1 Тема 5. Разделение властей 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские системы. 4.Различия между парламентскими и президентскими.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема 6. Разделение властей I.Альтернативные системы государственного правления. 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские.
Advertisements

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР Калягин Григорий Владимирович 1.
Тема 4 Основные формы правления. Основы конституционного строя России: общая характеристика (2 час.) 1.
Форма правления. Форма государства Это сложное общественое явление, которое включает в себя: Это сложное общественое явление, которое включает в себя:
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
Конституционный строй Уругвая
Система государственных органов. I. Парламент Республики Казахстан.
Формы государства Урок 14. План 1. Понятие «формы государства». 2. Формы правления государства. 3. Формы территориального устройства государства.
Правовое государство Выполнила: Соколова Анастасия Класс П-10 Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Признаки государства - публичная власть как аппарат управления обществом -целостность, т.е. социально-политический, экономический, духовный союз народа;
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области Урок обществознания.
Контрольный тест по теме: «Политическая сфера общественной жизни»
Ф ОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Школа 922. форма государственного устройства - политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти.
Исполнительная власть зарубежных стран
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ «ТВОЙ ВЫБОР – ТВОЁ БУДУЩЕЕ»
МКОУКрутихинская МКОУ «Крутихинская СОШ» Урок по праву, 10 класс Подготовила: Суворова Т.А., учитель истории и обществознания 2014.
Президент Российской Федерации Рассмотреть роль Президента в политической жизни страны.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Транксрипт:

1 Тема 5. Разделение властей 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские системы. 4.Различия между парламентскими и президентскими системами. 5.Полупрезидентские системы. 6.Функции выборов. 7.Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации. 8.Сравнение систем правления. 9.Функции судебной власти.

2 Тема 5. Разделение властей

3 Таблица 5.1. Избрание главы государства Избирается всенародно Не избирается всенародно Ответственность перед парламентом Правительство ответственно Полупрези- дентские системы Парламента- ризм Правительство не ответственно Президенциа- лизм Ассамблейно- независимый режим 5.1. Типология систем правления

4 Рисунок 5.1 Неограниченные ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Ограниченные 5.2. Президентские системы Монократические Милитарные Партократические

5 Меры противодействия узурпации власти: Запрет переизбрания; Коллегиальное президентство; Ограничения власти президента парламентом; Совместное осуществление власти (с другими органами исполнительной власти); Импичмент; Создание независимых от президента правительственных структур; Другие меры Президентские системы

6 Рисунок 5.2 Доминирование парламента (ассамблейные) ПАРЛАМЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Доминирование исполнительной власти 5.3. Парламентские системы Сбалансирован- ные системы

7 Доминирование исполнительной власти: Премьерское правление: премьер-министр возглавляет не только правительство и исполнительную власть, но и полностью контролирует принятие решений парламентом, так как обладает там большинством. Кабинетное правление: правительство является центром власти, но влияние премьер-министра и отдельных министров ограничивается многопартийными коалициями. Министерское правление: министры принимают решения в рамках своей компетенции, а координация деятельности министерств практически отсутствует Парламентские системы

8 Ассамблейное правление: Кабинет не осуществляет руководство легислатурой. Власть рассеяна и атомизирована. Партийная дисциплина отсутствует. Правительство не может действовать быстро и решительно. Коалиции неустойчивы. Правительство полностью подчинено парламенту Парламентские системы

9 Рационализированный парламентаризм: система, в которой при доминировании парламента, роль последнего ограничивается институционально: Усложнение процедуры вынесения вотума недоверия правительству. Контроль правительства за повесткой дня. Введение ограничений на право отдельных депутатов вносить законопроекты на рассмотрение парламента Парламентские системы

10 Избрание главы исполнительной власти: При президентской системе граждане выбирают сами главу исполнительной власти. При парламентской системе главу исполнительной власти выбирают парламентарии Различия между парламентскими и президентскими системами

11 Подконтрольность ветвей власти: При президентской системе наблюдается разделение властей: исполнительную осуществляет президент, а законодательную (право вносить законы на рассмотрение и устанавливать повестку дня) – по большей части парламент. При парламентской системе подконтрольное парламенту правительство имеет и исполнительную власть, и право рассматривать законы Различия между парламентскими и президентскими системами

12 Срок действия правительства: При парламентской системе правительство существует до тех пор, пока его поддерживает парламентское большинство. При президентской системе президент назначает правительство и оно может существовать до отставки президента Различия между парламентскими и президентскими системами

