Северный гений Выполнила студентка 3 курса художественно-графического факультета Васильева М. И. Преподаватель Гудилина С. И. Москва, 2008 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Advertisements

Подготовил ученик 8 а класса Yusifov Rout. Детство Николай Васильевич родился в местечке Сорочинцах, на Украине. Родители Гоголя были небогатыми помещиками.
Миф об Орфее и Эвридике. Сын Аполлона и музы Каллиопы. Певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но.
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Родина – это часть меня Малая родина. У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где всё кажется ему особенным, родным. Моя малая.
Жизнь и творчество Эдварда Грига ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 11-Б КЛАССА БОНДАРЕНКО ГЕОРГИЙ.
СКАЗКА 4 Жил-был мальчик по имени Вовка. Было ему от роду 8 лет. Жил он в огромном городе среди камня и асфальта и на окружающую его скудную природу и.
СТИХИ АНДРОСЕНКО СВЕТЛАНЫ ДЕБЮТ УЧЕНИЦЫ 7 КЛАССА Б ГБОУ СОШ 782 ВОСТОЧНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ 2010 г.
гг.. познакомиться с биографией И.С. Шмелева; Вызвать интерес к творческой работе; развить навыки анализа текста.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
С днём Святого Валентина! Желаем счастья в этот день, Тепла от всех кто будет рядом, Улыбок светлых на лице.
На сороковой день рождения Иисуса Христа Святая Мария вместе с Младенцем Иисусом отправилась в храм помолиться.
Фотоальбом «Моя дружная семья!» Ученицы первого класса Лукьяновой Анастасии.
Узнать знаменитого человека нашего села поближе, рассказать о нем людям. -Познакомиться с мастером, которым гордится все наше село, расспросить его о.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
Материнская любовь подобна кругу, она не имеет ни начала, ни конца.
Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая.
Белая шубка Г.Скребицкий В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет. Зимний лес без снега казался хмурым,
Гоголь Николай Васильевич ( ). Детство Николай Васильевич родился в местечке Сорочинцах, на Украине. Родители Гоголя были небогатыми помещиками.
Письмо. Что такое письмо?. Здравствуй! «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка.
Транксрипт:

Северный гений Выполнила студентка 3 курса художественно-графического факультета Васильева М. И. Преподаватель Гудилина С. И. Москва, 2008 год

Содержание 1. Биография 2. Галерея Fra Lofoten («С Лофотенских островов») Troldskab («Колдовство») Svartedauen («Черная смерть») Har Dyrene Sjæl? («Есть ли душа у животных?») Tirilil Tove («Тирилиль Тов») Тест

Теодор Северин Киттельсен 27 апреля 1857 года – 21 января 1914 года) норвежский художник, график и иллюстратор, знаменитый своими пейзажами и рисунками на мифологические сюжеты, в первую очередь изображениями троллей.

Биография Теодор Северин Киттельсен (Theodor Severin Kittelsen) родился 27 апреля 1857 года в маленьком прибрежном городке Крагерё (Kragerø) на юге Норвегии. Семья Киттельсенов была купеческой, и Теодор был вторым из восьми детей. С ранних лет мальчик увлёкся рисованием и мечтал сделаться художником или скульптором.

