Использование инновационных методов и приемов на уроках чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» Не то, что мните вы, природа: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный.
Advertisements

Урок литературы в 6 классе.. 1. Познакомить учащихся с основами сопоставительного анализа лирических произведений на примере стихов Я. П. Полонского и.
В ней есть душа … учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна.
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Станция «Поиск» Сказать фразами из стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою»: - Самое холодное время года охватило волшебством деревья. - Раскаленное.
Интегрированный урок литературы и музыки: «Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в музыке С.В. Рахманинова и в живописи И.И. Левитана»
2 класс Что такое изложение? Как мы будем готовиться к нему? Сегодня мы будем писать про лес. Кто был в лесу летом? Какие деревья летом? А как меняются.
Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета.
Изображение грозы в стихотворении Ф. Тютчева «Неохотно и несмело…» (с элементами лингвистического анализа).
А знаете вы, что такое радуга?. Много природных явлений мы можем наблюдать в различные времена года. Например: гроза, молния, ветер, восход, рассвет,
Поэтическая тетрадь. Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно)
Дидактическая игра Обобщающий урок 10 класс Оборудование: 1.Пейзажи времен года 2.Музыка П.Чайковского «Времена года» 3.Компьютер, проектор.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Урок литературного чтения. Тема: «С. А. Есенин «Мой край задумчивый и нежный». Выполнил учитель МОУ лицей с. Долгоруково Макарова Г.Н.
Путешествие в мир поэзии Тема природы в лирике русских поэтов 19 века.
Вессели Ирина Сергеевна учитель русского языка и литературы МОУ "Школа 3" Осинники РФ.
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком… (репродукция картины И. Левитана Золотая осень)
И.А.Бунин. «Листопад». урок литературного чтения в 4 классе Учитель начальных классов Басюк Т.И.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Транксрипт:

Использование инновационных методов и приемов на уроках чтения в старших классах С(к)ОУ VIII вида

Компоненты полноценного навыка чтения: Правильность Беглость Сознательность Выразительность

Приемы, направленные на формирование сознательности чтения: Тесты и контрольные задания Коллективное составление опор для пересказа «Расставь опоры в нужном порядке» Пересказ «цепочкой» Пересказ стихотворения Рисунки-опоры «Сколько?» «Дуэль» «Объясни правильно»

Тесты и контрольные задания 1. «Ответь «Да» или «Нет» - Русский поэт Алексей НиколаевичНекрасов родился вРоссии. - Отец поэта желал, чтобы он стал военным. - Ослушавшись отца, Некрасов лишился материальной поддержки. - Первый сборник стихотворений поэта ожидал - С 1868 года Н.А.Некрасов становится художникомжурнала«Литературные записки». огромный успех

2. «Ответь одним словом» С.А.Есенин «Задремали звезды золотые…» Название небесного тела. (Звезда) Природное явление.(Роса) Название дерева.(Береза) Название лекарственного растения. (Крапива) Синоним слова «забор».(Плетень)

Тест «Ответь одним словом» В стихотворении А.Н.Майкова «Пейзаж» упоминаются названия растений: клены, ели, осины, березы, мухоморы. Какое слово «лишнее»? Почему? Что я еще не назвала? (папоротник) Для лечения больного зуба Булдеев использовал: водку, коньяк, табачную копоть, скипидар, керосин, вату со спиртом. Что я не назвала? (А.П.Чехов «Лошадиная фамилия») (йод)

3. «Выбери правильно» А.Н.Майков «Осень» Названия растений. (орех, цветок, мох, грузди, брусника) Название времени суток.(ночь) Название природного явления.(иней) Названия цветов.(золотой, пурпур) Слова, обозначающие температуру. (холодно, мороз, горят) Часть тела.(нога)

4. А.Н.Майков «Пейзаж» Названия растений. (Клены, ели, осина, береза, папоротник, мухомор) Название водоема.(река) Название цветов. (зеленый, красный, желтый) Труднопроходимое место в лесу. (чаща) Состояние. (тревога) Небесное тело. (Солнце) Глаголы значения движения. (брести, идешь, осыпался, ложится)

