Логическая структура учебного материала 1. Способы систематизации учебного материала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логическая структура учебного материала 1. Способы систематизации учебного материала.
Advertisements

Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Физика - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности природы, строение и законы движения материи. Физику относят.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Маркетинговые исследования. Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призванной удовлетворять информационные.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
ПЛАН 1.АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО». 2.ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА. ОБЩАЯ СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ КАЧЕСТВА. 3. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА. ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА. 4. МОДЕЛЬ.
Транксрипт:

Логическая структура учебного материала 1. Способы систематизации учебного материала

Логические схемы (Граф-схемы)

Логическая схема параграфа учебника физики Опыт по методу Рэлея и другие Диаметр атомов и молекул порядка м Тела кажутся сплошными Число атомов и молекул в телах очень велико Расчет числа молекул в 1 см 3 Масс - спектрометрияМассы атомов и молекул малы (~ г ) Расчет массы молекулы воды Удобнее пользоваться относительной массой Знание относительных масс помогает установить формулы неизвестных соединений

Луч переходит из оптически менее плотной среды в более плотную n 1 < n 2 Луч переходит из оптически более плотной среды в менее плотную n 1 > n 2 Луч всегда проходит во вторую среду Луч не всегда проходит во вторую среду > Угол падения 0, при котором угол преломления =90 0, называется предельным углом полного отражения При углах падения 0 происходит полное отражение Если n 2 =1 ( воздух ) Граф-схема темы курса физики «Преломление волн»

счет 10 «материалы» сырьетопливоЗап.части Строй материалы инвентарь Мука Соль Сахар Масло И т.д. Бензин: АИ-80 АИ-96 Диз. Масло Диз. топливо И т.д. по размерам: Болты Гайки Шайбы Подшиб- ники И т.д. По размерам: Доски Гвозди Шурупы По маркам: Цемент Кирпич И т.д. Спецодежда: По видам Канцтовары: Органайзер Степлер Ножницы И т.д. Граф-схема темы «Счета бухгалтерского учета»

Виды и формы бухгалтерского балансаБухгалтерскийбаланс По времени составления: Вступительный;Вступительный; Текущий;Текущий; Санируемый.Санируемый. По источникам информации:-Книжный;-Инвентарный»;-Генеральный. По объему информации:-Единичный;-Сводный;-Консолидированный.

Логическая схема темы «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Управленческий анализ Финансовый анализ Внутрихозяйственный производственный анализ по данным всей информации, полезной для принятия решения Внутрихозяйственный финансовый анализ по данным отчетности и системного бухгалтерского учета Внешний Финансовый анализ по данным публичной финансовой отчетности

Структурно – логическая схема изучения изображения -видов Виды Основные Дополнительные Главный вид Вид сверху Вид слева Вид снизу Вид сзади Вид справа

Структурно – логическая схема изучения изображения - разрезов Разрезы ПростыеСложные Горизонтальный Фронтальный Профильный СтупенчатыйЛоманый

Структурно – логическая схема изучения проектирования рабочих мест Проектирование рабочих мест расчет численности Внешние факторы Внутренние факторы Внешние факторы Государственная экономическая политика Конъюнктура рынка и изменение структуры рынка Научно-технический прогресс Стратегия рынка Организационная структура предприятия Доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Текучесть рабочей силы Режим работы организации Уровень оснащенности предприятия Система организации труда

Структурно–логическая схема реализации алгоритма

Структурно – логическая схема изучения классификации и структуры БД

13 Генеалогическое древо экономической теории Физиократы Меркантилисты Смит, 1776 Рикардо,1817 Мальтус,1798 Cоциализм Маркс,1848, 1867 Ленин,1917 Милль,1848 Маршалл 1890 Кейнс 1936 Синтез Теория переходной экономики

