Кашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ПАДЕЖИ. Выполнила ЗИНЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 1» г.Норильска Красноярского края.
Advertisements

Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Презентация к уроку русского языка. ТЕМА: Имя существительное (итоговые уроки, повторение) Разбор имени существительного. 5 класс Березовская СКОШИ Расулова.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Рекомендации по работе со схемами Схемы по орфограммам для учащихся 1-4 классов. УМК «Школа России» Использовать для коллективной и индивидуальной работы.
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
Интеллектуальный турнир Русский язык 7 класс 2008 год.
Викторина по русскому языку ( внеклассное мероприятие. Автор: Максимюк Инга Бонифатьевна, учитель начальных классов. Образовательное учреждение: МБОУ "СОШ.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Фронтальная работа с классом. Выполнение задания «Проверь себя!» 1.Определи,какие слова являются однозначными,
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
Для чего мы изучаем русский язык? Что изучает лексика? Что такое антонимы? Что такое синонимы? Что такое омонимы,
Транксрипт:

Кашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2012

1. Какой из этих глаголов родствен числительному? (А) стричь; (Б) учетверять; (В) пятиться; (Г) шествовать; (Д) семенить. Глагол учетверять означает увеличивать в четыре раза, происходит от числительного четыре. Ответ: (Б)

2. Какое из слов русское по происхождению? (А) карандаш; (Б) ручка; (В) тетрадь; (Г) портфель; (Д) рюкзак. Узнать русское слово помогает суффикс –к-, присоединённый к слову рука. Портфель – французское заимствование (от слов со значением носить и лист); тетрадь – греческое, однокоренное с тетрас, что означает четвёрка (большой лист складывали вчетверо, чтобы сделать тетрадь); рюкзак – из немецкого (от слов со значением спина и мешок); слово карандаш тюркского происхождения и буквально означает чёрный камень (то есть графит). Ответ: (Б)

3. Смысл какого из этих предложений мало изменится, если опустить частицу не? (А) он ещё не здесь. (Б) Когда-то я не любил ходить пешком. (В) Я давно не перечитывал эту книгу. (Г) Скажи ему, чтобы в следующий раз не приходил. (Д) Он единственный, кто не должен за это отвечать. Мало изменится смысл третьего предложения: и с отрицательной частицей, и без неё оно означает, что говорящий когда-то перечитывал книгу, о которой идёт речь, но с тех пор прошло много времени. Смысл остальных предложений, как обычно и бывает при опущении отрицания, меняется на противоположный. Ответ: (В)

4. Педро родился в Барселоне. Как правильно заполнить пропуск во фразе: Педро - … Барселоны? (А) урождённый; (Б) уродитель; (В) урожденец; (Г) уроженец; (Д) среди вариантов (А)-(Г) нет правильного. Человека, родившегося в каком-то городе, называют уроженцем этого города. Ответ: (Г) Слово урождённый означает коренной, исконного происхождения, потомственный. Слов уродитель и урожденец в русском языке нет вообще.

5. Какое из этих слов лишнее по смыслу? (А) глазомер; (Б) секундомер; (В) шагомер; (Г) угломер; (Д) силомер. Секундомер, шагомер, угломер, силомер – приборы. Первый корень в этих сложных словах указывает, что именно прибор измеряет (время в секундах и расстояние в шагах, угол, силу). Глазомером называют способность определять расстояние, не прибегая к помощи каких-либо приборов или устройств. Корень глаз- здесь указывает не на объект измерения, а на инструмент – измерять глазом. Ответ: (А)

6. Даны существительные – названия блюд: мороженое, жаркое, горячее, сладкое, первое. Сколько из них по произношению и написанию совпадает со словами других частей речи? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять. Существительные мороженое, горячее, сладкое, первое ни по произношению, ни по написанию ничем не отличаются от соответствующих прилагательных и порядкового числительного среднего рода: мороженое мясо, горячее дыхание, сладкое варенье, первое занятие. А вот существительное жаркое, хотя и пишется так же, как прилагательное жаркое (ср. жаркое лето), отличается от него ударением. Ответ: (Г)

7. Как правильно закончить фразу: Помог бы, что ли, а то всё стоишь…? (А) руки в боки; (Б) руки в ноги; (В) ноги в руки; (Г) нога за ногу; (Д) руки-крюки. Вариант (Б) вообще не имеет смысла, варианты (В)-(Д) представляют собой устойчивые выражения или их фрагменты. Стоять руки в боки – это насмешливо и подчёркнуто отстранённо наблюдать за чьими-либо усилиями. Ответ: (А)

