Опыт постсоциалистических стран: нужна ли экономической свободе демократия? Заостровцев А.П. («Леонтьевский центр», СПб филиал НИУ-ВШЭ) Ширяева Я.Д. (Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия инновационного развития страны: проблемы и пути решения Костко Н.А.
Advertisements

Хорошо там, где нас нет? В этом есть доля правды. Представляем список 20 стран мира с самым высоким уровнем жизни на 2010 год. Ежегодно журнал «Quality.
Человек и социально-демографическая безопасность России Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Фёдоров М.В. 18 апреля.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе Organisation for Security and Co-operation in Europe.
АНАЛИЗ ИТОГОВ УСПЕВАЕМОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГБОУ СОШ 87 ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД (I –III ЧЕТВЕРТИ)
Вовлечение в процессы Глобального фонда на международном уровне. Делегация стран ВЕЦА ВИЧ в Европейском регионе Единство и Многообразие Май Владимир.
1 Влияние кризиса на внешнюю торговлю новых стран-членов ЕС к.э.н.Тоганова Н.В. Суздаль,
1 ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА, КАВКАЗ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО Ольга Понизова «Эко-Согласие»
ФЛАГИ СТРАН ЕВРОПЫ. АВСТРИЯ АЛБАНИЯ АНДОРРА БЕЛЬГИЯ.
Флаги мира пособие для маленьких интересующихся... ;)
Лекция 10 Временные ряды в эконометрических исследованиях.
Секс-работа: регулирование и права человека Раминта Штуйките Сеть снижения вреда Центральной и Восточной Европы.
Почему приватизация не создала прав собственности в России? Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»
«Взаимозависимость легитимности политического режима и уровня экономического благосостояния граждан» Докладчик: Сальникова Д.В. Москва, 13 декабря 2012.
Миграционные процессы в современной России. 1. Ускорительная 2. Перераспределительная 3. Селективная 4. Экономическая 5. Социальная 6. «Сигнальная»
флаги стран Европы Австрия Албания Андорра Беларусь.
Субрегионы Европы Западная и Восточная Европа Северная и Южная Европа Западная, Северная, Южная и Восточная Европа Центрально-Восточная Европа (15 постсоциалистических.
Статья 7 часть I НК РФ – международное законодательство об устранении двойного налогообложения Двойное налогообложение: 1.Обложение дважды одного и того.
Марек Домбровски Неэффективное государство как препятствие на пути экономического развития.
Лекция 5 Начало реформ. Либерализация. Макроэкономическая стабилизация и финансовый кризис 1998 года Е.Г. Ясин 2015.
Транксрипт:

Опыт постсоциалистических стран: нужна ли экономической свободе демократия? Заостровцев А.П. («Леонтьевский центр», СПб филиал НИУ-ВШЭ) Ширяева Я.Д. (Институт экономики и права им. Фридриха фон Хайека, СПб)

Три группы постсоциалистических стран Новые члены ЕС: Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Балканские страны: Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия (без Косово), Черногория, Хорватия. Страны СНГ: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

Оценка политико-правовой среды The Democracy Score (Индекс демократии) Freedom House из ежегодного исследования «Nations in Transit» («Страны переходного периода»). Индекс демократии включает следующие компоненты: - избирательный процесс (Electoral Process); - избирательный процесс (Electoral Process); - гражданское общество (Civil Society); - гражданское общество (Civil Society); - независимые СМИ (Independent Media); - независимые СМИ (Independent Media); - национальное (федеральное) демократическое государственное управление (National Democratic Governance); - национальное (федеральное) демократическое государственное управление (National Democratic Governance); - региональное демократическое государственное управление (Local Democratic Governance); - региональное демократическое государственное управление (Local Democratic Governance); - правовая среда и независимость юстиции (Judicial Framework and Independence); - правовая среда и независимость юстиции (Judicial Framework and Independence); - коррупция (Corruption); - коррупция (Corruption); Эти компоненты ранжируются по шкале от 1 до 7 (1 – высший ранг, 7 – низший).

Индекс демократии в гг. Источник:

Что такое экономическая свобода? Эксперты неправительственной организации The Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой».

Индекс экономической свободы Ежегодный глобальный индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) рассчитывается в совместном проекте неправительственной организации Heritage Foundation и издания The Wall Street Journal. Ежегодный глобальный индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom) рассчитывается в совместном проекте неправительственной организации Heritage Foundation и издания The Wall Street Journal. Индекс экономической свободы рассчитывается как среднее арифметическое 10 показателей: Индекс экономической свободы рассчитывается как среднее арифметическое 10 показателей: - свобода бизнеса (Business Freedom); - свобода бизнеса (Business Freedom); - свобода торговли (Trade Freedom); - свобода торговли (Trade Freedom); - фискальная свобода (Fiscal Freedom); - фискальная свобода (Fiscal Freedom); - государственные расходы (Gov't Spending); - государственные расходы (Gov't Spending); - монетарная свобода (Monetary Freedom); - монетарная свобода (Monetary Freedom); - свобода инвестиций (Investment Freedom); - свобода инвестиций (Investment Freedom); - финансовая свобода (Financial Freedom); - финансовая свобода (Financial Freedom); - права собственности (Property Rights); - права собственности (Property Rights); - свобода от коррупции (Freedom from Corruption); - свобода от коррупции (Freedom from Corruption); - свобода труда (Labor Freedom). - свобода труда (Labor Freedom). Высшая (лучшая) оценка 100 баллов, низшая - 0. Высшая (лучшая) оценка 100 баллов, низшая - 0.