Существительные 1 склонения Состав объектов, в который входит данный объект. Структура объекта. Модель объекта. Явления, которые могут происходить с объектом. Практическое применение объекта Методика грамматического разбора существительного amicārum окончание -arum 1 скл. f, m окончание Nom. -а Начальная форма amica Поиск слова в словаре Gen. Pl. Кого? Чего? подруг

Сложность присущая ПО Методы борьбы со сложностью Декомпозиция Абстрагирование Иерархия АлгоритмическаяОбъектная Метод объектно-ориентированного анализа и проектирования Структурно-логическая схема лекцииВведение в метод ООП

Растение КореньЛистья Стебель Корневые отростки Корневые волоски Верхушка корня ЭпидермисМезофилл Сосудистая ткань Клетка ХлоропластЯдро Примеры сложных систем Структура растения

Транснациональные корпорации Компании Филиалы Офис Компании Филиалы Офис Структура общественных институтов

Файл Строка файла Контрольная сумма Прочитать Записать Создать Проверить Добавить Открыть файл Прочитать строку Разобрать строку Проверить Контрольную сумму Создать строку Добавить контрольную сумму Виды декомпозиции Сложные системы можно исследовать, концентрируя основное внимание либо на объектах, либо на процессах Алгоритмическая декомпозиция Объектная декомпозиция

Наилучшее удовлетворение потребностей людей, стремление приспособить товары под их желания и предпочтения Повышение конкурентоспособности товара и его производителя, усиление конкурентных преимуществ Уход от невыгодной борьбы в неосвоенный или неиспользованный конкурентами сегмент рынка Стремление увязать научно-техническую политику предприятия с запросами целевых потребителей Ориентация маркетинговой работы на конкретного потребителя Обеспечение рационализации и оптимизации затрат предприятия на разработку, выпуск и реализацию товара Цели сегментирования рынка

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ Географический регион город сельская местность климат и т.д. Демографический возраст пол семейное положение семейный доход и т.д. Поведенческий отношение к услугам мотив приобретения искомые выгоды Психографический стиль жизни тип личности Признаки сегментации рынка

Выбор рынка для его исследования Определение критериев сегментации рынка Выбор признаков сегментирования рынка Сегментирование рынка Выбор целевых сегментов Разработка комплекса маркетинга Стратегии маркетинга Анализ сильных и слабых сторон сегментации Процесс сегментирования рынка

Систематизирующие таблицы (Классификационные таблицы, классификационные схемы)

Классификационная схема «Электромагнитное поле» Электромагнитное поле Электрическое полеМагнитное поле Электростат ическое поле Стационарное электрическое поле Переменное (вихревое) электрическое поле Магнитоста- тическое поле Стационарное магнитное поле Переменное (вихревое) магнитное поле

Классификационная таблица «Различные проявления электромагнитного поля» Вопросы для сравнения Электростатическое полеМагнитное полеВихревое электрическое поле Чем порождается поле?Неподвижными зарядами Движущимися зарядами Изменяющимся магнитным полем Как обнаруживается поле?По действию как на неподвижные, так и на движущиеся заряженные тела По действию на проводники с током По возбуждению вихревых токов Основные характеристики поля Напряженность и потенциалИндукция магнитного поляНапряженность Характер поляПотенциальное полеВихревое поле Как изображается поле?С помощью силовых линийС помощью линий магнитной индукции С помощью силовых линий Скорость распространения поля Скорость света Доказательство материальности поля Обладает энергией, существует независимо от опыта Обладает энергией, существует независимо от опыта Обладает энергией, существует независимо от опыта

Таблица, отображающая основные свойства электростатического поля Материальность и объективность существования электростатического поля. Электрическое поле связано с неподвижными электрически заряженными частицами (телами). Электростатическое поле осуществляет взаимодействие между неподвижными электрически заряженными частицами (телами), количественно выражается законом Кулона. Электростатическое поле не меняется с течением времени. Электростатическое поле передает воздействие одного электрически заряженного тела (частицы) другому (другой) с конечной скоростью. Электростатическое поле имеет силовую характеристику, векторную физическую величину- напряженность. Для электростатических полей выполняется принцип суперпозиции. Электростатическое поле обладает потенциальной энергией. При перемещении электрически заряженной частицы (тела) электрическим полем совершается работа. Электростатическое поле имеет потенциальный характер. У электростатического поля есть энергетическая характеристика, скалярная физическая величина - потенциал.

