Учитель истории Бабичева Р.В. МКОУ «Вишневская средняя общеобразовательная школа»
- выявить особенности культурного развития России в XVII веке; - охарактеризовать достижения русской культуры XVII в.; - развивать навыки работы с учебником; - воспитывать уважение к людям искусства
План изучения нового материала 1. Литература. 2. Архитектура. 3. Живопись. 4. Быт.
Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведения: - «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, рекомого Скопина» - «Сказание… о Гришке Отрепьеве и о похождении его» - «Временщик» дьяка Ивана Тимофеева
Общественно- политическая жизнь России XVII в. отразилась в произведениях Юрия Крижанича «Политика», сочинениях Симеона Полоцкого и подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, а также в «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Новый литературный жанр Бытовая реалистическая повесть: «Повесть о Горе - Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Улиании Осорьиной» Сатирическая повесть: «Сказание о Куре и Лисице», «Повесть о голом и небогатом человеке», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде»
Крупнейший представителем русской поэзии этого времени - Симеон Полоцкий. Очень много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей. В 1678 – 1679 гг. Выходят два его сборника стихотворений «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Продолжателями его дела были Сильвестр Медведев и Карион Истомин
Вывод На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры – освобождения её от церковного влияния.
Архитектура
Архитектура XVIIв. представлена деревянным зодчеством. Деревянные церкви сохранились в Архангельской, Мурманской, Тверской областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры был дворец в Коломенском, разобран в XVIIIв. Из-за ветхости строения. Сторожевая башня Якутского острога
Конструкция русской избы: 1 – охлупень;2 – причелина; 3- кровля; 4- слеги; 5- курица; 6- водотечник; 7- красное окно; 8- самцы; 9- завалинка;10 – волоковое окно; 11 – соединение брёвен «в обло»; 12 – соединение брёвен «в лапу»
Каменное зодчество Теремной дворец Московского Кремля строили зодчие Б.Огурцов, Л.Ушаков, Т. Шарутин
Казанский собор на Красной площади в Москве
Церковь Георгия в Ендове. Москва. XVII в. Церковь Покрова в селе Медведкове под Москвой.
Палаты Аверкия Кириллова, богатейшего купца XVII в. Монетный двор в Москве. Здесь чеканили серебряные и медные деньги. Бумажные деньги появились в России в середине XVIII в.
Изразцы
Вывод: В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным материалом по-прежнему оставалось дерево. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича – в основном это здания правительственных учреждений, торгово- промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. В конце XVIIв.возникает новый стиль храмовой архитектуры – московское барокко (использовался для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож). В этом стиле построена церковь покрова в Филях
СИМОН УШАКОВ Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской)Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской) Выдающийся памятник русского искусства XVII века. В иконе раскрывается много тем: и похвала иконе "Богоматерь Владимирская", считавшейся заступницей и покровительницей русского государства, и прославление истории Москвы, и апофеоз царствующей фамилии, и утверждение идеи единства церкви и государства.
Памятник известен под разными названиями: «Богоматерь Владимирская», «Похвала Богоматери Владимирской», «Насаждение древа государства Российского». В последнее время за иконой закрепилось название «Древо государства Московского». Помимо богословского содержания в иконе отражены размышления иконописца о русской истории, о величайшей святыне – иконе «Богоматерь Владимирская». «Древо государства Московского» – главное произведение XVII столетия, своего рода политическая и художественная «программа» эпохи. В нижней части композиции изображены стены и башни Московского Кремля со стороны Красной площади, переданные с документальной точностью такими, какими они были к моменту написания иконы. За стенами, в центре, на фоне Успенского собора, – первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево с виноградными лозами и цветами, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми царевичами Алексеем и Феодором. Наверху в облаках изображен Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича – Царь Небесный венчает царя земного.
Спас Нерукотворный. Симон Ушаков
Фресковая живопись. Жатва. Деталь композиции фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле
Парсуны. Царь Фёдор Алексеевич. М.В. Скопин - Шуйский
Быт XVIIв.
Задание для 1 группы (Грибанова А., Сорокин Е., Лаптинов В.) Проанализировать литературное творчество XVII века: Назвать известных авторов указанного периода Указать, кто, что конкретно написал и какую тему поднял в своём произведении Сделать вывод о развитии литературы XVII века
Задание для 2 группы (Локтионова А., Ничипорчук В., Титор Ю.) 1. Выяснить, что нового появилось в архитектуре XVII века в сравнении с предшествующим периодом 2. Назвать наиболее известные архитектурные памятники XVII века 3. Указать основные черты московского барокко
Задание для 3 группы (Болгова Т., Каськов С., Ничипорчук Е., Сасин И.) Какие жанры живописи XVII века можно выделить? Как вы думаете, откуда пошло название – строгановская школа живописи? Попытайтесь доказать, что в живописи XVII века наблюдаются реалистические тенденции.
Архитектура