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля…» - Выберите из стихотворения названия небесных тел. (Солнце, Земля) - Выберите из стихотворения названия природных явлений. (ветер, гром, дождь, гроза, молния) - Выберите из стихотворения названия цветов. (зеленый, синий, белый) - Выберите из стихотворения названия эмоций. (смятенная, сердитей, принахмурилась, взглянула исподлобья) - Выберите из стихотворения сравнение. (молния – пламень)

«Расставь опоры в нужном порядке» Родился в дворянской семье. Биография и творчество Ф.И.Тютчева Работал послом в русском посольстве. Ф.И.Тютчев – поэт-мыслитель, певец природы. Окончил Московский университет. Первые стихи напечатал в журнале «Современник». Служил в министерстве иностранных дел

Приемы, направленные на формирование беглости чтения: «Найди в тексте» Карточки «Блицконтроль» «Кто больше запомнит» Прием «Титры» Прием «Распределение»

1.Найти в тексте местоимения. (Н.А.Некрасов «Крестьянка») Их разве слепой не заметит, а зрячий онихговорит: «Пройдет - словно солнце осветит! Посмотрит – рублем подарит!» Идутонитой же дорогой, Какой весь народнашидет, Но грязь обстановки убогой Книмсловно не липнет. Цветет….

2. Найти в произведении Л.Н.Толстого «Севастополь в августе 1855 года» словосочетания, в которых прилагательное обозначает цвет. Севастополь, все тот же, с своей недостроенной церковью, колонной, набережной, зеленеющим на горе бульваром, с своими лазуревыми бухточками, наполненными мачтами, живописными арками водопроводов и с облаками синего порохового дыма, освещаемыми иногда багровым пламенем выстрелов; все тот же гордый Севастополь, окруженный с одной стороны желтыми дымящимися горами, с другой – ярко- синим морем.

Прием «Титры» Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в семье лесничего. Мама поэта – мягкая, болезненная женщина. Она часто сглаживала вспыльчивость и строгость отца. Внешностью В.Маяковский был похож на мать, а характером – на отца.

Прием «Распределение» Л.Н.Толстой «Детство» Распределить предлагаемые черты характера отца на относящиеся к нему и неотносящиеся. Самоуверенность, оригинальность, щедрость, воспитанность, болтливость, глупость, общительность, жестокость, самовлюбленность, предприимчивость. самоуверенность оригинальность воспитанность общительность предприимчивость щедрость болтливость глупость жестокость самовлюбленность

Приемы, направленные на формирование правильности чтения: Фиксирование ошибок Карточки «Блицконтроль» Прием «Инсерт»

Приемы, направленные на формирование выразительности чтения: Работа над партитурой стихотворения Инсценирование Ролевое чтение Использование аудиозаписи

Приемы, направленные на коррекцию и развитие мыслительных процессов: 1. Упражнение «Расположение понятий от более частных к более общим» Стихотворение «Бородино» Поэтическое произведение Стихотворение М.Ю.Лермонтова Литературное произведение

2. Упражнение «Выделение существенных признаков» Стихотворение – это А) смешное произведение Б) поэтическое произведение В) короткое произведение Г) хорошее настроение

Меч-кладенец - это А) железный Б) старинный В) оружие Г) волшебный предмет

3. Упражнение «Нахождение обобщающих понятий» 4. Прием «Установление причинно- следственных связей» (Л.Н.Толстой «Детство») Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. (причина) Стала няней. (следствие) Почувствовала свою ненужность в доме. (причина) Порвала вольную грамоту. (следствие)

4. Прием «Оживи предмет» 5. Упражнение «Нахождение слов-синонимов» Биография - это А) случай Б) подвиг В) жизнеописание Г) книга Д) писатель Вера в лучшее - это А) грусть Б) стойкость В) оптимизм Г) сентиментальность Д) равнодушие

6. Упражнение «Слова-ассоциации на тему…» 7. Упражнение «Восстановление пропущенных слов» 8. Упражнение «Устойчивые словосочетания» Ветрыбуйные Конивороные Девицакрасная Лесадремучие 9. Упражнение «Синонимические ряды» Грустный - печальныйневеселыйунылый мрачныйтоскливый 10. Упражнение «Найди выход!»

Литература: 1.Сборник «Усилие мысли», авторы: Э.И.Гарсиа, И.С.Кавардакова, Е.Р.Каменских, С.А.Можаева, К.В.Попова, И.Г.Шилова. 2.Карточки «Блицконтроль», авторы: М.В.Беденко, А.Н.Савельев.