13 Полупрезидентская система: форма правления, при которой глава государства (президент) избирается на всеобщих выборах, обладает значительными полномочиями и сосуществует вместе с премьер-министром, ответственным перед парламентом. Парламентско-президентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность только перед парламентом. Президентско-парламентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом Полупрезидентские системы

14 1.Агрегирование и представление несовпадающих друг с другом интересов избирателей; 2.Агрегирование рассеянной информации о надлежащих политических решениях; 3.Решение проблемы неблагоприятного отбора: выбор наиболее компетентных политиков; 4.Решение проблемы морального риска: механизм ответственности политиков перед избирателями Функции выборов

Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации Функция ожидаемой полезности избирателей (многочисленных и абсолютно одинаковых): (5.1) E – оператор ожидания; 0

16 – случайный фактор, отражающий, в частности, продуктивность работы государственного сектора; x t >0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление правительства (исполнительной власти). Функция ожидаемой полезности правительства: (5.3) v(x t ) – полезность правительства, как монотонно возрастающая функция x t. Положим, для простоты: (5.4) 5.7. Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации

17 Рисунок 5.3. Ө C, X C*C* 1 Ө*Ө* x(Ө * ) C x(Ө) 5.7. Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации

18 При разделении властей на исполнительную и законодательную… 1.Сдержки и противовесы могут отсутствовать, тогда каждая из ветвей власти будет «тянуть одеяло на себя» - максимизировать свой краткосрочный доход, не взирая на общественное благосостояние. 2.При наличии сдержек и противовесов общественное благосостояние увеличивается (а размер ренты, присваиваемой властью, соответственно, сокращается) Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации

19 При разделении властей на исполнительную и законодательную и наличие сдержек и противовесов… 1.Исполнительная власть предлагает x t законодательной. 2.Законодательная власть предлагает исполнительной пропорцию дележа присваиваемой ренты. 3.Исполнительная власть принимает или отвергает предложение. 4.Если ветви власти не договариваются x=x SQ Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации

20 Если общество наблюдает Ѳ t, но при этом ему неизвестна пропорция распределения x t между ветвями власти… Законодательная власть не предлагает исполнительной выигрыша больше, чем статус- кво. Исполнительная власть, в свою очередь, не предлагает x t >x SQ, так как в противном случае превышение будет присвоено законодательной властью, а политические риски будут нести обе ветви Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации

21 Если Ѳ t наблюдает только власть (законодательная и исполнительная), общество может установить правило, по которому каждая из ветвей власти анонсирует обществу Ѳ t в начале каждого периода. Общество устанавливает следующий критерий переизбрания обеих ветвей власти: (5.5) Где Ѳ E t – значение случайного фактора, анонсируемое исполнительной властью. У исполнительной власти не будет стимулов к обману общества, так как выигрыш от этого обмана целиком достанется законодателям Разделение властей: сдержки и противовесы и раскрытие информации

22 Президентская система в большей степени подконтрольна избирателям, чем парламентская, * соответственно, в ней ниже риск коррупции и рентоориентированного поведения и выше уровень экономического развития: 1.Делегирование полномочий в президентской системе проще и прозрачнее, нет цепочки посредников. 2.В президентской системе лучше работает схема сдержек и противовесов: происходит четкое разделение законодательной и исполнительной власти. * - утверждения справедливы для развитых демократий 5.8. Сравнение систем правления

23 При президентской системе будет меньший размер правительства и нецелевых затрат * : В парламентской системе для контроля за правительством необходимо большинство в парламенте. Таким образом, партии… 1.или раздают слишком много предвыборных обещаний избирателям (как правило, социального характера); 2.или создают сложные коалиции, участники которых требуют своего участия в аппарате правительства. * - утверждения справедливы для развитых демократий 5.8. Сравнение систем правления

24 При президентской системе затраты на содержание правительства действительно ниже и размер его меньше. При президентской системе бюджетный дефицит и расходы на социальное обеспечение действительно ниже. Риск коррупции и поиска ренты в парламентских системах не выше, чем в президентских. Экономическое развитие в странах с президентским правлением ниже Сравнение систем правления

25 Зачем нужна независимость судебной власти? В отличии от избирателей, которые могут влиять на выбранную власть лишь периодически, посредством выборов, судебная власть может вмешаться в деятельность политиков в любой момент. Единственное наказание для нечестных политиков без судебной власти – их не выберут на следующий срок. Судебная власть увеличивает ожидаемые издержки оппортунистического (по отношению к избирателям) поведения политиков Функции судебной власти