Брылова Елена Владимировна МАОУ Гимназия 16 «Интерес» г. Люберцы Педагог-психолог
Адаптация. Обеспечение успешного перехода детей из младшей школы в среднюю. Критерии школьных дезадаптаций и способы мотивации
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья учащихся Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Что может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этими трудностями, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие «школьная дезадаптация» - более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезаптации
неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков; нарушение эмоционально – личностного отношения к обучению, учителям жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивное – безучастное, негативно – протестное, демонстративно – пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе; повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопостановлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный «вандализм»).
Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности 1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, 2.Успешное усвоение программного материала; 3. Новообразования младшего школьного возраста: - произвольность – способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами); - рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний; - мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах); - способность к саморегуляции; 4. Качественно иной тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками; 5. Ведущая деятельность (начальное звено – учебная деятельность, среднее звено – межличностные отношения).
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно: Включение учеников в коллективные формы деятельности; Привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; Сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; Поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; Занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты); Умелое (своевременное, дифференцированное) применение поощрения и наказания.
Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации Учителю необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика по отношению к учению.
Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом: Укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора); Создание ситуации выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции; Обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности); Устойчивость целей и упорство в их реализации (преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).
Формирование мотивации на отдельных этапах урока Деятельность учеников обязательно должна иметь психологически полную структуру – 1.Понимание и постановка учениками целей и задач; 2.Выполнение действий, приемов, способов; 3.Осуществление самоконтроля и самооценки.
Этапы формирования мотивации 1.Этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать); 2.Этап усиления и подкрепления возникшей мотивации (интерес к нескольким способам решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю); 3. Этап завершения урока (подчеркнуть положительный личный опыт каждого ученика, подкрепление ситуации успеха, дифференцированная оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления)
Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации «отставших детей».
Эта работа включает следующие направления Восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуации успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике; Преодоление «выученной беспомощности» как следствия длительных неудач; Ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика; Укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
И давайте вспомним, как сами были детьми. Вспомним с юмором и добротой. И не будем забывать!