Презентация Фонда «Бюро экономического анализа» Шаститко А.Е., Генеральный директор, д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

Бюджетирование, ориентированное на результат в Федеральной службе по тарифам.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Координация проектов организаций-доноров в области реформы государственной службы Секретариат доноров по реформе госслужбы, Всемирный Банк.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
17 мая 2005 года Петрозаводск Экономический Совет при Главе Республики Карелия Доклад Министра экономического развития Республики Карелия А.В. Грищенкова.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
Концепция методологии разработки программы социально-экономического развития Республики Татарстан на годы Докладчик: Мищенко А.П. 2010г.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Транксрипт:

Презентация Фонда «Бюро экономического анализа» Шаститко А.Е., Генеральный директор, д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Экономический факультет МГУ 23 марта 2007 г.

Содержание 1.Информация о центре 2.Сферы деятельности, характер и специфика решаемых задач 3.Наиболее значимые из реализованных проектов и проекты, осуществляемые в настоящий момент 4.Современные методики аналитической работы, практикуемые в центре 5.Наиболее актуальные вопросы в рамках исследовательской проблематики центра

1. Информация о центре БЭА - организация БЭА - проект

БЭА - организация Некоммерческая организация (фонд) Создана в 1996 по решению Правительства РФ Основная цель – экспертная поддержка принимаемых Правительством решений

БЭА как проект (монография) Цели и организационное построение проекта. Функции БЭА по сравнению с другими аналитическими организациями, эволюция взаимоотношения с заказчиками и участниками, кооперация и конкуренция на рынке консультационных услуг. Динамика выпуска и виды продукции, предполагаемое и фактическое содержание работы БЭА. Институциональные уроки проекта.

Цели проекта подготовка для Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти предложений по основным направлениям экономической политики, оказание Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти консультационного содействия в выработке мер экономической политики, анализ воздействия мер экономической политики на эффективность функционирования российской экономики, содействие привлечению международной консультационно- технической помощи в сфере макроэкономической и структурной политики, привлечение высококвалифицированных российских специалистов к проведению экспертно-аналитических работ по заданиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, организация эффективного взаимодействия между Правительством Российской Федерации и исследовательскими институтами в сфере анализа экономической политики, информирование общественности об основных направлениях экономической политики и эффективности их воздействия на социально-экономические процессы.

Временные рамки реализации проекта и организации как исследовательского центра гг – контракты на НИОКР с федеральными министерствами и службами

Проект БЭА: функции, замысел и реальность ФункцияНаличие в БЭАРеализация в других центрах Примечания Формулирование основных целей единым заказчиком В форме заказов 5-7 министерств и ведомств Несколько ведущих центров по темам Значительная доля от общего спроса Перераспределение ресурсов на исследования Только в пределах займаРазбросано по ведомствам Общей координации не было Фундаментальный экономический анализ и рекомендации По широкому кругу проблемПрисутствовал еще в ряде центров Общей координации не было Кризисный мониторингВ случае необходимости, совместно с Экономической экспертной группой Внутри ведомств, с помощью рабочих групп Спрос от межведомственных групп Подготовка законовВ меньшей степениПостепенный перенос в ведомства Проектом БЭА не предусмотрено Отклик на актуальные проблемы В большой степениЕще в нескольких центрах Удачная форма для реализации этих целей Обсуждение с заказчикамиВ рамках заказов ведомствЕще в нескольких центрах С учетом проектного цикла Обсуждение для руководстваВ рамках рабочих группВместе с другими центрами С 2000 г. функция перешла в ЦСР Информирование общественности 37 книг, включая Обзоры экономической политики в России, информационные бюллетени, записки Частично в кооперации с другими центрами

Основные направления исследований Макроэкономическая политика Бюджетно-налоговая политика Конкурентная политика Совершенствование государственного регулирования и управления Политика в области внешнеэкономических связей Развитие частного финансового сектора Развитие промышленности и науки, реформирование предприятий Социальная политика

Основные показатели деятельности БЭА и распределение аналитических проектов Численный Состав БЭА Менеджеры Исследователи Инициативные работы Бюллетени Записки Опубликованные книги* Аналитические проекты, всего: Минфин Минэкономики ГАК-МАП-ФАС Минсоцразвития Счетная палата Другие Конкурсные проекты МЭРТ *Книги в основном издавались на следующий год по завершении проекта. В 2005 г. были изданы последние 5 книг. Всего опубликовано 37 книг с 1998 по 2005 гг.

Подход к исследованиям максимальное изучение релевантного международного опыта по изучаемой проблеме; институциональный подход к анализируемым проблемам - приближение к принципам институционального проектирования; отсутствие абсолютизации того или иного подхода, например, макроэкономической стороны вопроса и мифологизации «всемогущества» рынка; упор, как это и было предусмотрено проектом, не только на собственно реформы, но и на развитие как конечную цель реформ, включая устойчивость экономики и социальные последствия как важные аспекты успеха реформ.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Проблемы экономического роста и эффективности экономики Сценарии макроэкономической политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе Проблемы оттока капитала Долговая стратегия России Модели макроэкономического прогнозирования счета потоков капитала

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА Реформирование налоговой системы и изменения налогового законодательства Система налогообложения в отдельных секторах экономики Реформирование бюджетного процесса и системы госфинансов Кроме того, в рамках данного направления работы БЭА анализировались проблемы развития оценочной деятельности и использования результатов интеллектуальной собственности.

КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА Предотвращение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением и антиконкурентных соглашений. Масштабы и методы предварительного контроля сделок экономической концентрации. Законодательство и политика в отношении воздействия государства на конкуренцию (в части государственной помощи, предоставления публичных услуг, государственных закупок, размещения ограниченных ресурсов). Регулирование структуры рынка в отраслях естественных монополий, включая вопросы лицензирования участников рынка, сертификации используемого оборудования. Масштабы и методы тарифного регулирования в отраслях естественных монополий. Совершенствование системы доступа к ключевым (инфраструктурным) мощностям в отраслях естественных монополий.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУПРАВЛЕНИЯ Политика дебюрократизации экономики Совершенствование структуры и функций федеральных органов исполнительной власти Реформа технического регулирования.

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Развитие внешней торговли, прежде всего, экспорта и экспортного потенциала Привлечение иностранных инвестиций в экономику РФ Стимулирование внешнеэкономической деятельности Вопросы внешней задолженности.

РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА Реформирование основных секторов финансовой системы Меры по возможному предупреждению и преодолению последствий финансового кризиса 1998 г. Реформа системы бухгалтерского учета и условия перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) Возможности адаптации финансового сектора к условиям международной конкуренции и требованиям международных организаций

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАУКИ, РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ Проблемы собственности и ее роль в экономическом поведении предприятий Корпоративное управление на приватизированных предприятиях Меры государственной политики для проблемных секторов экономики Структурные изменения в российской промышленности и экономике в целом Новые методические подходы к прогнозированию экономического развития и структурных изменений.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Ситуация и политика на рынке труда Регулирование доходов населения и система социальной защиты Институциональные реформы и финансирование социальной сферы

Перечень текущих исследований Развитие структуры рынков в России: тенденции и индикаторы Влияние качества корпоративного управления на финансовое положение компании Накопительные пенсионные системы: возможное влияние на благосостояние пенсионеров и на развитие финансовых рынков Оценка рынков финансовых услуг для населения на среднесрочный период Реформирование бюджетного процесса

Развитие структуры рынков в России: тенденции и индикаторы (основные вопросы) Что мы знаем о развитии структуры рынков в российской промышленности? Растет или снижается концентрация производства на уровне отраслей? Насколько сильно меняются Выбирают ли российские производители специализацию или диверсификацию производства? Меняется ли размещение производства по территории России? Каковы тенденции развития межрегиональной торговли? Приводит ли межрегиональная торговля к формированию единых российских рынков?

Развитие структуры рынков в России: тенденции и индикаторы (основные методы анализа) Анализ показателей концентрации производства в разрезе отраслей промышленности Анализ показателей концентрации в разрезе номенклатуры производства Анализ влияния холдингов на концентрацию производства Анализ концентрации производства в разрезе регионов Сопоставление тенденций изменения концентрации производства и внешней торговли Анализ тенденций межрегиональной торговли в России

Развитие структуры рынков в России: тенденции и индикаторы (пожелания к претендентам) Студенты, заинтересованные в анализе соответствующих проблем Обладающие или желающие получить опыт работы со статистическими данными Готовые разрабатывать базы данных «снизу», то есть от отдельных показателей Способные предложить автоматизацию методов анализа

Развитие структуры рынков в России: тенденции и индикаторы: предупреждение БЭА сохраняет все права на используемые данные, использование студентами результатов самостоятельно – только с разрешения БЭА (безусловно разрешается использование для подготовки дипломов)

Влияние качества корпоративного управления (КУ) на финансовое положение компании Постановка проблемы: Совершенствование КУ требует затрат времени, денег, сил и нервов. А зачем нужно совершенствовать КУ? Кому становится хорошо (в самой компании и за ее пределами) от того, что компания улучшает КУ? Возможные вопросы: Качество КУ и капитализация Качество КУ и оценка компании при IPO Качество КУ и положение компании на рынке заимствований Качество КУ и эффективность основной деятельности компании

Накопительные пенсионные системы: возможное влияние на благосостояние пенсионеров и на развитие финансовых рынков Постановка проблемы: Распределительная пенсионная система в долгосрочной перспективе не сможет обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров. Альтернатива - накопительные пенсионные системы (обязательные и добровольные). Как эти системы повлияют на уровень выплачиваемых пенсий (по состоянию на разные моменты времени в будущем, при разных сценариях и предпосылках)? Другая сторона проблемы – пенсионные накопления нужно куда-то инвестировать. Поэтому второй вопрос состоит в том, как накопительные пенсионные системы повлияют на финансовые рынки России (также - на разные моменты времени в будущем, при разных сценариях и предпосылках)? Удастся ли их эффективно трансформировать в инвестиции в реальную экономику? Или они могут привести к надуванию «пузыря» и кризису на финансовых рынках?

Оценка рынков финансовых услуг для населения на среднесрочный период Постановка проблемы: В развитых странах население является крупным инвестором на финансовых рынках (вложения в ценные бумаги, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, банковские депозиты) и вместе с тем крупным заемщиком (по различным потребительским кредитам). Российское население сейчас «наверстывает упущенное» и активно выходит на финансовые рынки как в качестве инвестора, так и в качестве заемщика. Каковы перспективы этого процесса для разных сегментов финансового рынка (по стоимостным показателям, по численности потребителей, по географии соответствующих рынков, по количеству провайдеров соответствующих услуг и т.д.)? – на примере открытых ПИФов

Бюджетный процесс (БП) Задачи Цели социально-экономического развития как основа бюджетного планирования Соответствие целей и задач ФОИВ их функциям Обоснование целевых значений индикаторов конечных и непосредственных результатов Сопряженность с другими реформами (государственного регулирования, административная реформа) Содержание работы Изучение ДРОНДов СБП Изучение (экономический анализ) НПА в сфере БП Формулировка предложений по совершенствованию БП