Характеристика основных групп пользователей информации предприятия п / п Партнерск ие группы Вклад в деятельность предприятия Требования компенсации Интересы и цели анализа информации Объекты анализа и источники информации (формы отчетности) АБ СобственникиСобственный капитал ДивидендыДоходность капитала. Финансовая устойчивость предприятия Финансовое положение Финансовые результаты (формы 1 и 2) 2 Администрация, руководство Знание дела и умение руководить Оплата труда и премиальные Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности, принятие управленческих решений Вся информация, полезная для управления (внутрихозяйственный учет и отчетность) 3 Персонал, служащие Выполнение работ в соответствии с разделением труда Заработная плата и социальные услуги Возможности увеличения заработной платы и других форм поощрений Финансовые результаты (форма 2) 4 ПоставщикиПоставка материальных ресурсов Договорная ценаОпределение наличия ресурсов для оплаты поставок Финансовое положение (формы 1, 2 и 4)) 5 Покупатели, клиенты Покупка продукции и услуг Договорная ценаОценка обоснованности цен на товары, регулярность и условия поставок То же 6 Заимодавцы, кредиторы Заемный капиталПроцентыОпределение наличия ресурсов для возврата кредитов и процентов Ликвидность баланса (форма 1) 7 Общество, налоговые и статистические органы Услуги обществаНалоги и др. сборы и взносы, предоставление необходимой для государства статистической информации Сбор налогов сполна и вовремя, статистические обобщения Финансовые результаты (форма 2) Статистическая и финансовая отчетность

Характеристика партнерских групп предприятия (пользователей информации) Партнерские группы Вклад в деятельность предприятия Требов-ие компенсаци и Предмет анализа 1.Администра ция пред-я Руководство деятельностью предприятия Оплата труда, и другие привилегии Вся информация необходимая для управления 2.Персонал, служащие Выполнении работ в соответствии с должностными обяз- ми и заключенными договорами Заработная плата, социальные льготы Финансовые результаты деятельности 3.ПоставщикиПоставка материальных ресурсов Договорная цена Финансовое положение

Характеристика партнерских групп предприятия (пользователей информации) Партнерские группы Вклад в деятельность предприятия Требов-ие компенсаци и Предмет анализа 4.Покупатели, заказчики Сбыт продукции, оказание услуг Договорная цена Фин. положение, устойчивость, предприятия 5.СобственникиСобственный капитал ДивидендыФин. результаты и финансовое положение 6.ЗаимодавцыЗаемный капитал ПроцентыЛиквидность баланса, платеж-ть 7.Гос. органы и внебюд. фонды Услуги обществаНалоги, сборы и взносы Фин. результаты, их слагаемые

Структурно-логические схемы

Стратегии выбора целевых сегментов рынка Комплекс маркетинга КМ 1 КМ 2 КМ 3 КМ Рынок Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3 Сегмент 1 Сегмент 2 Сегмент 3 Недифф. марк Дифф. марк. Конц. марк.

