Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» Идеалы конституционной политической экономии и российская реальность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Advertisements

Мокроусовская средняя общеобразовательная школа 1 Выполнила:Табулова Жанара Гомаровна, ученица 11»Б» класса Руководитель: Захарова С.Г.., учитель обществознания.
Элективный курс. 11 класс СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков.
Участие граждан в политической жизни Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей 62»
ГРАЖДАНСКОЕОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Выполнила ученица МОУ СОШ 2 9В класса Гукасян Милена.
Демократия Демократия политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
25 Правовое государство Правовое государство Правовое государство – представляет собой исторически сложившуюся форму организации и деятельности государственной.
Тема: Основы конституционного строя. Цель: Актуализировать знания; Закрепить навыки работы с нормативными текстами; Развить умение аргументировать свой.
На какой ценностной основе строится наша Конституция?
Тема фестиваля: «Права ребёнка в современном мире» Номинация: « Права детей и угроза социального экстремизма» Выполнил: Николаев Сергей Витальевич Норильск,
Борцова И.В. –учитель первой категории МБОУ СОШ с. Ильино классный руководитель 8а класса 12 декабря 2013 года – 20 лет Конституции РФ.
Статья 1 Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по- братски.
1. Предмет и метод трудового права. 2. Структура трудового кодекса РФ. 3. Основные принципы трудового права. 4. Источники и система трудового права. ЛИТЕРАТУРА.
Конституция Российской Федерации ( практикум ).. Практикум по теме « Конституция Российской Федерации ». Автор : учитель истории и обществознания Воронцова.
Наша Родина – Россия. Наша Родина- Россия. Москва – столица России.
Всероссийский День правовой помощи детям. Всероссийский.
Выполнила ученица 11 Ф -4 класса Гробицкая Алина.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Проверка домашнего задания Прочитать §5. Выучить понятия: политический режим, тоталитарный, авторитарный и демократический режимы, знать их черты. Подготовиться.
Международная защита прав человека.. На сегодняшний день Российская Федерация является участником двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских.
Транксрипт:

Заостровцев А.П. МЦСЭИ «Леонтьевский Центр» Идеалы конституционной политической экономии и российская реальность

Конституционная политическая экономия Изучение действующих характеристик правил и институтов, в рамках которых взаимодействуют индивиды, а также процессов, посредством которых эти правила и институты выбираются или возникают. 1. Buchanan J.M. The Domain of Constitutional Economics//Constitutional Political Economy, 1990, v.1, no.1. – P.1 Анализ выбора правил как ограничений для человеческого поведения в противоположность анализу выбора в рамках этих правил. Voigt S. Positive Constitutional Economics: A Survey//Public Choice, 1997, v.90, nos.1-4. – P.25.

Конституция как контракт Конституция – это договор между гражданами, учреждающий институты государства. Mueller D. Constitutional rights//The Public Choice Approach to Politics. Aldershot: Edward Elgar, – P.102. Конституции – это социально-политические контракты, определяющие правила, согласно которым будет действовать политическое сообщество, а также права и обязанности граждан по отношению друг к другу и государству. Mueller D. Constitutional rights//The Public Choice Approach to Politics. Aldershot: Edward Elgar, – P.102.

Стадии общественного выбора Конституционная стадия (выбор базовых правил) Выбор основных прав индивида = конституционных ограничений «Государство защищающее» Постконституционная стадия (игра по правилам) Выбор правовых норм («рабочих правил») Выбор экономической политики «Государство производящее»

Конституционная стадия: выбор правил голосования Как принимать коллективные решения? Простым большинством? Квалифицированным большинством? Единогласно? Рациональные эгоистические индивиды («творцы конституции») способны выбрать такие правила голосования, которые максимизируют ожидаемую полезность от будущих постконституционных коллективных решений.

Выбор оптимального большинства I 2 группы в сообществе: выигрывающие и проигрывающие от будущего коллективного решения; w – ожидаемый на конституционной стадии выигрыш индивида от будущего коллективного решения; s – ожидаемая на конституционной стадии потеря индивида от будущего коллективного решения; p(m j ) – вероятность, что индивид окажется среди победителей по вопросу j как функция от требуемого для этого большинства (m j ); p(m j ) > 0, p(m j ) < 0 вплоть до m j = 1; d(m j ) – издержки принятия решения (действий, ведущих к получению m j ); d(m j ) > 0, d(m j ) > 0 вплоть до m j = 1; Что делает репрезентативный депутат «учредительного собрания»?