Уровни экономической свободы Все страны мира, представленные в отчетах Heritage Foundation, подразделены на пять условных групп в соответствии со значениями Индекса экономической свободы: Все страны мира, представленные в отчетах Heritage Foundation, подразделены на пять условных групп в соответствии со значениями Индекса экономической свободы: «свободные» (индекс больше 80); «свободные» (индекс больше 80); «преимущественно свободные» (от 70 до 80); «преимущественно свободные» (от 70 до 80); «умеренно свободные» (от 60 до 70); «умеренно свободные» (от 60 до 70); «преимущественно несвободные» (от 50 до 60); «преимущественно несвободные» (от 50 до 60); «несвободные» (менее 50). «несвободные» (менее 50).

Распределение постсоциалистических стран по уровням экономической свободы (2011 г.) Тип экономики Тип страны Итого Новые члены ЕС Балканские страны Страны СНГ абс.%абс.%абс.%абс.% Страны с преимущественно свободной экономикой ,1 (Эстония, Литва) Страны с умеренно свободной экономикой ,7433,3 1657,2 (Чехия, Словакия, Венгрия, Латвия, Болгария, Румыния, Словения, Польша) (Македония, Албания, Черногория, Хорватия) (Грузия, Армения, Казахстан, Киргизия) Страны с преимущественно несвободной экономикой ,3433,3 621,4 ( Сербия, Босния и Герцеговина) (Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Россия) Страны с несвободной экономикой ,3 414,3 (Беларусь, Узбекистан, Украина, Туркменистан) Итого

Индекс экономической свободы в постсоциалистических странах в гг. Источник:

Выводы 1. Состояние политико-правовой среды разительно отличается по трем группам постсоциалистических стран: явно лидируют новые члены ЕС, балканские страны оказываются посередине между ними и странами СНГ, которые значительно отстают и на протяжении лет ( гг.) демонстрировали отрицательную динамику. 1. Состояние политико-правовой среды разительно отличается по трем группам постсоциалистических стран: явно лидируют новые члены ЕС, балканские страны оказываются посередине между ними и странами СНГ, которые значительно отстают и на протяжении 10 лет ( гг.) демонстрировали отрицательную динамику. 2. Ни одна из постсоциалистических стран не попадает в группу стран со свободной экономикой и лишь 2 страны (Эстония, Литва) относятся к странам с преимущественно свободной экономикой. 3. Все остальные новые члены ЕС относятся к странам с умеренно свободной экономикой; в эту же группу попадают 4 из 6 балканских стран, 4 из 12 стран СНГ (включая Грузию) балканские страны и 4 страны СНГ (включая Россию) относятся к странам с преимущественно несвободной экономикой и 4 страны СНГ – к странам с несвободной экономикой.

Скорректированный индекс экономической свободы После исключения влияния компонента «свобода от коррупции (Freedom from Corruption)» в индексе экономической свободы (Index of Economic Freedom) нами введен и рассчитан скорректированный индекс экономической свободы для каждой страны. После исключения влияния компонента «свобода от коррупции (Freedom from Corruption)» в индексе экономической свободы (Index of Economic Freedom) нами введен и рассчитан скорректированный индекс экономической свободы для каждой страны. Скорректированный индекс экономической свободы - среднее арифметическое 9 показателей: Скорректированный индекс экономической свободы - среднее арифметическое 9 показателей: - свобода бизнеса (Business Freedom); - свобода бизнеса (Business Freedom); - свобода торговли (Trade Freedom); - свобода торговли (Trade Freedom); - фискальная свобода (Fiscal Freedom); - фискальная свобода (Fiscal Freedom); - государственные расходы (Gov't Spending); - государственные расходы (Gov't Spending); - монетарная свобода (Monetary Freedom); - монетарная свобода (Monetary Freedom); - свобода инвестиций (Investment Freedom); - свобода инвестиций (Investment Freedom); - финансовая свобода (Financial Freedom); - финансовая свобода (Financial Freedom); - права собственности (Property Rights); - права собственности (Property Rights); - свобода труда (Labor Freedom). - свобода труда (Labor Freedom). Значения скорректированного индекса экономической свободы для каждой из стран с 2006 по 2012 гг. несколько выше, чем его значения до коррекции. Значения скорректированного индекса экономической свободы для каждой из стран с 2006 по 2012 гг. несколько выше, чем его значения до коррекции.