Отец Киттельсена Юханнес умер, когда Теодору было 11 лет, и с его смертью материальное положение семьи резко ухудшилось. По этой причине Теодору рано пришлось зарабатывать на жизнь он начал работать помощником часовщика в Крагерё. Уже тогда его рисунки вызывали интерес и восхищение земляков. Среди них нашлись те, кто подговорил Теодора отправиться в Кристианию тогдашнюю столицу Норвегии и помог ему деньгами на поездку. Там Киттельсен поработал учеником маляра, но работа оказалась слишком тяжёлой и совсем не той, которой он ожидал, и Теодор уехал обратно домой, решив стать моряком. Бродя по берегу, он с надеждой засматривался на пароходы, но больше его взгляд привлекала красота природы родных мест, к которой он с детских лет чувствовал особую привязанность. И вот в один прекрасный день Киттельсен окончательно решил во что бы то ни стало сделаться художником. Однако сначала ему опять пришлось поработать учеником часовщика на сей раз в городе Арендале. Его хозяин, немец по фамилии Штейн, хорошо относился к ученику и говорил, что из него никогда не выйдет часовщика, но может выйти художник. Он даже попросил у Теодора его рисунки, и однажды торжественно сообщил мальчику: на его художества обратил внимание Дидрих Мария Ол человек состоятельный и знавший толк в искусстве. Он пригласил Киттельсена к себе домой, долго беседовал с ним, повторяя, что путь художника один из самых трудных, и, убедившись в непреклонности намерений юноши, объявил, что Теодор может отправляться в школу искусств в Кристианию. О плате за его обучение Ол уже позаботился.

Далее Киттельсена ждало возвращение на родину, где он прожил два года, отслужил воинскую повинность, после чего, получив стипендию, отправился в Париж. Культурная столица Европы встретила художника очень неприветливо, и он в 1883 году вновь оказывается в Мюнхене. Киттельсен работает не покладая рук, и его рисунки пользуются успехом, но нужда не оставляет художника. Оказавшись в сложном материальном положении, он всё сильнее ощущает тоску по родине, по норвежской природе. Киттельсен писал: Мне более всего по душе таинственное, сказочное и величественное в нашей природе, и если я не смогу впредь совмещать свою работу с разумным изучением природы, я боюсь, что невольно отупею в своих чувствах. Мне становится всё более и более ясно, что я должен делать, у меня всё больше и больше идей но я должен вернуться домой, иначе из этого ничего не выйдет. В 1887 году с помощью норвежских друзей он возвращается на родину, теперь уже навсегда. В родном городе он поселяется у сестры и её мужа, которые держат стекольный магазин, но вскоре он закрывается, и зятю художника предлагают работу смотрителем маяка на Лофотенах. Киттельсен вместе с ними едет туда. Два года, проведённые на острове Скомвар, лказываются очень плодотворными для художника. Впечатления от местной природы захватили его с головой. Он создаёт несколько серий рисунков, которые впоследствии выходят отдельными книгами: «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, ) и «Колдовство» (Troldskab, 1892). Это были первые книги, целиком созданные Киттельсеном. Помимо рисунков, он публикует в них тексты, обнаруживая незаурядный писательский талант.

В Кристиании Киттельсен становится учеником в художественной школе Вильхельма фон Ханно, одновременно посещая занятия в классе Юлиуса Миддельтуна. После двухлетнего обучения у фон Ханно Ол предоставил Киттельсену финансовую поддержку, чтобы тот смог продолжить обучение в Мюнхене. Первые два или три года были для художника счастливым периодом. Он учился и работал, а в свободное время посещал местные таверны, живя весёлой студенческой жизнью в обществе земляков Эрика Вереншёлля, Герхарда Мюнте и других. Но после трёх лет обучения начались трудные времена с того момента, когда Ол больше не мог оказывать финансовую поддержку своему протеже. Киттельсен жил скудными доходами от своих картин и рисунков, обходился самыми дешёвыми продуктами и погряз в долгах. Тем не менее, в Мюнхене он создаёт свои первые значительные работы, в частности, картину «Стачка» (Streik, 1879), выполненную в критико-реалистической манере и не имеющую почти ничего общего со зрелым творчеством художника. В то же время, Киттельсен осознаёт себя скорее как иллюстратор, нежели чем автор больших полотен. Уже в первый период пребывания в Мюнхене он увлекается такими жанрами, как карикатура и анималистика, тем самым прокладывая дорогу к зрелому творчеству.