Структурно-логическая схема изучения основ молекулярно-кинетической теории ФГ1М1Г2М2 Сл.1Сл.2Сл.3 Э1Э2Э3

Структурно-логическая схема изучения свойств газов ЗАДАЧА 1 ФГ УТОЧНЕННАЯ ЗАДАЧА М КАЧЕСТВ М КОЛИЧ. ЗАДАЧА 2 ФСл.1Сл.4Сл.5Сл.6 Сл.7 Э.2 Э.1 Сл.8 Э.3Сл.2Сл.3

Блок-конспекты Опорные сигналы Опорные конспекты Логические конспекты

Блок-конспект

Назначение базы данных Принятие решений Хранение, структурирование Поиск, фильтрация,сортировка Информация

I. Проектирование II. Создание IV. Использование III. Наполнение Этапы работы с БД

Эффект снежной лавины (кассовый разрыв) 2. Не оплачен. Дальнейших поставок Материалов нет 3. Невыполнение производственной программы 4. Нечего продавать, Нет выручки 1. Счёт поставщика За полученные сырьё и материалы

Последовательность действий Целевые средства спец фондаБыстро и бесплатно Схема внутрибанковского пулинга Моментальный источник денег. Ежемесячная комиссия банку. Оплата процентов за заёмные средства Заём у аффилированных компаний и акционеров Быстро и не очень дорого Взнос в уставный капиталБесплатно. Не самое простое оформление. Неудобно для АО Работа с дебиторами и кредиторами Прямых финансовых затрат нет. Но не все контрагенты соглашаются на изменение условий работы Организация вексельной схемы Не все кредиторы соглашаются приобретать векселя. При погашении векселей будет дисконтный расход Банковское финансированиеНеобходимо собрать большой пакет документов, ждать решения кредитного комитета, платить солидные проценты Задержка платежаПотеря репутации. Не стоит задерживать налоговые платежи и долги перед банком Продажа оборотных и внеоборотных активов Самый крайний шаг

Дополнительные виды Дополнительным видом называется изображение на плоскости, не параллельной основным плоскостям проекциЙ. Дополнительные виды используются в том случае, когда на основные плоскости деталь проецируется с искажением, а всякая искажение затрудняет чтение. При этом указывается направление взгляда стрелкой и обозначается прописной буквой, а над изображением пишется прописная буква. Если дополнительный вид находится в проекционной связи с соответствующим изображением, то стрелка и надпись над видом не ставится

Разрезы Разрезом называется изображение детали, мысленно рассеченной одной или несколькими плоскостями. На разрезе показывают то, что расположенной в секущей плоскости и что расположено за ней. Все, что попадает в секущую плоскость необходимо заштриховать.

Вопросы для составления логического конспекта В каких ситуациях употребляется Present Simple? Какие маркеры времени Present Simple вам известны? Какой порядок слов в утвердительном предложении? Какая форма смыслового глагола употребляется в этом времени? Какие окончания принимает смысловой глагол в 3 лице единственного числа? Объясните правила правописания глагольных флексий. Проспрягайте глаголы to speak, to do, to study. Сравните систему окончаний этих глаголов в русском и английском варианте. Переведите на английский язык предложение « Вы говорите по- английски?». Сделайте грамматический анализ предложения и выведите формулу вопроса. Проспрягайте глагол to do. Объясните выбор формы данного глагола в структуре вопроса и отрицательного предложения Объясните грамматическое и лексическое значение глагола to do. Дайте отрицательный ответ на вопрос Do you speak English? и выведите формулу отрицания. Дайте полную и краткую форму отрицательной структуры.

Логический конспект изложения материала Present Simple Tense 1 БЛОК Ситуация общения + маркеры времени 2 БЛОК Формула образования Present Simple

2 БЛОК Формула образования Present Simple Логическая структура повествовательного предложения Подл + 1 форма гл. + Доп Present Simple образуется от 1 формы глаголы В 3 лице ед. числа + -s; -es

Произношение окончания притяжательного падежа существительного и порядок слов в словосочетаниях с притяжательным падежом. s [s] После глухих согласных [z] После звонких согласных и гласных [iz] После шипящих и свистящих « Владелец»s (определение) «Собственность» (определяемое слово) Johns heart

