Цепочка (создания) ценности в медиабизнесе Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ Профессор Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ, 2012/2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цепочка (создания) ценности в медиабизнесе Медиаэкономика Профессор Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ 2012/2013 учебный год.
Advertisements

Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Стратегический анализ (1) 1.Сущность и содержание стратегического анализа 2.Среда функционирования компании 3.Классификация методов стратегического анализа.
Экономика и менеджемнт СМИ Введение. = Контент: печатные (книги, журналы), электронные (фильмы, ТВ, радио, игры, музыка, интернет, мобильный контент)
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент.
1.Структура и содержание среды функционирования предприятия 2.Методы стратегического анализа внешней среды предприятия 3.Методы стратегического анализа.
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
ТЕМА 1.13 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Лекция 10.
Бизнес-модели современных медиапредприятий Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ Профессор Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ, 2012/2013.
Наволокина Валерия Карелов Дмитрий Группа УМЛ-213.
1. Рынок, его виды и основные функции 2. Характерные черты рыночной экономики 3. Конкуренция и её виды 4. Менеджмент 5. Маркетинг.
Тема 2. Маркетинговая среда: анализ и взаимодействие Дисциплина «Основы маркетинга» Кметь Елена Борисовна к.э.н., доцент кафедры маркетинга и коммерции.
РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Стратегический менеджмент Содержание курсовой работы.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Mini Boss – бизнес школа для детей Раздел: «РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА» Тренер: Смольянинов Николай Евгеньевич, доцент кафедры экономики предпринимательства.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Транксрипт:

Цепочка (создания) ценности в медиабизнесе Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ Профессор Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ, 2012/2013 учебный

Медиаиндустрия: границы Одна отрасль или несколько? Сегментирование МИ –По типу производимого продукта Печатные – электронные медиа –По типу основной бизнес-модели Коммерческие, общественные/некоммерческие, годсударственные –По позиции в цепочке создания ценности Самостоятельное производство контента Придание формы имеющемуся контенту («упаковка») Дистрибуция = управление инфраструктурой, поддержание отношений с пользователями, обеспечение актуального контента

Общие проблемы Новые предложения по контенту Ориентация на 3 составляющих потребительского рынка Большая волатильность отрасли Наличие большого числа местных рынков, а не одного, причем глобального Поиск баланса между экономической целесообразностью и социальной миссией

Контент Контент: «скоропортящийся» продукт Зависимость от вкусов, стиля жизни моды Медиаиндустрия = бизнес, опирающийся на людей (people business)

Контент СМИ как товар По природе – общественное (публичное) благо = обладает свойствами неконкурентности и неисключаемости в использовании После потребления контент СМИ не исчезает как материальные продукты Основное противоречие: между свойством контента как общественного блага и частным характером его присвоения; особый механизм присвоения – право интеллектуальной собственности

З составляющих «потребрынка» Качественный контент = рынок авторов/медиаперсон Пользовательская аудитория = рынок потребителей Корпоративные маркетинговые бюджеты = рынок рекламодателей и спонсоров

Волатильность Циклический характер доходов (правило «большого пальца») Фактор системного риска, входящий в стоимость капитала (коэффициент бета), выше среднего –80% новых телешоу для прайм-тайма в США не возобновляются во втором сезоне

Ориентация на местные рынки Глокализация контента международных брендов и рекламы Популярность телепрограмм –Покупка форматов Роль местных культур –Дизайн газет в разных странах

Общественная миссия СМИ – четвертая власть: сопротивление политикам и лоббистам Прозрачность собственности Концепция социально ответственного медиабизнеса –Германия, Axel Springer –Швеция, Bonnier

Трансформации Рост потребления СМИ Инновации в технологиях –Усиление борьбы за внимание –От «охвата рекламой» - к реакции на рекламу –От потребления к интерактивности –От платного – к бесплатному – к платному контенту

Анализ «окружающей среды» СМИ Основы рыночного анализа (анализа рынка) – выявление основных сил, влияющих на медиаорганизации Источники информации: вторичные + люди Качественные методы –SWOT –PEST/PESTEL: political, economic, social, technical, environmental, legal –Case study: исследование проблемы (медиакомпания) в образовательных целях –Анализ пяти сил Портера

SWOT-анализ

Матрица рост – доля рынка

Рыночный анализ Внимательное изучение –Внешних условий –Внутренних (организационных) условий –Финансовой ситуации

Стратегический анализ: Комплекс окружающей среды Макроанализ окружающей среды(экономический, политический, технологический, социо-культурный) Анализ индустрии СМИ (поставщики/покупатели/конкуренты/потенциал ьные участники/заменители) (supplier/buyer/audience/competitors/potential entrants/substitutes) Формулирование и реализация стратегии

Внешние условия Анализ долгосрочных тенденций –Рост рынка –Спрос на продукт –Политические/законодательные условия –Технологические тенденции –Рыночные структуры –Доступ к каналам распространения –Выявление целевого рынка

