Государственное регулирование. Темы 1.Теории государственного регулирования 2.Альтернативы государственному регулированию 3.Эффективность и выполнимость.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Advertisements

Экономика и государство. 1. Экономические функции государства Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём.
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
Регулирование и налогообложение как методы формирования инвестиционного климата. 1.Регулирование фирм 2.Налогообложение фирм 2.Налогообложение фирм.
Выполнили: Маркова Е.С. ГУБ-41 Кистанова В.И. ГУБ-43 Федоров Д.Я. ГУБ-41.
Причины государственного вмешательства в экономику.
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
Экономические задачи государства Должно ли государство вмешиваться в экономику?
Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук Магистрант: Рубис Иван Александрович, Магистрант юридического факультета БГУ Научный руководитель:
Типыэкономических систем систем. Экономические системы – Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: - форме.
Экономика и государство. Негативные стороны рыночной экономики - Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма.
Лоббизм и поиск политической ренты Выполнила: студентка 245 а гр. Токбаева М.М.
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкиной Ирины Александровны.
Раздел 1 Введение в экономическую теорию Тема 4. Экономические системы и институты. 1.Типологизация хозяйственно-экономических систем. Критерии типологизации.
ПРИЧИНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИМЕТЬ НЕЗАВИСИМЫЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОРГАН: НЕБОЛЬШОЙ ОТДЫХ Петер Кадерьяк Директор, REKK Учебный курс «Регулирование энергетики: Основная.
Семинар по теме «Экономическая политика государства»
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Транксрипт:

Государственное регулирование

Темы 1.Теории государственного регулирования 2.Альтернативы государственному регулированию 3.Эффективность и выполнимость регулирующих норм

Регулирование – использование юридических инструментов для реализации социально-экономической политики государства Экономические регуляции структурные поведения фирмы Социальные регуляции

Теории государственного регулирования Теории общественного интереса Теории частного интереса экономическая теория регулирования теория рентоориентированного поведения теория бюрократии Комплексные теории теория захвата регулятора

Теории общественного интереса Государственное регулирование компенсирует недостатки функционирования рыночной экономики несовершенство конкуренции несбалансированность рынка отсутствие рынков нежелательные результаты функционирования рынка

Несовершенство конкуренции Введение налогов, субсидий, квот Спецификация и защита прав собственности Запрет картельных сговоров Регулирование естественной монополии

Несбалансирванность рынка Стабилизационная политика, смягчающая последствия цикличности Ликвидация избыточной конкуренции

Отсутствие рынков Снижение асимметрии информации Снижение угрозы недобросовестного поведения Производство общественных благ

Повышение производительности ресурсов Снижение социальной дифференциации Нежелательные результаты функционирования рынка

Критика теорий общественного интереса Критика понятия провала рынка Критика эффективности процессов государственного регулирования Критика направленности государственного регулирования на повышение эффективности

Ответ на критику Принятие предпосылок неполной информации платной информации трансакционных издержек Государственное регулирование рассматривается как сравнительно более эффективное средство решения проблемы

Теории частного интереса Экономическая теория регулирования Регуляции вводятся для предоставления выгод различным отраслям экономики Спрос на регуляции формируют группы специальных интересов, предложение - политики Преимущества имеют малые группы Производители организованы лучше потребителей, финансируют избирательные компании

Экономическая теория регулирования Регуляции направлены на перераспределение доходов в обмен на финансовую помощь политикам Политики выбирают регуляции, чтобы максимизировать политическую поддержку Приращение голосов за счет перераспределения доходов должно уравниваться потерей голосов из-за роста цен

Критика экономической теории регулирования В теории мало внимания уделяется мотивации и поведению политических актров взаимодействию между акторами в процессе регулирования механизмам передачи пожеланий групп интересов политикам Выделение различных типов политик Учет интересов чиновников

Теория рентоориентированного поведения Рентоориентированое поведение – расходование ресурсов для получения от государства монопольных прав Непроизводительная трата ресурсов производителями Непроизводительная трата ресурсов чиновниками Сравнительная неэффективность регуляций

Теория бюрократии стремление максимизировать общий бюджет стремление максимизировать дискреционный бюджет стремление максимизировать досуг или отлынивание стремление минимизировать риск стремление минимизировать издержки мониторинга стратегическое поведение

Теория захвата регулятора Регулирование вводится для ликвидации провалов рынка Контроль за регулирующим органом ослабевает Орган стремится избегать конфликтов с регулируемыми компаниями

Альтернатива государственному регулированию - саморегулирование Саморегулирование - совокупность коллективных ограничений, отличных от предписываемых государством Добровольное саморегулирование Делегированное саморегулирование Сорегулирование

Функции организации саморегулирования установление и/или изменение правил ведения ее членами хозяйственной деятельности установление санкций за нарушение установленных правил осуществление контроля за соблюдением правил организации применение санкций в случае обнаружения нарушения правил разработка и реализация процедуры внесудебного (частного) разрешения спорных вопросов между членами организации и организацией и ее членами.

Саморегулирование с точки зрения теории частного интереса получение дополнительной ренты от введения регулирования снижение влияния государственных чиновников на рынке преодоление «провалов рынка» финансирование клубных благ для участников организации использование более эффективных и дешевых способов урегулирования конфликтных ситуаций

Условия возникновения саморегулируемых организаций Сравнительно низкие издержки коллективных действий Возможность применения санкций Издержки введения саморегулирования ниже издержек лоббирования Генерирование рентных платежей Неэффективность работы чиновников

Саморегулирование с точки зрения теории общественного интереса Установление правил ведения бизнеса Более дешевое и эффективное разрешение конфликтов Существование коллективных брэндов Распространение информации, консультирование потребителей Сокращение избыточной конкуренции Экономия государственных расходов

Анализ нормативных актов Полнота Эффективность Осуществимость Препятствие проявлению дискреционной власти чиновников

Полнота нормативного акта (правила) Ситуация применения правила Адресат правила Описание правила Санкции за нарушение правила Гарант правила

Эффективность нормативного акта Идентификация проблемы оценка рисков оценка политики невмешательства Постановка цели Возможные варианты достижения цели

Эффективность нормативного акта – соответствие предписываемого поведения задаче максимизации стоимости Прогнозный анализ (анализ проекта нормативного акта) выявление групп, получающих выгоды, несущих издержки; оценка величины выгод и издержек для каждой группы

Эффективность нормативного акта Общий отрицательный баланс выгод при значительных выигрышах одной из групп свидетельствует о существовании частного интереса Отрицательный баланс при увеличении государственного бюджета Положительный баланс при значительных издержках сильных групп интересов

Осуществимость нормативного акта Полнота и однозначность компонентов нормы Издержки идентификации нормируемой ситуации Издержки идентификации действий Издержки идентификации факта нарушения нормы Издержки выбора санкций Издержки применения санкций

Домашнее задание Выбрать нормативный акт (закон, инструкцию) Проанализировать полноту акта, его осуществимость Определить группы интересов, их выгоды и издержки Выдвинуть гипотезу, в чьих интересах принят акт, что может быть сделано для нейтрализации проигравших Удовлетворяет ли нормативный акт постулатам теорий государственного регулирования Оценить необходимость государственного регулирования в этой области, проанализировать сравнительную эффективность альтернатив