Рисунок морского тролля, несомненно, был одним из первых, навеянных пейзажами Нурланна северо-восточной части Норвегии. Встреча с троллем сюжет многих норвежских историй, одна из них послужила тематикой картины Киттельсена. Это история о Йохане Перса и Элиасе Нильса, об их встрече с морским троллем. В конце истории Элиас нашел на одной из шхер огромный камень и в гневе сбросил его в море, и тут: «Едва он упал в воду, как стал стремительно увеличиваться, он рос и рос и вскоре из морской пучины поднялось ужасное чудовище, которое раскрыло свои огромные челюсти, настолько огромные, как открытый гроб, и прорычало: Ну-ка, попробуй плюнуть мне в лицо еще раз, Элиас, но позволь мне сказать тебе…» Другие рисунки из книги Колдовство посвящены персонажам норвежского фольклора и народных преданий.

В 1889 году в жизни художника происходит поворотное событие: он встречает девушку по имени Инга Кристине Дал. Родом из города Дрёбака, она была на десять лет младше Теодора что вовсе не помешало им полюбить друг друга и пожениться спустя пару месяцев после знакомства. Их скорый брак оказался счастливым, и у них родились девять детей. Прокормить такое большое семейство было очень нелегко, особенно художнику. Несмотря на постоянные материальные трудности, Инга до конца жизни была опорой семье и поддержкой своему мужу, помогая ему как по дому, так и в организации выставок. Семейство Киттельсенов неоднократно переезжало, живя в разных уголках Норвегии. Самым долгим и счастливым было пребывание в имении Лаувлиа в провинции Сигдал. Здесь они обрели свой дом, обставив и украсив его так, что каждому было ясно: здесь живут люди творческие. Киттельсен, помимо таланта живописца, оказался также искусным резчиком по дереву стоит только взглянуть на шкафчики и стулья, украшенные причудливыми изображениями троллей и древних королей, чтобы это понять. Мама, мама они дразнят меня, что мои щёки трясутся, когда я прыгаю!

Она была маленькая и сгорбленная, лицо её было зеленовато-жёлтое с чёрными пятнами. Глаза её смотрели искоса, тёмные и беспокойные, глазницы глубоко вдавались в череп. Время от времени странный, зловещий свет вспыхивал в них, и они начинали быстро сверкать сразу во все стороны, так что было невозможно поймать её взгляд. Голова ее тряслась вверх-вниз, рот рывками двигался при разговоре остро, ожесточённо. Она была хуже, чем сама чума, подумалось мне, и я взял её имя, чтобы назвать им Чёрную Смерть. В 1890-е гг. Киттельсен выпускает целый ряд книг, самой значительной из которых считается Чёрная Смерть (Svartedauen). В ней художник воспроизвёл самый драматичный период истории страны, когда под угрозой оказалось само существование норвежцев как нации. Образ главной героини самой Чумы, с метлой и граблями опустошающей города и сёла был навеян не только фольклором, но и реальными обстоятельствами жизни Киттельсена. В первые месяцы после женитьбы они с Ингой жили в доме в Скатей, недалеко от тех мест, где родился художник. Там им повстречалась старуха, столь же безобразная внешне, сколь и мерзкая по характеру. В округе её так и звали «Чума». В Книге забвения (Glemmebogen) он пишет: Чёрная Смерть

Прошло много времени, прежде чем идея целиком оформилась в сознании Киттельсена. В письме из Витстена, где художник тогда жил, он пишет: Между нами, Чёрная Смерть доставляет мне множество хлопот. Боже мой, до чего же трудный предмет для рисования! Чёрная Смерть это пятнадцать поэм с иллюстрациями, в большинстве своём целиком созданные самим Киттельсеном. Самые потрясающие из них Чума идёт, Осенний вечер, в которых он достиг при удивительной стилистической простоте потрясающего эффекта восприятия. Чума на Лестнице кульминация Чёрной Смерти, где странная, головокружительная перспектива рисунка необычайно усиливают исходящее от него ощущение ужаса. И в плане темы, и в манере исполнения этот рисунок занимает особенное место во всём творчестве Киттельсена.