ПОЯСНЕНИЯ К ЛОС в виде светофора На ЛОС в виде светофора обсуждается вопрос о порядке выполнения команд, с помощью которых записан алгоритм. 1) Цветовые сигналы загораются последовательно. 2) Цвет сигнала определяет последовательность действий объектов на дороге (транспорт и пешеходы) в виде ветвления. 3) Работа светофора - это многократное повторение смены трех этих цветов от начала движения транспорта и пешеходов до его окончания. 1. Команды выполняются последовательно друг за другом. 2. В алгоритме может быть некоторое условие, определяющее порядок выполнения команд, - ветвление на две последовательности, из которых выполняется только одна, в зависимости от выполнения или невыполнения этого условия. 3. В алгоритме может быть предусмотрена возможность многократного повторения определенной последовательности команд. Одна или несколько команд, которые в алгоритме рассматриваются как одно целое и называются серией, изображаются в прямоугольнике с одним входом и одним выходом; условие - в ромбе с одним входом и двумя выходами, над которыми написаны слова «да» и «нет», означающие выполнение и невыполнение условия соответственно. На ЛОС неявно определено, что серия - это последовательность любых команд, выполняемых друг за другом. То есть, внутри серии могут быть не только простые команды, но и команды ветвления и повторения. Зачеркнутый на ЛОС прямоугольник означает, что если условие предполагает наличие действий только в одном случае (либо при «да", либо при «нет»), а в альтернативном варианте предполагается отсутствие действий, то можно пользоваться неполной формой команды ветвления. Выводы и рекомендации. На ЛОС образно представлена информация о системе базовых управляющих команд, достаточных для записи любого алгоритма. В теории программирования доказано математиками Бем-Якопини, что для записи любого сколь угодно сложного алгоритма достаточно трех базовых структур: Следование – обозначает последовательное выполнение действий; Ветвление – соответствует выбору одного из двух вариантов действий Цикл-пока – определяет повторение действий, пока не будет нарушено условие, выполнение которого проверяется в начале цикла. Важность приведенных в том, что они формируют культуру алгоритмического мышления, определяют главное свойство алгоритмов - простоту их написания и понимания. Использование английских служебных слов на ЛОС облегчает их усвоение при изучении конкретных алгоритмических языков. …

Опорный сигнал

Опорные сигналы

Структура содержания образования

Знания Опыт деятельности в стандартных ситуациях Опыт творческой деятельности Эмоционально-чувственный опыт

Знания в структуре содержания образования факты повседневной действительности и научные факты, без знания которых нельзя понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи; основные термины и понятия, без которых нельзя понять ни одного текста, ни одного высказывания; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов и методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, т.е. методологические знания; оценочные знания, знания о нормах отношения к различным явлениям жизни»

Основные элементы системы знаний (по А.В. Усовой) а) научные факты; б) понятия (о структурных формах материи, о явлениях, о свойствах тел и величинах, их характеризующих, о методах научного исследования); в) законы; г) теории; д) научная картина мира

Понятие - это знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними. Научные теории - это развитые системы научных понятий.

Обобщенный план изучения явлений Внешние признаки явления Условия протекания явления Сущность явления механизм, его протекания Связь данного явления с другими Количественная характеристика явления Использование явления на практике Способы предупреждения вредного действия явления

Обобщенный план изучения величины Какое явление характеризует данная величина Определение величины Обозначение величины Определительная формула величины Какая это величина: скалярная или векторная Что принимают за единицу величины в СИ Способы измерения величины Примеры величины

Обобщенный план изучения теории Эмпирический базис теории Идеализированный объект теории Основные понятия теории Основные положения теории Математический аппарат теории Круг явлений, объясняемых теорией Явления и свойства, предсказываемые теорией Опыты, подтверждающие основные положения теории

Вариант обобщенного плана изучения закона О чем говорит тот или иной закон? Какими опытами, рассуждениями, наблюдениями это подтверждается на практике? Какие примеры можно привести в подтверждение этого закона, формулы? Где и как используется данный закон?

Вариант обобщенного плана изучения закона Математическое выражение и словесная формулировка закона. Опытное подтверждение закона. Объяснение закона на основе теории (не всегда возможно). Границы применимости (не всегда возможно). Практическое применение и учет закона (не всегда возможно).