8. В каком из этих списков одно из понятий «выпадает» по смыслу из общего ряда? (А) род, падеж, число; (Б) существительное, прилагательное, сказуемое; (В) приставка, суффикс, окончание; (Г) родительный, дательный, винительный; (Д) мужской, женский, средний. Ряд (Б) не однороден по смыслу, так как в нём совмещены названия частей речи и членов предложения. Ответ: (Б)

9. У какого из этих существительных форма множественного числа образуется не совсем так, как у остальных? (А) гусёнок; (Б) дошколёнок; (В) жеребёнок; (Г) тигрёнок; (Д) чертёнок. В словах гусёнок, дошколёнок, жеребёнок и тигрёнок суффикс –ёнок- во множественном числе меняется на –ят-: гусята, дошколята, жеребята, тигрята. И только в слове чертенята находим не –ят-, а –енят-. Ответ: (Д) Дошколёнок – это форма слова дошкольник.

10. Даны слова: расти, оживи, буди. Какие из них можно понять, как формы повелительного наклонения двух разных глаголов? (А) никакие; (Б) только расти; (В) расти и оживи; (Г) оживи и буди; (Д) все. Форма расти есть и у глагола расти (Расти скорее!), и у глагола растить (Расти детей в строгости), форма оживи – и у глагола ожить («Оживи!» - молил королевич Елисей свою невесту), и у глагола оживить (Оживи богатыря живой водой). А вот слово буди можно понять только как форму повелительного наклонения глагола будить (Буди меня по воскресеньям не раньше одиннадцати утра). Ответ: (В)

11. В каком падеже стоит слово пенсне в предложении из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»? «Филипп Филиппович оседлал нос пенсне поверх очков и принялся читать»? (А) в именительном; (Б) в родительном; (В) в дательном; (Г) в винительном; (Д) в творительном. Слово пенсне в приведённом предложении отвечает на вопрос чем? Следовательно, оно стоит в творительном падеже (ср.: оседлал нос очками). Ответ: (Д)

12. Выберите пару синонимов: (А) скачивать – раскачивать; (Б) скручивать – раскручивать; (В) спиливать – распиливать; (Г) сплющивать – расплющивать; (Д) скалиться – раскалиться. Слова сплющивать – расплющивать означают практически одно и то же: раздавливать, делать плоским с помощью сильного удара или давления. Ответ: (Г)

13. Вчера была свадьба Сени и Маши. Пять человек так описали это событие: Алла: Сеня женился на Маше. Боря: Сеня вышел замуж за Машу. Валя: Маша женилась на Сене. Галя: Сеня и Маша поженились. Дима: Маша вышла замуж за Сеню. Кто из них выразился правильно? (А) Алла, Галя и Дима; (Б) Боря, Валя и Дима; (В) Боря, Валя и Галя; (Г) Алла, Валя и Галя; (Д) все пятеро. Глагол жениться (в ед. числе) может относиться только к мужчине, у которого появилась жена, выйти замуж, наоборот, говорят о женщине, у которой появился муж. А слово пожениться означает взаимное действие. Ответ: (А)

14. От какого глагола нельзя образовать парный ему глагол несовершенного вида? (А) встретиться; (Б) смутиться; (В) очутиться; (Г) оказаться; (Д) отказаться. Встретиться – встречаться, смутиться – смущаться, оказаться – оказываться, отказаться – отказываться, а от глагола очутиться парный глагол несовершенного вида образовать нельзя. Ответ: (В)

15. В каком предложении есть грамматическая ошибка? (А) Он в бассейне не только плавает, но и прыгает с вышки. (Б) Он не только в бассейне плавает, но и в пруду. (В) Он плавает не только в бассейне, но и в пруду. (Г) Он не только плавает в бассейне, но и играет в городки. (Д) Он плавает не только в бассейне, но и играет в городки. Не только …, но и – составной союз, который может соединять однородные члены предложения, то есть части этого союза могут стоять только перед одинаковыми членами предложения. Ответ: (Д)

С какого сочетания букв не может начинаться слово в русском языке? (А) разе…; (Б) раззе…; (В) разъе…; (Г) рассе…; (Д) расъе… Сочетание (А) встречается в слове разевать. Сочетания (Б) и (Г) тоже вполне возможны, поскольку приставка раз-/рас- пишется с -з- перед звонкими согласными и с -с- - перед глухими, например: раззеваться, рассеяться. Если корень слова начинается с -е-, то перед ним ставится твёрдый знак и используется вариант раз-, но никак не рас-, поэтому вариант (В) возможен (разъезжать), а вариант (Д) – нет. Ответ: (Д)