Выбор оптимального большинства II Сопоставляет прирост полезности от увеличения требуемого для прохождения вопроса большинства (и, т.о. своих шансов оказаться среди победителей) с приростом издержек принятия решения. Выбирает так m j, чтобы максимизировать: (U) = p(m j )w - 1 – p(m j )]s – d(m j ), Оптимальное m j получается из: p(m j )(w + s) = d(m j ), где левая часть – ожидаемый предельный выигрыш в полезности от увеличения требуемого большинства; правая – предельное увеличение издержек принятия решения.

Оптимальное большинство MB, MC MB, MC mjmj 0 d(m j ) = МС 0,5 1,0 p(m j )(w + s) = МВ 1 MB 2 MB 3

Происхождение личных прав Если p(m j )(w + s) d(m j ) при m j = 1, то это означает: Репрезентативный депутат «учредительного собрания» всегда хочет быть в числе победителей по вопросу j независимо от издержек принятия решения. Как это обеспечить? Можно установить правило единогласия при голосовании = предоставление либерум вето каждому гражданину. Но высокие трансакционные издержки! Можно ликвидировать эти издержки через обеспечение положительного решения по вопросу j путем закрепления его как безусловного личного права.

Личные права Личные права - безусловная свобода любого индивида предпринимать какое-либо конкретное действие или воздерживаться от него без вмешательства или принуждения со стороны других индивидов или институтов. Любое ли личное право нуждается в конституционном закреплении? Чем право выбора цвета лампочек на новогодней елке отличается от права выбора религии?

Когда право становится конституционным? Два условия необходимости конституционного закрепления права: 1) когда реализация права j группой А порождает сильный негативный внешний эффект у группы В, способный привести к его запрету при правиле большинства; 2) когда цена потери права j для группы А значительно превышает выигрыш от ликвидации негативного эффекта для группы В

Вуаль неопределенности Репрезентативный участник «учредительного собрания» как рациональный эгоист тогда проголосует за закреплении в конституции индивидуальных прав, когда находится в условиях неопределенности относительно своего (или своих потомков) будущего статуса. Будет ли он (они) в большинстве или меньшинстве; в богатстве или бедности и т.п.? Отцы-основатели США не допускали перспективу рабства для себя и своих близких не оградили от него других.

Что дают конституционные права? 1.Сокращение трансакционных издержек; 2.Разрешение потенциальных конфликтов; 3.Снижение неопределенности; 4.Страхование рисков.

Что делает конституционные права устойчивыми? 1. Соответствие убеждениям, ожиданиям, ценностям общества («надконституционному» или неформальному общественному договору). 2. «Моральная приверженность» доминирующего большинства на постконституционной стадии.

Надконституционный общественный договор в России Личные права за государственные гарантии (общественный договор по Гоббсу?) Патернализм Независимости Безопасность Свободе Государство Собственности Империализм Партнерству

Патернализм Независимости Какие из прав человека, по-вашему мнению, наиболее важны? Право на бесплатное образование, медицинскую помощь, на обеспечение в старости, при болезни Право на жизнь Право на хорошо оплачиваемую работу по специальности Неприкосновенность личной жизни, жилища Право на гарантированный государством прожиточный минимум Право владеть собственностью Свобода слова Право на получение информации Право избирать своих представителей в органы власти Свобода вероисповедания Право уехать в другую страну и вернуться 1113 Источник: Левада-Центр, Пресс-выпуск,

Безопасность Свободе Готовы ли вы ради защиты от террористов: согласиться с временной отменой свободы передвижения по стране? - готовы – 57% - не готовы – 38% согласиться с временной отменой выезда за рубеж? -готовы- 56% - не готовы- 37% запретить деятельность тех общественных организаций и печатных изданий, которые ставят под сомнение политику президента по отношению к террористам? -определенно да и скорее да – 59% -определенно нет и скорее нет – 29% Источник: Левада-Центр, Пресс-выпуск, ; Пресс-выпуск,

Государство Собственности 2003 июль 2004 июль Нужно вернуть государству всю собственность, которой оно лишилось в те годы 3740 Это можно сделать только в отдельных случаях, если будет доказано, что приватизация была проведена незаконно 3130 Этот вопрос не стоит сейчас поднимать 2022 Затруднились ответить 127 Абсолютное большинство опрошенных возлагает вину за нарушения в ходе приватизации не на бизнесменов (6%), а на государственных чиновников (62%); 24% отвечают, что и те, и другие виноваты в равной мере. Источник: Левада-Центр, Пресс-выпуск, Отношение к приватизации