Анализ внешних условий (1) Тенденции развития рынка –Сокращение: чтения печатных газет и прослушавания радио, увеличение времени просмотра телепередач (но не телевидения) –Диверсификация медиасистем, сопровождающаяся развитием новых медиа и усилением интерактивности: активные аудитории + усиления котроля за блогами + развитие маркетинга в социальных сетях –Изменения стиля жизни и фрагментация аудитории, вызванные продолжающейся социальной реструктуризацией и размыванием социальных границ Женщины на рынке труда Конвергенция жанров –Рост стоимости производства контента и рекламы: замкнутый круг

Анализ внешних условий (2) Спрос на СМИ –Цена на контент –Цена на заменителей и взаимодополняющие товары –Price of substitutes and complements: рынок содержания и рынок рекламы –Дохода потребителей (аудитория) –Вкусы потребителей /аудитории

Стратегический анализ: Комплекс окружающей среды Макроанализ –экономический, политический, технологический, социо-культурный Анализ индустрии СМИ –поставщики/покупатели/конкуренты/потенциа льные участники/заменители Формулирование и реализация стратегии

5 конкурентных сил Майкла Портера Достаточно старая и известная модель определения привлекательности текущей отрасли для компании Она помогает определить потенциальные опасности и проблемы, с которыми придется столкнуться компании

Пять сил влияния на компанию новые конкуренты - новые игроки на рынке; существующие конкуренты; «конкуренты», предлагающие продукты- заменители; власть поставщиков; власть покупателей;

Схема 5 сил Портера

Портер: элементы основной деятельности Входящие поставки: приобретение, хранение и распределение исходных ресурсов для производства продукции или услуг; Операции (производство): обработка, сборка, контроль качества и т.п.; основная функ­ция – в том, чтобы превратить исходные ресурсы в конечный продукт/услугу; Исходящие поставки: распределение продукта между покупателями – хранение, погрузка и разгрузка, управление складскими запасами. Маркетинг и продажи: ознакомление потребителей с продуктом или услугой, включает решения в области ценообразования товара, его продвижения на рынке, дилерской поддержки и др. Обслуживание: повышение или сохранение ценности продукта или услуги; включает предпродажную подготовку, обслуживание в торговых точках, послепродажное обслуживание, ремонт и т.п.

Вспомогательная деятельность Портер определяет четыре вида вспомогательной деятельности: материально-техническое снабжение, технические разработки, управление трудовыми ресурсами инфраструктура фирмы

Цепочка ценности Цепочка ценности (value chain) - понятие, введенное М. Портером и рассматриваемое в рамках системы стоимости. В контексте конкуренции М. Портер определяет стоимость как сумму, которую покупатель согласен уплатить за то, что ему поставляют. Цепочка ценностей иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и кончая производством готового изделия. Исследуя процесс шаг за шагом, можно установить, где фирма конкурентоспособна, а где уязвима.

Производственная цепочка/ цепочка создания ценности Производ- ство Упаковка Распростра-нение Сырье

Структура цепочки создания ценности

«Цепочка ценности» в медиабизнесе Цепочка ценности производителя Цепочка ценности распространителя Приобретен- ное содержание Произведен- ное содержание Отбор, структури-зация, предвари- тельная упаковка содержания Подготовка содержания к распростр- анению в определен-ной медиа-форме Распростра- нение содержания Маркетинг, реклама и продвиже- ние содержания Приоб- ретенное сод-е Произве- денное сод-е

Вопрос на лекции Какие тенденции социального развития, по вашему мнению, повлияют на медиабизнес в ближайшем будущем?

Рыночные стратегии предприятий СМИ Знание современных тенденций: –Анализ «вертикальной производственной цепочки» –Отчуждение собственности от управления Основные стратегии: –горизонтальный рост –вертикальный рост –диагональный рост –кластеризация

Формирующийся кластер индустрии содержания Газетный и журнальный бизнес Книгоиздание Телевизионная индустрия Радиоиндустрия Кинопроизводство Видеопроизводство Звукозаписывающая индустрия Производство онлайнового содержания Производство компьютерных игр Создание баз данных

Спрос и предложение в медиаиндустрии Понятие «спроса»: совокупная общественная потребность –Спрос на контент –Спрос на доступ к аудиториям Понятие «предложения»: заявление предприятий СМИ о намерении продать свой продукт –Товар (содержание) –услуги (доступ к аудиториям) Эластичность – интенсивность реакции

Ценность медиатовара Ценность отражает готовность покупателя тратить свои редкие ресурсы за товар (услугу); Ценность укоренена в понятии спроса; Ценность медиатовара определяется как издержками производства, так и предлагаемым содержанием и характеристиками аудитории.

Постоянные и переменные издержки в СМИ Переменные издержки в печатных СМИ: бумага, типографская краска, доставка расширение производства ведет к увеличению аудитории Постоянные издержки в ТВ-индустрии: оплата труда творческих коллективов, амортизация съемочного оборудования дорогостоящая программа не обязательно создает большую аудиторию

Ценность для предпринимателей Экономическая эффективность предприятия; Размер собственности медиакомпании; Диверсифицированность производства; ___________________________________ Положение на рынке влияния, на рынке общественного мнения; Соображения престижа.