Вариант обобщенного плана изучения закона Что устанавливает, утверждает. Кем открыт и в каком году. На основании каких данных сформулирован. Какие величины связывает. Основная формула. Частные случаи. Опыты, подтверждающие справедливость закона. Границы применимости. Практическое применение. Формулировка.

Вариант обобщенного плана изучения явления В чем данное явление обнаруживается в окружающей действительности? Как описывается явление? В чем данное явление состоит (т.е. какие изменения объекта происходят в результате этого явления)? Как это явление объясняется? Его законосообразность. При каких условиях происходит это явление?

Вариант обобщенного плана изучения явления Формулировка, выражающая определение явления. Опыты, в которых обнаруживается явление. Объяснение явления на основе теории (не всегда возможно). Использование и учет явления в практике, его проявления в природе.

Вариант обобщенного плана изучения величины Какое свойство тела, вещества или какое качество данного явления характеризует эта величина? Что эта величина показывает, от чего и как зависит? Как можно эту величину определить и в каких единицах она измеряется?

Вариант обобщенного плана изучения величины Явление или свойство, которое характеризует величина. Определение величины и формула, ее выражающая. Единица измерения. Способ измерения. Формула, выражающая зависимость данной величины от других величин.

Вариант обобщенного плана изучения величины Происхождение слова - название и его перевод. Характеризуемое этой величиной свойство объекта или явления. Что определяет. Частные случаи. Обозначение. Единица. Способ измерения. Прибор для измерения. Связь с другими величинами. Интервал измерения. Границы применимости. Определение.

Вариант обобщенного плана изучения понятия Что это? Что представляет собой данное понятие, какой образ окружающей действительности вызывает оно в сознании? Чем оно характерно, какие имеет признаки, измеряемо ли и какой величиной? С какими другими понятиями и как связано?

Вариант обобщенного плана изучения теории Исходные опытные факты. Идеальный объект или модель. Величины, характеризующие модель. Основные положения теории-принципы или гипотеза. Следствия и частные законы, выводимые из основных положений. Экспериментальная проверка следствий. Границы применимости.

Вариант обобщенного плана изучения опыта Цель опыта. Экспериментальная установка. Выполнение эксперимента, измерения. Анализ экспериментальных результатов и выводы, вытекающие из опыта.

Вариант обобщенного плана изучения прибора Назначение. Устройство. Принцип действия. Область применения.

План изучения теории (по Л.Я. Зориной) Объект изучения теории Предмет изучения теории Основания теории (истоки, идеальные объекты, понятия, основные положения, эмпирический базис) Инструментарий теории (математический аппарат, средства логики) Следствия теории и их проверка Границы применимости теории

План изучения факта (по Л.Я. Зориной) Описание явления в словах обыденного языка Введение качественных и количественных характеристик Описание явления в новых научных понятиях Формулировка закономерностей явления или концепции Истолкование явления в рамках определенной теории

План изучения закона (по Л.Я. Зориной) Формулировка закона Запись закона в символической форме Пути открытия закона Границы применимости закона Применение закона

План изучения понятия (по Л.Я. Зориной) Определение понятия Запись определения понятия в символической форме Анализ формулы-определения Границы применимости определения Единицы измерения

План изучения теории (по Л.Я. Зориной) Цель эксперимента Методика исследования (установка и процедуры измерения) Результаты измерения Интерпретация результатов Выводы и предположения

План изучения прикладного знания (по Л.Я. Зориной) Функциональное определение объекта Принцип работы: а) закон, на котором основана работа объекта; б) схема устройства Процесс работы Применение объектов

Схема взаимосвязи исходных фактов, абстрактной модели-гипотезы, теоретических следствий и эксперимента Опытные фактыМодель-гипотеза Логические следствия Эксперимент