Экономическая свобода и демократия Показатели Постсоциалистические страны ИТОГО Новые члены ЕСБалканскиестраныСтраныСНГ Индекс экономической свободы ,0 62,162,162,162,1 55,3 60,960,960,960,9 Скорректированный индекс экономической свободы ,164,958,863,8 Индекс экономической свободы ,761,555,561,1 Скорректированный индекс экономической свободы ,764,458,963,9 Индекс демократии ,433,885,974,26 Индекс демократии ,443,865,964, Рассчитано по:

Связь между политико-правовой средой и экономической свободой Связь между политико-правовой средой и экономической свободой Для измерения связи между политико-правовой средой и экономической свободой рассчитывались коэффициенты корреляции рангов Спирмена ( ) и Кендэла ( ). Для измерения связи между политико-правовой средой и экономической свободой рассчитывались коэффициенты корреляции рангов Спирмена ( ) и Кендэла ( ). Все коэффициенты корреляции рангов скорректированного индекса экономической свободы и индекса демократии за период с 2006 по 2012 гг. имеют корреляционную связь ( от 0,55 до 0,64; от 0,4 до 0,5) и статистически значимы на 5% уровне значимости. Все коэффициенты корреляции рангов скорректированного индекса экономической свободы и индекса демократии за период с 2006 по 2012 гг. имеют корреляционную связь ( от 0,55 до 0,64; от 0,4 до 0,5) и статистически значимы на 5% уровне значимости. Знаки при коэффициентах корреляции не должны приниматься во внимание, учитывая особенности построения шкал (одна повышательная, другая понижательная). Знаки при коэффициентах корреляции не должны приниматься во внимание, учитывая особенности построения шкал (одна повышательная, другая понижательная).

Интерпретация значений коэффициентов корреляции Значение коэффициента корреляцииСтепень корреляции от 0 до 0,2Очень слабая от 0,2 до 0,5Слабая от 0,5 до 0,7Средняя от 0,7 до 0,9Сильная от 0,9 до 1Очень сильная

Коэффициенты корреляции между индексом демократии и экономической свободой в постсоциалистических странах (на 5% уровне значимости) Индекс демократии, 2011 Коэффициент корреляции рангов Спирмена Коэффициент корреляции рангов Кендэла Общий индекс экономической свободы, ,680,52 Скорректированный индекс экономической свободы, ,590,46 Свобода торговли, ,740,54 Фискальная свобода, ,50-0,35 Государственные расходы, ,51-0,39 Монетарная свобода, ,720,54 Свобода инвестиций, ,770,61 Финансовая свобода, ,680,55 Права собственности, ,860,72

Выводы 1. Корреляционный анализ позволяет сделать вывод о том, что демократия и экономическая свобода явно не демонстрируют сильной взаимосвязи (особенно в случае скорректированного индекса экономической свободы). 2. Анализ связей показывает наличие положительных статистически значимых сильных и средних корреляционных связей между индексом демократии и (в порядке убывания): правами собственности, свободой инвестиций, свободой торговли, финансовой и монетарной свободами. 3. Отрицательные статистически значимые связи (хотя и не сильные) наблюдаются между демократией, с одной стороны, фискальной свободой и государственными расходами, - с другой. 4. Эти отрицательные корреляции позволяют предположить, что демократии способствуют высокому налоговому бремени и бремени государства в целом (доли госрасходов в ВВП).

Коэффициенты корреляции между индексом экономической свободой и индексом демократии в постсоциалистических странах (на 5% уровне значимости) Общий индекс экономической свободы, 2012 Коэффициент корреляции рангов Спирмена Коэффициент корреляции рангов Кендэла Индекс демократии, 20110,680,52 Избирательный процесс, 20110,630,48 Гражданское общество, 20110,630,47 Независимость СМИ, 20110,640,50 Федеральное демократическое госуправление, ,660,50 Региональное демократическое госуправление, ,670,50 Правовая среда и независимость юстиции, ,730,57

Выводы 1. Корреляционный анализ позволяет сделать вывод о том, что компоненты индекса демократии и общего индекса экономической свободы демонстрируют положительные статистически значимые связи преимущественно средней силы. 2. Анализ корреляций между экономической свободой и компонентами индекса демократии показывает наличие наиболее сильной связи в случае правовой среды и независимости юстиции. 3. Наименьшие корреляционные связи (средней силы по Спирмену и слабой по Кендэлу) выявлены между экономической свободой, с одной стороны, избирательным процессом и гражданским обществом, - с другой. 4. Этот факт позволяет предположить, что качество электорального процесса и развитие гражданского общества, как минимум, не являются определяющими факторами экономической свободы.

Благодарим за внимание!