В.Л.Тамбовцев Публичное право с точки зрения методологического индивидуализма VIII Леонтьевские чтения Санкт-Петербург, 28 февраля 2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМА ПРАВА Тема 5. Система права Отрасль права Подотрасль права Институт права Нормы права.
Advertisements

Тема: Правовая норма Основные понятия: 1.Источник повышенной опасности – деятельность или материальный объект, создающий повышенную опасность для окружающих;
Введение в административное право. Предмет административного права Административное право регулирует публичные общественные отношения, связанные с деятельностью.
Санкт - Петербург 2014 Выполнил студент 1 курса Винская М. А. Группа 1440 Проверила : Гокинаева И. А. Федеральное государственное автономное образовательное.
Систематизация норм осуществлена в соответствии с юридико-техническими канонами Укрупнение статей дает более полное представление о цели и результате правового.
10 класс 1. Понятие системы права 2. Структура системы права 3. Основания деления права на отрасли и институты 4. Использованная литература.
Словарь молодого избирателя Основные понятия и термины избирательного права.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : «ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА».
Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
СИСТЕМА ПРАВА. Система права Отрасль права Подотрасль права Институт права Нормы права.
Право характеризуется тем, что оно как любое сложное социальное явление имеет две стороны – содержание и форму. Содержание и форма в праве Хыу Тинь Х.
Система права Норма права Признаки нормы права Общеобязатель ность Неперсонифи цированность Устанавливае тся государством Формальная определенность Системность.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Право в системе социальных норм Обществознание. 10 класс.
Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
Институты, нормы, происхождение норм В. Тамбовцев 6 марта 2013.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Материальная ответственность работника: понятие и виды. Порядок возмещения ущерба, причиненного работником имуществу организации. ПАЦЕРИНА В.А. МНБ-407.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Транксрипт:

В.Л.Тамбовцев Публичное право с точки зрения методологического индивидуализма VIII Леонтьевские чтения Санкт-Петербург, 28 февраля 2009

Деление права на публичное и частное: определяет установки законодателя и экспертов и влияет на конструкцию норм на издержки адресатов и гарантов на эффективность законов и определяемых ими институтов

Эффективность и действенность любого института зависит от его содержания и механизма принуждения к исполнению, т.е. величины и характера санкций, возлагаемых на нарушителя, эффективности действий монитора Если в публичных и частных нормах эти вопросы решаются по-разному, разной будет и эффективность соответствующих норм Поэтому важно понять продуктивность такого деления, его обоснованность, корректность принятых трактовок

Источник разграничения: Римское право Публичное право: имеет в виду интересы Римского государства Частное право: имеет в виду интересы отдельного индивида В наше время это трактуется завуалировано: ПП защищает общественные интересы, ЧП – частные очевидное противоречие практике + невнятность понятия «общественный интерес»

XIX начало XX века: альтернативные объяснения деления: теории материального критерия, теории формального критерия, теории, соединяющие формальный и материальный критерии Общественные отношения в государстве – частные отношения в государстве Централизация – децентрализация Императивные – диспозитивные нормы Властное принуждение – дозволение свободы выбора, и др. «Противостояние частного и публичного права продолжает действовать и в наши дни, оставаясь для доктрины такой же загадкой сфинкса, как и много веков тому назад» [Иоффе, 2000, с.43]

Правовые нормы – публичные и частные правовые нормы – законы Теоретически тексты законов могут включать нормы как публичные, так и частные Однако давление неясной доктрины на законодательство, на тексты законов проявляется очень четко Советский период: «мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» [Ленин, ПСС, т.44, с.398 ( )] Современная Россия: возрождение цивилистики, Гражданский кодекс, но…

Уголовный кодекс – общепризнанно сфера публичного права, сфера действий государства Экономическое объяснение: больший потенциал насилия государства + экономия на издержках принуждения при его централизации (исторический опыт – частное исполнение судебного решения) На практике: государственный поиск нарушителя и исполнение приговора, но частный иск по возмещению ущерба

Антитраст: государственный поиск нарушителя +штраф в пользу государства, но частный иск по возмещению ущерба возложение на пострадавших дополнительных издержек (в антитрасте дополнительно – снижение стимулов к информированию) Ответственность государства за причинение ущерба (неисполнение договоров, низкое качество услуг и т.п.) в рамках существующего законодательства: Бюджетный кодекс крайне затрудняет возмещение ущерба [Кузин, 2008, с.95-96]

Методологический индивидуализм: единственный субъект действия (носитель интереса, постановщик целей и т.п.) – индивид Индивид принимает решения с учетом социального окружения, но исходя из своих интересов и ограниченно рационально экстерналии Негативные экстерналии = ущерб другому индивиду НЕ Парето-улучшение необходимость сдерживания причинения ущербов

Сегодня в законодательстве этот принцип действует в отношении частного права, но не действует в отношении публичного права возможности (широко реализуемые) конкретных чиновников причинять ущербы гражданам, не возмещая их редкость Парето-улучшений функционирование экономики внутри границы производственных возможностей и т.д., и т.п.

Вывод: в нормах, регламентирующих действия чиновников внутри государства и их взаимодействия с индивидами, не являющимися работниками государства, должны действовать единые принципы, сдерживающие производство негативных экстерналий Нормы в качестве адресатов должны указывать не на организации, а на лиц, занимающих определенные рабочие места, полномочия которых допускают возможность производства негативных экстерналий, и включать в роли санкций возмещения причиненных ущербов

Спасибо за внимание!