательные Личностные Регулятивные Коммуникативные

Учебный план «…организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом…» (ст. 15 Закона РФ «Об образовании») -Обоснование (пояснительная записка) -Соотношение инварианта и вариатива 80% и 20% -Максимально допустимый объем -Объем нагрузки, подлежащий финансированию -Состав обязательных учебных предметов + вариатив + внеучебная деятельность

Внеучебная деятельность Спортивно-оздоровительная Художественно-эстетическая Научно-познавательная Военно-патриотическая Общественно-полезная Проектная Часы используются по желанию учащихся

Базисный учебный план Механизм формирования учебного плана ОУ (нормативно устанавливает предельно допустимую нагрузку; перечень предметов инварианта; соотношение инварианта и вариатива) Основание для финансирования ОУ

Разработка учебного плана школы определяется целым рядом внешних и внутренних факторов позиция местных и региональных органов управления в отношении реализации ФГОС К внешним относится: Внутренними факторами являются: социальный заказ школе степень реальной автономности образовательного учреждения и его возможность самостоятельно реализовать поставленный цели и задачи наличие ресурсного обеспечения, необходимого для удовлетворения образовательных потребностей состав учащихся, зрелость педагогического коллектива, уровень квалификации учителей, принятая миссия и выбранный профиль/ направленность школы, Учебный план школы

Требования к учебному плану ОУ отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке вариативность преемственность обеспеченность плана ресурсами

Возможные ошибки Пояснительная записка отсутствует или составляется формально ( не объясняется и не обосновывается целесообразность изменений, которые внесли в план разработчики, не раскрываются ценностные установки, которыми руководствовались при создании плана) Несоблюдение норм базовой модели, на которые опираются школьные учебные планы ( в сторону превышения, нарушается норма предельно допустимой учебной нагрузки) Разрабатывается без учета мнения всех участников образовательного процесса (не учитываются индивидуальные потребности обучающихся)

ФГОС Раздел 111 п. 18 «Основная образовательная программа … должна учитывать тип и вид ОУ, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.»

Отчет о самооценке: вопрос 6 Насколько хорошо образовательная программа ОУ отвечает потребностям обучающихся? Оцените. 1 очень мало 2 удовлетво рительно 3 хорошо 4 превосход но

Параметры оценки (таблица 7) Регулярность проведения мониторинговых исследований Степень удовлетворенности Наличие обучающихся по ИУП Процент выпускников, получивших за ЕГЭ положительные отметки Процент обучающихся, справившихся с итоговыми контрольными работами Наличие призеров

Образовательная программа как средство удовлетворения потребностей Механизм изучения и согласования потребностей детей, родителей и возможностей ОУ Механизм удовлетворения потребностей

задание Определите потребителей образовательных услуг вашего ОУ Определите образовательные потребности Оформите карту потребностейкарту потребностей Простройте процедуру согласования потребностей и возможностей ОУ

Рабочие программы Закон РФ «Об образовании»: В соответствии ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа учебного предмета - это совокупность учебно-методической документации: пояснительная записка, содержание обучения, календарно-тематический план, планируемые результаты, способы и формы оценки их достижения, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Программы Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы *

Система оценки – элемент модели обеспечения качества образования Оценка результатов деятельности по реализации ООП (направления): Общероссийской, региональной и муниципальной систем Образовательных учреждений и педагогов Обучающихся

Нормативная основа построения системы оценки на уровне ОУ Совокупность требований к результатам освоения ООП, устанавливаемых ФГОС Планируемые результаты освоения ООП ОУ

Процедуры оценки итоговая оценка и аттестация выпускников (оценка образовательных достижений обучающихся) государственная аккредитация ОУ и аттестация педагогов (оценка эффективности деятельности ОУ) процедуры оценки состояния и тенденций развития систем образования

Продукт оценки Персонифицированная информация Неперсонифицированная (анонимная) информация Контекстная информация об условиях и особенностях деятельности субъектов ОУ

Система оценки в ОУ (особенности) Планируемые результаты используются как содержательная так и критериальная основа оценки; Регламентация мониторинговых процедур наряду с аттестационными; сочетание внешней и внутренней оценки Оценка контекстной информации Акцент на оценку овладения системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений Комплексный подход к оценке результатов Оценка динамики достижений Использование накопительной системы оценивания Обогащение инструментария за счет использования проектов, практических работ, творческих работ, самоанализа и самооценки и т.п.