Образование для устойчивого развития: взаимосвязь школы и вуза Н.Н. Марфенин профессор биологического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Advertisements

1 СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ декабря 2010 года Евдокимова Мэри Георгиевна Декан факультета иностранных языков Московский государственный институт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию на уроках ОБЖ.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Формирование исследовательского обучения на уроке и во внеурочное время Учитель начальных классов МОБУНОШ 28 р.п. Чунский Панасюгина Ирина Владимировна.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
1 9 класс Урок по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Урок с использованием интерактивного класса.
Уважаемые родители ! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года наша школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
(собрание для родителей будущих первоклассников) 26 сентября 2013 года «Готовимся к школе»
Почему М.Монтессори? «Мы должны заботиться не о том, чтобы заставить ребенка выучить что-то, но всегда поддерживать в нем свет, называемый разумом» М.Монтессори.
Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения С. Дерябо, В. Ясвин, кандидаты психологических наук, кафедра экологической психологии.
Стандарты второго поколения ФГОС. Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 утвержден.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Василевская Светлана Геннадьевна Учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа33 с углублённым изучением математики»
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России начали работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
Транксрипт:

Образование для устойчивого развития: взаимосвязь школы и вуза Н.Н. Марфенин профессор биологического ф-та МГУ имени М.В.Ломоносова

2 Что считать главной задачей образования – передачу знаний ? Надежная передача знаний или иначе «репродукция система» знаний была в центре внимания и воспринималась в течение нескольких столетий как безусловная и основная цель образования Репродуктивный принцип обучения Классно-урочная система («конвейер) Учебные планы, стандарты Учебные программы Своеобразные требования к учебникам Оценочные средства

3 СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 2005 г. «ОУР все еще продолжает формироваться в качестве обширной и всеобъемлющей концепции, охватывая связанные между собой экологические, экономические и социальные проблемы. Она расширяет концепцию экологического образования (ЭО), которая во все большей степени ориентируется на широкий круг вопросов развития» (п ункт 14).

4 СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: «Образование в интересах устойчивого развития требует переориентации основного внимания с обеспечения знаний на проработку проблем и отыскание возможных решений» (пункт 28, стр. 8) ОУР включает инициативы развития культуры взаимоуважения в общении и в процессе принятия решений, благодаря чему происходит смещение акцентов от методов, ориентированных лишь на передачу информации, к более широкому внедрению активных методов обучения» (пункт 25, стр.7).

5 Социальная установка Стратегии образования для устойчивого развития состоит в том, чтобы: перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.

6 «Плюсы» и «Минусы» репродуктивной системы: «Плюсы» Сильные стороны репродуктивной системы: Систематичность образования, всей совокупности усвоенных знаний Точность и полнота передачи знаний Дисциплина труда Ответственность и точность при воспроизводстве заданий

7 «Минусы» Низкая эффективность репродуктивной системы Доля увлеченных учебой недопустимо мала Большинство школьников и студентов быстро забывает усвоенное Абсолютизация знаний – непонимание относительности усвоенных знаний Растерянность в жизненных ситуациях, не сводимых к академическим схемам Неразвитость навыков самообучения, саморазвития «Плюсы» и «Минусы» этой системы:

8 Марфенин Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? Россия в окружающем мире: : Аналитический ежегодник. М.: Изд-во МНЭПУ, С

9 Шесть фундаментальных проблем современного образования 1.Первая и главная проблема заключается в отчужденности образования от личности ученика. 2.Вторая проблема проявляется в нежелании значительной части школьников учиться. 3.Третье противоречие связано с обязательностью среднего образования, что лишает его привлекательности 4.Четвертое противоречие – между экспоненциально возрастающим количеством знаний и ограниченной емкостью образования 5.Пятое противоречие определяется нарастающей конкуренцией между школой, СМИ и Интернетом за право передавать знания 6.Шестое противоречие проявляется в неготовности школы принять на себя часть образовательных и воспитательных функций семьи

10 Ущерб для высшего образования: Вчерашние школьники безынициативны - они не готовы использовать богатейшие ресурсы университета для самообогащения знаниями Они теряются перед поливариантностью знаний – им нужны безвариантные установки Мало задают вопросы, не умеют распознавать проблемы и противоречия Не готовы к самостоятельным изысканиям, упускают 2-3 года обучения

11 В чем главная задача образования в наше время? Научить самостоятельно осваивать любые области знаний; Укрепить познавательную инициативу; Поддерживать изобретательность; Прививать радость обучения; Умение творчески слаженно работать в коллективе; Воспринимать знание не консервативно, а динамично, вариативно; Ценить точность, доказуемость, надежность информации.