17. Из множества часто встречающихся написаний этого наречия правильно только одно. Какое? (А) из подтишка; (Б) из-под тишка; (В) из-под тяжка; (Г) исподтяжка; (Д) исподтишка. Это наречие пишется так: исподтишка. Ответ: (Д) Наречие исподтишка – результат сращения предлога из-под и существительного тишок – тишина, от которого образовано ещё одно наречие – тишком. Само же это существительное устарело и теперь не употребляется.

18. Денежной единицей Древней Руси была гривна. По- древнерусски, считая деньги, можно было сказать, например, так: пол пяты гривны. Какое количество денег обозначалось таким способом? (А) одна десятая гривны; (Б) четыре с половиной гривны; (В) две с половиной гривны; (Г) пять с половиной гривен; (Д) две пятых гривны. Засвидетельствованная в памятниках система счёта до настоящего времени сохранилась в русском языке при обозначении времени: полшестого (из пол шестого часа) – это пять часов и ещё половина следующего, шестого. Таким образом, пол пяты гривны – это четыре гривны и ещё половина, то есть четыре с половиной гривны. Ответ: (Б)

19. Первоначально обои крепили к стенам: (А) клеем, как и теперь; (Б) гвоздями, (В) шурупами; (Г) воском; (Д) смолой. На первоначальный способ крепления обоев к стене указывает само их название. Существительное обои происходит от глагола обить и имеет общий с ним исторический корень. Действительно, раньше стены не оклеивали, а именно обивали разнообразным декоративным материалом – бумагой, шёлком, кожей и т. п. И, как положено при обивке, использовали при этом гвозди. Ответ: (Б)

20. В какой из этих фраз глагол является непереходным? (А) Кто же отведёт малыша домой? (Б) А ему просто душу отвести не с кем. (В) Рановато сегодня развели мосты. (Г) Что ты так мрачно руками разводишь? (Д) Ни одна улика не навела их на след. Переходными называется такой глагол, который может управлять существительным или местоимением без предлога в винительном падеже. В четырёх приведённых фразах глаголы имеют такое управление. И только в одной фразе глагол разводить управляет существительным не в винительном падеже, а в творительном. Ответ: (Г)

21. То, что делается просто, иногда сравнивают с одним старинным русским блюдом. А как следовало готовить это блюдо? (А) печь; (Б) тушить; (В) жарить; (Г) парить; (Д) коптить. О том, что делается просто, говорят проще пареной репы. Как известно, до появления картофеля репа была в большом ходу на Руси, а самый незатейливый способ ей приготовления – на пару, то есть в закрытой посуде над кипящей водой – не требовал большого мастерства и внимания. Ответ: (Г)

22. Маленький Никита произносит одинаково [ф] и [ш]. Какие слова мама не может различить в его речи: (1) кафтан и каштан; (2) фары и шары; (3) рожь и ров; (4) фарш и шарф? (А) только (1) и (2); (Б) только (1), (2) и (4); (В) только (1), (3) и (4); (Г) только (4); (Д) (1), (2), (3) и (4). Кафтан и каштан, фарш и шарф Никита произносит одинаково. И рожь и ров тоже: мягкий знак после ж не обозначает мягкость, а [ж] и [в] на конце слова оглушаются и произносятся как [ш]и [ф]. А вот фары и шары будут звучать по-разному: они различаются ударением. Ответ: (В)

Что по смыслу лишнее? 24. (А) сообщение о пожаре в Японии; 25. (Б) сообщение о погоде в Москве; 26. (В) сообщение о запуске космического корабля; 27. (Г) сообщение о рождении королевского наследника; 28. (Д) сообщение о прибытии поезда. 29. Выражения (А),(В), (Г) и (Д) используются, когда сообщают какой-то факт: произошёл пожар, запустили корабль, родился наследник, прибыл поезд. Пожар, запуск и т. д. – это новость. Сообщение о погоде означает, что сообщают характер погоды, а не то, что погода имеет место. Погода – это не новость. 30. Ответ: (Б)

Использованная литература: Русский медвежонок – 2010 Задачи, решения, информация, статистика Составители: Муравенко Е.В., Рубанов И.С., Богдалов И.Ф. – Киров: ООО «Слово», 2011