Основные направления экономического анализа в системе кодифицированного права В.Тамбовцев 15 мая 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институты, нормы, происхождение норм В. Тамбовцев 6 марта 2013.
Advertisements

Государственное регулирование. Темы 1.Теории государственного регулирования 2.Альтернативы государственному регулированию 3.Эффективность и выполнимость.
Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Оценка социально - экономической эффективности социальных программ.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Экономические задачи государства Должно ли государство вмешиваться в экономику?
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Виды эффективности инвестиционных проектов
Задачи: 1.Дать понятия терминам: разделение труда, производительность труда, собственность, кривая производственных возможностей. 2.Охарактеризовать экономические.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Тест по теме: «Рыночная экономика». 8 класс. Подготовила учитель гимназии 505 Красносельского района г. Санкт – Петербурга. Работягова Т.В.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Транксрипт:

Основные направления экономического анализа в системе кодифицированного права В.Тамбовцев 15 мая 2013

Напоминание Анализ эффективности правовой нормы Если тот или иной нормативный акт расширяет возможности для создания стоимости, он должен оцениваться как экономически эффективный, способствующий оптимизации использования ресурсов в обществе Нормативные акты, ухудшающие возможности создания стоимости, создающие потенциал для непроизводительной перераспределительной активности каких-то групп специальных интересов, следует оценивать как экономически неэффективные Анализ осуществимости правовой нормы Нормативные акты, необходимые издержки принуждения к исполнению которых со стороны государства не превышают бюджетных ограничений, являются осуществимыми

Эффективность законов Эффективность нормативного акта степень соответствия того поведения экономических субъектов, которое предписывается и поощряется данным актом, задаче максимизации стоимости, наиболее эффективного использования ресурсов Эффективность означает использование экономических ресурсов таким способом, что стоимость удовлетворенность индивидов, измеренная агрегированной готовностью покупателей платить за товары и услуги максимальна. Готовность платить, базисное понятие для категорий эффективности и стоимости, функция от многих факторов, включая распределение дохода и богатства Ричард Познер

Эффективность закона достигается за счет расширения им возможностей (или границ) обменов между хозяйствующими субъектами: чем шире и разнообразнее варианты выбора при определении способа использования ресурсов, тем потенциально выше и экономические результаты реализации выбранного способа чем шире возможности обмена, тем интенсивнее конкуренция между производителями (продавцами) благ, а действие механизма конкуренции ведет к появлению излишка потребителя, означающего повышение уровня достигаемого благосостояния (но не для всех типов благ)

Неэффективные законы перераспределяют стоимость от одних групп к другим Государство монополист в сфере осуществления насилия возникновение неравного распределения силы принуждения возможность для тех, кто обладает большей силой принуждения, толковать законы в собственных интересах независимо от того, как это скажется на производительности, на производстве стоимости начинают приниматься и соблюдаться те законы, которые отвечают интересам власть предержащих, а не те, которые снижают совокупные издержки...политическим системам органически присуща тенденция производить на свет неэффективные права собственности, которые приводят к стагнации или упадку Дуглас Норт

Почему? Во-первых, доходы, которые получают правители, могут оказаться выше при такой структуре собственности, которая хотя и неэффективна (с точки зрения максимизации общественного благосостояния), но зато легче поддается контролю и создает больше возможностей для взимания налогов, чем эффективная структура, которая требует высоких издержек контроля и сбора налогов Во-вторых, правители, как правило, не могут позволить себе устанавливать эффективные права собственности, поскольку это может отменить привилегии некоторых подданных и уменьшить степень их поддержки правителя

Группы специальных интересов совокупность индивидов, характеризующихся совпадением их экономических интересов, т.е. получением каждым из них той или иной выгоды от осуществления определенного действия, изменения или от отсутствия тех или иных действий либо изменений Деятельность по осуществлению влияния возникает в организациях, когда организационные решения воздействуют на распределение богатства или других выгод между членами организации (или в конституирующей организацию группе) и когда преследующие свои корыстные интересы влиятельные лица или группы лиц пытаются оказывать влияние на принятие решений в свою пользу. Расходы, связанные с таким влиянием, называются издержками влияния С точки зрения роста общественного благосостояния, издержки влияния представляют собой чистые потери, поскольку, не способствуя увеличению стоимости, сокращают ограниченные ресурсы общества, которые могут использоваться с этой целью