Из других книг Киттельсена следует отметить цикл «Есть ли душа у животных?» (Har Dyrene Sjæl?, ), продолжающий сатирическую линию в творчестве художника. Жабы, лягушки, птицы, насекомые изображены здесь в ситуациях, весьма характерных для человеческой жизни: праздники, пирушки, сватовства, детские игры и сами служат гротескными иллюстрациями свойств и типов человеческого характера. Цикл «Тиририль Тове» (Tirilil Tove) погружает нас в мир природных таинств. Зоркий глаз художника, всматриваясь в, казалось бы, обыкновенные пни, деревья и корни, видит в них пугающие и завораживающие образы лесных и горных обитателей. Грань между реальным и фантастическим практически невидима. Tjernet (1897)

В 1908 году за свою деятельность художник был награждён рыцарским орденом Святого Олава высшей государственной наградой Норвегии. Несмотря на успех и признание, Киттельсен по- прежнему испытывает материальные трудности, и последние годы его жизни оказываются безрадостными. В 1910 году местный банк отказал семейству Киттельсенов в поддержке, и они с болью в сердце вынуждены были продать свой дом в Лаувлиа дом, где каждая половица была пропитана их духом, духом Искусства. Последние годы художник и его семья жили сначала в пригороде Осло, а затем в местечке Йелойа (Мосс). Несмотря на одолевавшую его болезнь и тяжкое сознание того, что он не в силах прокормить свою семью, Киттельсен работал до последних дней.

Галерея

Fra Lofoten Автопортрет Sund i Lofoten Trollfugl

Дракон Морской змей Умирающий горный тролль Ведьма Troldskab

Осенний вечер Она гуляет по стране (начало) Через реки и озёра Она гуляет по стране (продолжение) Бедняк Svartedauen

Har Dyrene Sjæl? Представители племени Майори обнаружили бренные остаки Хабеникса ПреждевременныйДрака навозных жуков В загул Cемейные проблемы Billenes Sankthansfest

Tirilil Tove Тирилил-Тов Высоко в горах поёт рожок Есть озеро в Свартбюдалене Я пришёл к потаённым источникам и озёрам, где лоси утоляют жажду

Через реки и озера Пер Сандакер как-то рубил дрова, Ай, ай, ой, ой! Сырые поленья кололись едва, О Боже мой! Вдруг видит старуха, горбата спина, Как грех адамов, стара и страшна! «Мне надо, Пер, в Эскеланн, хошь не хошь, Меня через озеро ты повезёшь!» Пер грёб так, что брызги стояли столбом, Старуха кривилась недобрым смешком. И тут он понял, что за бабьё, И думал: чёрт бы подрал её! «О бабушка, молвит, всё сделаю я, Если в живых ты оставишь меня!» Старуха огромную книгу хвать, Слюнявит палец, давай листать. «В живых остаться не выйдет, ей-ей, А мне через озеро надо скорей! Но за труды награжу тебя всё ж: Быстро, без боли, легко умрёшь!» И Пер обратно поплыл домой, А старая уж шуровала метлой. И вот он без сил на скамейку упал, Ай, ай, ой, ой! И вечный сон ему очи застлал. О Боже мой!

Она гуляет по стране (начало) Тусклые воспоминанья Рассыпаются бесследно Пред всевышними вратами, Перед вечностью всесущей. За бескрайними вратами Там небесное блаженство Все земные скорби лечит Лепестками роз прекрасных. Ветер воет, ливень хлещет На пустынных плоскогорьях, Меж болот, среди камней Лошадь сонная плетётся, Мёртвых на себе везёт Привязав себя к поводьям, Муж с женою по дороге Умерли. Шатает клячу, Будто ком четвероногий, Чмок-чмок-чмок в болото тянет. В мёртвых мир лежит дорога, Там бескрайние просторы Все в цветах прекрасных, белых. Ветер воет, ливень хлещет, Ворон чёрный ищет падаль.