Империализм Партнерству 1.Вполне уместные, полезные 27 2.Это вмешательство в чужие дела, которое приводит к обострению кризиса и вредит отношениям Украины с Россией 26 3.Недостаточные, слишком слабые 23 Затруднились ответить 24 КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ЗАЯВЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ВЛАСТЕЙ В СВЯЗИ С УКРАИНСКИМ КРИЗИСОМ? Источник: Левада-Центр,Пресс-выпуск,

Идеал экономической свободы « Правительства должны создавать и охранять гарантирующие свободы институты и не должны вмешиваться в добровольные сделки граждан» Leschke M. Constitutional Choice and Prosperity: Factor Analysis//Constitutional Political Economy, 2000, v.11., no.3. – P. 265 Три главных компонента экономической свободы: 1. Гарантия легально приобретенных прав собственности; 2. Свобода заключать добровольные сделки как внутри страны, так и в международном масштабе. 3. Свобода от государственного контроля и экспроприации собственности.

Индекс экономической свободы 1.Торговая политика; 2.Фискальное бремя государства; 3.Государственное вмешательство в экономику; 4.Монетарная политика; 5.Движение капитала и зарубежные инвестиции; 6. Банковская система и финансы; 7. Зарплаты и цены; 8. Права собственности; 9. Регулирование; 10. Активность неформального рынка. Heritage Foundation Оцениваются 50 независимых экономических переменных по 10 категориям:

Шкала оценок 1,99 Свободные 2,00 – 2,99Частично свободные 3,00 - 3,99Преимущественно несвободные 4,00 Несвободные Heritage Foundation

Примечание: 2005 г. – положение за I п/г 2004 г. – II п/г 2003 г. и т.д.

Права собственности 4 – права собственности защищены слабо, судебная система неэффективна, находится под влиянием других ветвей власти присутствует коррупция, экспроприация возможна. Примечание: 2005 г. – положение за I п/г 2004 г. – II п/г 2003 г. и т.д. Источник: 2005 Index of Economic Freedom. Heritage Foundation & Wall Street Journal

Переходные страны Nations in Transit Freedom House Оценка по следующим параметрам: 1.Электоральный процесс 2.Гражданское общество 3.Независимые средства массовой информации 4.Государственное управление 5.Конституционная, правовая и судебная система 6.Коррупция

Оценка политического режима БаллыТип режима 1-2Консолидированная демократия 3Полуконсолидированная демократия 4Переходное государство или гибридный режим 5Полуконсолидированный авторитарный 6-7Консолидированный авторитарный Nations in Transit Freedom House

Классификация переходных стран (I) СтраныБаллы Консолидированные демократии Эстония1,92 Литва2,13 Латвия2,17 Переходные государства или гибридные режимы Грузия4,83 Украина4,88 Молдавия4,88

Классификация переходных стран (II) Полуконсолидированные авторитарные режимы Армения5,0 Россия5,25 Азербайджан5,63 Киргизстан5,67 Таджикистан5,71 Консолидированные авторитарные Казахстан6,25 Узбекистан6,46 Беларусь6,54 Туркменистан6,88 Источник: Nations in Transit Freedom House.

Конституционная, правовая и судебная система Первостепенное значение придается конституционной защите прав человека (включая права собственности и предпринимательства), независимости и беспристрастности в интерпретации и исполнении конституции, равенству перед законом, реформе уголовного кодекса, обращению с подозреваемыми и заключенными, назначению и подготовке судей, независимости судебной системы и исполнению судебных решений Nations in Transit Freedom House

Примечание: приведенные оценки отражают положение в 2003 г. Источник: Nations in Transit Freedom House.

Россия: «конституционный упадок» 1997*2001*2004* Электоральный процесс3,54,255,5 Гражданское общество3,754,04,5 Независимые СМИ3,755,255,75 Государственное управление4,05,05,25 Конституционная, правовая и судебная система 4,04,54,75 Коррупциян/д6,255,75 *Примечание:приведенные оценки отражают положение в предшествующем году Источник: Nations in Transit Freedom House.

Вместо заключения «Утвердившись в качестве суверена, правительство может обнаружить нежелание оставаться в пределах первоначально делегированных ему полномочий. В той степени, в какой оно выходит за эти пределы, действия правительства становятся не легитимными – даже если придерживаться самых мрачных гоббсовских представлений об общественном договоре. В этой ситуации правительство может взять на себя роль органа, заново определяющего права индивидов, но при этом оно явно нарушит основанные на договоре принципы своей легитимности». Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. СПб., – С.62.