Осуществимость законов Осуществимость закона – отсутствие запретительно-высоких издержек процесса принуждения закона к исполнению Запретительно-высокими могут быть издержки: обнаружения нарушителя; доказательства вины нарушителя; наказания нарушителя Но есть еще ЗВИ осуществления предписываемого действия адресатами Они не всегда принимаются во внимание законодателем…

Действенность закона – осуществимый закон является действенным, если после его принятия поведение адресатов (может стать и) становится соответствующим тому, которое предписывается или разрешается законом. Как правило, существует несколько вариантов нормы (проектов нормы), которые способны обеспечить желаемый результат. Поэтому: для действенных законов имеет смысл понятие внутренней эффективности (экономичности): - закон экономичен, если желаемое изменение поведения обеспечивается с наименьшими совокупными издержками Распределение издержек исполнения вариантов действенных норм может быть различным для гарантов и адресатов

Типы законов по параметрам эффективности и осуществимости эффективность осуществимостьэффективенне эффективен осуществим не осуществим2.12.2

1.1. – «идеальный» закон 1.2. – типичный закон 2.1. – бывает 2.2. – бывает

Временной аспект анализа нормативных актов Прогнозный и оценочный анализ нормативных актов Прогнозный анализ имеет своим объектом проект того или иного нормативного акта и направлен на то, чтобы определить, к каким экономическим последствиям приведет введение данного формального правила в действие. Экономические последствия соотношение выгод и затрат, которые будут получать и нести различные индивиды (группы индивидов) и организации (включая совокупность государственных органов власти и управления) в течение некоторого периода времени. Оценка экономических последствий реализации проекта нормативного акта предполагает, следовательно, две основных процедуры: выявление групп, получающих выгоду и/или несущих издержки; оценку величин выгод и издержек для каждой из выявленных групп.

Выявление групп индивидов или организаций, затрагиваемых проектируемым нормативным актом: определение адресатов нормы выявление зависимых от них групп: –непосредственно зависимых (семьи, подчиненные) –косвенно зависимых (через рыночные взаимодействия)

Оценка величин получаемых выгод и убытков может рассматриваться как результат следующей последовательности стадий аналитических работ: выявление состава конкретных выгод и убытков для каждой из выявленных групп и причин (источников) этих ожидаемых приобретений и потерь; собственно оценка величин положительных и отрицательных изменений в предположении, что проектируемое правило действует в полном объеме, а остальные факторы, влияющие на эффективность использования ресурсов, остаются неизменными

Итоговая таблица экономического анализа Наименование группыВыгодыПотери Группа 1Р1Р1 С1С1 ……… Группа kРkРk СkСk Итого:РС

Общий знак баланса (Р – С), с одной стороны, и наличие крупных выигрышей или потерь для одной из групп (Р i или C j ) определяют типологию выявляемых ситуаций: Знак баланса Политически сильные группы положительныйотрицательный Большой выигрыш Большой проигрыш2.12.2

Если баланс положителен – закон заведомо эффективен Следует ли отсюда, что он будет принят и введен в действие? Нет: Если 2.1 закон не будет принят: среди теряющих те группы, кто способен блокировать закон если же есть политически слабые группы, получающие большой выигрыш, то принятие закона зависит от того, можно ли компенсировать потери сильных возможно уточнение содержания закона если да, то принятие закона Если 1.1 закон будет принят

Если баланс отрицателен – закон заведомо неэффективен Следует ли отсюда, что он не будет принят и введен в действие? Нет: Если 1.2. закон будет принят: среди получателей выгод могут оказаться группы, обладающие значительной переговорной силой на политическом рынке и стремящиеся через предлагаемое изменение улучшить свое экономическое положение! Общий отрицательный баланс введения в действие нового правила, сочетающийся со значительным выигрышем для определенной группы специальных интересов, свидетельствует о том, что исследуемый законопроект принимается для реализации не общественного, а частного интереса законодатель «захвачен» Только в случае 2.2 закон заведомо не будет принят