12 Классики педагогики о правильном обучении – Ян Коменский «Великая дидактика» ( ) Если никого из учеников не будут к чему- либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый легко будет идти вперёд в том, к чему его (по велению высшего провидения) влечёт скрытый инстинкт, а затем на своём месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу (Там же. - С. 301).

13 Ян Коменский «Великая дидактика) ( ) Нет ничего более пустого, как знать и изучать многое. Мудр не тот, кто знает многое, но тот, кто знает полезное (Там же.- С. 300). Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою (Там же. - С. 226).

14 Ян Коменский «Великая дидактика) ( ) Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь, поэтому если он видит, что кто-либо из учеников принимается за что-либо без достаточных к тому способностей, то пусть не подгоняет его вперёд, в твёрдой уверенности, что этот недостаток в другой части дела будет восполнен, как это обыкновенно и бывает.... (Там же. - С. 302).

15 Ян Коменский «Великая дидактика) ( ) Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. … Иной - в спекулятивных науках - орёл, а в практической мудрости - осёл с лирой. Иной в музыке туп, а в остальном способен к обучению. У другого подобное положение имеет место с математикой или поэзией, или с логикой и пр. Что здесь делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой напрасное дело... (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., С ).

16 Другие авторы о природосообразности в обучении Ян Амос Коменский «Школы можно преобразовать к лучшему» Адольф Дистервег «О природосообразности и культуросообразности в обучении» Джон Дьюи, Эвелина Дьюи «Школы будущего» Дж. Локк Мысли о воспитании (1691) и Что изучать джентльмену (1703). Иоганн Песталоцци «Лебединая песня» К. Д. Ушинский «Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей» В.В. Кумарин «Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе (педагогическое расследование)»

17 В последней генерации государственных образовательных стандартов уделено особое внимание поливариантности образовательных программ, больше незарегламентированных форм обучения, такие как внеаудиторные занятия, в том числе и по выбору учащихся. В стандартах высшего образования снижена степень обязательности и единообразия учебных планов и программ.

18 Собственные образовательные стандарты МГУ имени М.В.Ломоносова Согласно Федеральному закону N 259-ФЗ от МГУ получил право вести обучение «на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований» (Ст.4 п.1). В них заложены условия для проявления инициативы и творчества студентов во время обучения. Всего разработано 88 стандартов, в том числе: 31 стандарт «интегрированного магистра», 47 стандартов классической «двухлетней» магистратуры, и 10 стандартов подготовки специалистов.

19 В современных образовательных стандартах: увеличена доля практических занятий, как классных, так и самостоятельных, предусмотрено участие студентов в формировании своей программы обучения, заложены основы для интенсивного развития дистантных и интерактивных методов обучения, усилены требования к курсовым и дипломным работам. курсы по выбору студента могут занимать до 30% отведенного на обучение времени

20 Для поддержки среднего школьного образования МГУ им.М.В.Ломоносова: организует День Науки; проводит профильные Олимпиады; еженедельно принимает московских школьников на многочисленных кафедральных и факультетских кружках; работает с немосковскими школьниками в форме переписки (Открытый Лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа») проводит повышение квалификации учителей; а также семинары по современным методам обучения и многое другое

21 Межвузовский семинар «Методология образования для устойчивого развития» Ежемесячно проводится в Музее землеведения на 31 этаже главного здания МГУ. В работе семинара могут принять участие все желающие с предварительной записью по эл- почте: Семинар объединяет ведущих разработчиков педагогических подходов, преподавателей- практиков, всех энтузиастов освоения интерактивных методов творческого обучения. Главная цель семинара - повышение эффективности образования за счет его оживления, индивидуализации программ обучения, увеличения доли творческих тем и заданий.

22 Информация, Периодические издания: Вскоре начнет работу наш специальный сайт «Эффективное образования для устойчивого развития», на котором будет представлена разнообразная информация по современным методам обучения, а также результаты работы «Межвузовского семинара Методология ОУР» Совместно с Академией МНЭПУ мы выпускаем и рассылаем по эл-почте дайджест современной информации по экологии и устойчивому развитию (запрос по эл-почте ) По адресу можно подписаться на регулярный журнал «Вестник экологического образования в России», а также на Аналитический ежегодник «Россия в окружающем мире»

Благодарю за внимание Контактная информация: Николай Николаевич Марфенин,