План представления научного экспериментального исследования Возникновение проблемы, замысла исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Разработка и создание экспериментальной установки по проверке рабочей гипотезы. Постановка, выполнение опыта. Обработка и анализ экспериментальных данных. Формулирование выводов и истолкование результатов. Роль опыта в утверждении теории

Структура постижения парадокса осознание двух точек зрения на одну и ту же проблему - новую и ранее существовавшую; осознание их противоречивости; разрешение, снятие парадокса в результате осознания причины противоречивости двух точек зрения, которая состоит или в абсолютизации старого знания вне границ его применимости, или в абсолютизации представлений повседневного опыта и «здравого смысла»

«Сортировка» учебного материала Основные понятия Объекты, процессы, явления. Свойства. Величины. Формулы, уравнения Функциональная зависимость величин. Определение величин. Причинно-следственная зависимость. Эксперимент, история, практика Наблюдение объектов, процессов, явлений. Обнаружение или иллюстрация свойств. Практические применения. Рисунки, графики, схемы Предметные. Структурные. Функциональные

Элементы знания (по А.Н. Крутскому) явление теория научный факт гипотеза идеальный объект величина закон практическое применение задачи

Суммированный вариант выделяемых в литературе видов знания и их структур 1. Явления Объекты. 3. Эксперименты (эксперименты, с помощью которых проводится наблюдение объекта; эксперименты, с помощью которых проводится наблюдение процесса; эксперименты, с помощью которых проводится наблюдение явления; эксперименты, с помощью которых обнаруживается объект; эксперименты, с помощью которых обнаруживается процесс; эксперименты, с помощью которых обнаруживается явление; эксперименты, с помощью которых иллюстрируется объект; эксперименты, с помощью которых иллюстрируется явление; эксперименты, с помощью которых иллюстрируется процесс; опыты). 4. Термины (основные термины). 5. Понятия (понятия о структурных формах материи; понятия о явлениях; понятия о свойствах тел; понятия о величинах, характеризующих свойства тел; основные понятия; основные понятия, описывающие объекты; основные понятия, описывающие явления; основные понятия, описывающие процессы; основные понятия, описывающие свойства объектов; основные понятия, описывающие величины; понятия о методах научного исследования).

6. Величины Формулы (формулы, выражающие функциональную зависимость величин; формулы, с помощью которых определяются величины; формулы, выражающие причинно-следственные зависимости величин). 8. Факты (факты повседневной действительности; научные факты -3). 9. Законы - 4 (основные законы науки). 10. Модели (физически подобные модели; модели-аналогии; модели- рисунки; предметные рисунки; структурные рисунки; функциональные рисунки; предметные графики; структурные графики; предметные схемы; структурные схемы; функциональные схемы; модели-фотографии; модели - учебные фильмы; чувственные модели; модели - идеализированные образы; описательные модели; математические модели; графические модели). 11. Гипотезы. 12. Проблемы. 13. Идеальные объекты. 14. Теории Методологические знания (знания о способах деятельности; знания о методах познания; знания о истории получения знания).

16. Оценочные знания (знания о нормах отношения к различным явлениям жизни). 17. Технические устройства. 18. Технологические процессы. 19. Практическое применение. 20. Научная картина мира. 21. Задачи. 22. Парадоксы. 23. Процессы. 24. Состояния. 25. Эффекты. 26. Идеи. 27. Концепции. 28. Закономерности. 29. Правила. 30. Принципы. 31. Рекомендации. 32. Иллюстрации. 33. Примеры. 34. Исторические сведения. 35. Высказывания.