Особый случай: общий негативный баланс сочетается с выигрышем для государственного бюджета Возможно, это делается для финансирования предоставления общественных благ или социально значимых благ Поэтому обоснованный вывод об «экономическом качестве» законопроекта, направленного на повышение доходов государственного бюджета, может быть сделан лишь на основе совместного анализа данного законопроекта и проекта государственного бюджета, на пополнение доходной части которого он нацелен: если дополнительные доходы бюджета предполагается направить на расширение производства тех общественных или социально значимых благ, в которых общество испытывает настоятельную нужду, законопроект в целом нельзя оценивать как неэффективный, негативно влияющий на экономику, если нет иных путей получения желаемого результата

Оценочный анализ имеет своим предметом уже действующий закон. Смысл проведения оценочного анализа проверка правильности прогнозного анализа нормативного акта Поскольку текст любого нормативного акта содержит описание действий, которые могут, должны или, наоборот, не должны осуществлять некоторые индивиды, то для каждого положения нормативного акта необходимо выявить следующие моменты: достаточно ли полно и однозначно для понимания сформулировано описание той ситуации (ситуаций), в которой индивид может, обязан или не должен совершать определенное действие? достаточно ли точно и однозначно по тексту нормативного акта можно определить, какое именно действие может, обязан или не должен совершать индивид, оказавшись в соответствующей ситуации? достаточно ли точно и однозначно по тексту нормативного акта можно определить, какие санкции будут применены к нарушителю нормативного акта? достаточно ли точно и однозначно по тексту нормативного акта можно определить, кто является субъектом этих санкций (гарантом нормы)?

Если ответы на все эти вопросы положительны, текст нормативного акта в принципе позволяет, с точки зрения лингвистического анализа, полно, точно и однозначно идентифицировать компоненты вводимой нормы, ситуацию, действие, санкции и их субъекта, то возникает следующая группа вопросов: (i-1) каковы издержки, которые должен осуществить индивид для понимания того, в каких ситуациях он должен делать то, что предписывает правило? (i-2) каковы издержки создателя нормы, которые он должен осуществить для того, чтобы обеспечить понимание индивидами того, в каких ситуациях действует вводимая норма?

продолжение (ii-1) каковы издержки понимания индивидом того, что именно должен или может он совершить, оказавшись в идентифицированной им ситуации? (ii-2) каковы издержки создателя нормы, которые он должен осуществить для того, чтобы обеспечить понимание индивидами того, что именно они должны делать в ситуациях, регулируемых нормой? (ii-3) каковы издержки создателя нормы, которые он должен осуществить для того, чтобы выявить нарушения введенной нормы? (ii-4) каковы издержки создателя нормы, которые он должен осуществить для того, чтобы доказать, если это необходимо, субъекту санкции факт нарушения нормы тем или иным индивидом?

продолжение (iii-1) каковы издержки понимания индивидом того, какие санкции будут к нему применены в случае нарушения правила? (iii-2) каковы издержки создателя нормы, которые он должен осуществить для того, чтобы разъяснить индивидам характер и размеры санкций за нарушение нормы? (iii-3) каковы издержки создателя нормы, которые он должен осуществить для того, чтобы применить санкцию к нарушителю? (iv-1) каковы общие издержки функционирования системы наблюдения за соблюдением нормы? (iv-2) каковы издержки функционирования субъекта санкций?

Если по какому-то из пунктов издержки представляются чрезмерными по отношению к другому варианту нормы основание для внесения поправок Выводы: анализ эффективности и осуществимости норм может содействовать росту общественного благосостояния страны, при условии, что законодатель ставит перед собой такую задачу. В противном случае такой анализ может дать основания для критики законодателя.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, и до встречи на зачете…