Она гуляет по стране (продолжение) Чума гуляет по стране, Ни города, ни сёла не щадит. Она сгребает сотни, Выметает тысячи.Люди в леса бегут, Высоко в горы или далеко В открытое море, К островкам и шхерам. В пещерах и расселинах прячутся, Гоняют друг друга, как диких зверей. А чума идёт следом На запах людской. Ухает сыч, кричит гагара, Призраки бродят по суше, по морю, Тащит чудище с собою Стонут, вздыхают, Плачут, скулят.Ночами – крики и вой. Призраки выползают из тины, Бьют мертвецов, Тащат с собой. Ветер черепами играет, Катает их меж камней, по песку, Трубит в них, высохших, Сверкающе-белых. Эхо гремит в чёрных горах, Слушает моря Плач одинокий, Чавкая жадно. Туман клубится огромными хлопьями Над горами и фьордами. Окутано мертвенно-влажным туманом Всё вокруг.А чума метёт нещадно, Всех сметает: Тех, которым жизнь постыла, Кто в печалях, полон боли, Жаждет смерти; Тех, кто жизни страстно жаждет, Лишь в последнее мгновенье В страхе смерти лицемерит Пред распятием и Богом. Всех сметает без пощады В кучу мёртвых.

Бедняк Всё знакомо ему, Каждый пень, деревцо, Всё та же тропа, Мысли всё те же.Много лет он по этой тропинке Бродил. Все мысли его – Одна скучная песня: «Каждый куст мне знаком, Каждый лист знаю я, Каждый звук, каждый шаг, Каждый проблеск в тени».Дорога длинна – Долог путь. Дятел прогнившее Дерево долбит. То ворона вскрикнет, То белка прошуршит. А кругом тишина, Так мертвенно тихо – Что вздрогнешь, ручей Журчащий заслышав.Вот кто-то идёт? Или это Ему показалось? Там, из-за поворота, Плетётся старуха, Скрюченная, С метлой и граблями.Головой качает, Идёт навстречу, Смотрит в глаза Колющим, косящим, Недобрым взглядом, Тянет сухую Дрожащую руку – Лишь кожа да кости, Бледная, жёлтая, В тёмно-синих пятнах.

Осенний вечер Осень пришла, Стали ночи темнее. Старый Кнут У печки сидит, Грустный, на пламя Задумчиво смотрит. Холодно, сыро Осенней порою, Туман пеленает Чёрные ели, Ухает филин Где-то вдали. Старый Кнут В углях копошится, Искры трещат, Огонь полыхает, И призраки-тени Пляшут по стенам. Возится Тора С котлами и чашками, Плетётся, вздыхая, К полкам с посудой, - Так много забот У неё в этом доме. А там, за окном, Во мраке дождливом, Визг и стоны, Скрипы и шорох, Словно мертвец В дверь костями стучится.

Пройти тест

Вопрос 1 В какой стране родился и прожил большую часть своей жизни Теодор Кительсен ? Дании Скандинавии Англии Норвегии

Вопрос 2 Как звали человека который помог стать помощнику часовщика настоящим художником ? Дидрих Мария Ол Инга Кристине Дал Юлиуса Миддельтуна

Вопрос 3 Как переводится с норвежского название книги «Troldskab»? Колдовство Долина троллей Никак

Молодец! Поздравляю! Сегодня ты познакомился с творчеством замечательного художника. Узнавай новое каждый день.

Конец

Данная программа предназначена для уроков мировой художественной культуры в 8 – 9 классах средней школы. А также для дополнительного образования. Цель программы заключается в достижении простоты и интерактивности в изложении материала Задача программы развитие и закрепление знаний и интереса к мировой художественной культуре у учащихся средней школы.

Неверно