Элементы знаний о явлении (процессе) Внешние признаки явления. Описание явления (описание обнаружения явления; описание изменений объекта, происходящие в результате явления; графическое описание процесса). Проявление явления в природе (проявление процесса). Опыты, с помощью которых обнаруживается явление. Основные сведения о процессе. Формулировка, определяющая явление. Главные особенности процесса. Условия протекания явления - 2. Сущность явления (механизм протекания явления; объяснение явления; объяснение явления на основе теории; краткая сущность теории; теория процесса; причинная обусловленность процесса). Модель процесса. Связь явления с другими явлениями. Количественная характеристика явления. Измеренные в эксперименте величины. Описание экспериментальной установки для обнаружения величины. Законосообразность явления. Использование явления на практике - 2 (практическое применение процесса). Учет явления в практике. Способы предупреждения вредного действия явления.

Элементы знаний о физическом объекте Состав объектов, в который входит данный объект. Структура объекта. Условия образования объекта. Свойства объекта. Количественные характеристики объекта. Модель объекта. Основные уравнения, описывающие объект. Возможные состояния объекта. Явления, которые могут происходить с объектом. Практическое применение объекта. Общая характеристика объекта.

Элементы знаний о научном факте Описание явления в словах обыденного языка. Качественные характеристики явления. Количественные характеристики явления. Новые научные понятия, описывающие явление. Формулировка закономерностей явления. Истолкование явления в рамках определенной теоретической концепции.

Элементы знаний об опыте (эксперименте, экспериментальном исследовании) Возникновение проблемы (возникновение замысла исследования). Цель опыта (эксперимента). Роль опыта в утверждении теории. Выдвижение рабочей гипотезы. Экспериментальная установка, на которой ставится опыт (разработка экспериментальной установки для проверки гипотезы; создание экспериментальной установки для проверки гипотезы; описание экспериментальной установки). Процедура выполнения эксперимента (процедура измерения - 2; методика исследования; постановка опыта; выполнение опыта). Результаты измерения. Обработка экспериментальных данных. Анализ экспериментальных результатов - 2. Выводы, вытекающие из опыта -2, (формулирование выводов экспериментального исследования). Истолкование результатов экспериментального исследования - 2. Предположения, выдвинутые после проведения эксперимента.

Элементы знаний о понятии Описание понятия. Определение понятия. Образ окружающей действительности, вызываемый понятием в сознании. Характерные признаки понятия. Величина, соответствующая понятию. Символическая форма записи понятия. Анализ формулы-определения понятия. Единицы измерения. Связь понятия с другими понятиями. Границы применимости определения.

Элементы знаний о величине Название явления, характеризуемого величиной. Происхождение слова - название и перевод слова. Явление, характеризуемое величиной. Свойство, характеризуемое величиной - 2 (свойство тела, характеризуемое величиной; свойство вещества, характеризуемое величиной; качество явления, характеризуемое величиной; объект (процесс, состояние), показываемый величиной). Объект, определяемый величиной. Качественные зависимости величины - 2. Прибор для измерения величины. Определение величины - 3. Обозначение величины - 2. Формула, выражающая определение величины (определительная формула величины). Скалярный или векторный характер величины. Единица величины - 4 (единица величины в СИ). Способ определения величины. Способ измерения величины - 3. Интервал измерения величины. Частные случаи величины. Границы применимости величины. Связь величины с другими величинами (формула, выражающая связь данной величины с другими величинами). Примеры величины.

Элементы знания о законе Предмет описания закона (о чем говорит закон). Данные, лежащие в основе закона. Величины, связываемые законом. Пути открытия закона. Исторические сведения об открытии закона. Определение закона (словесная формулировка закона; формулировка закона - 3). Символическая форма записи закона (формула закона; основная формула закона; математическое выражение закона). Опыты, подтверждающие справедливость закона - 3. Рассуждения, подтверждающие закон на практике. Примеры, подтверждающие закон (примеры, подтверждающие формулу). Частные случаи закона. Границы применимости закона - 3. Объяснение закона на основе теории. Практическое применение закона - 4.

Элементы знания о теории Эмпирический базис теории - 2. Основание теории - 2. Наблюдения, на которых основана теория. Эксперименты, на которых основана теория. Основные положения теории - 3. Факты (исходные опытные факты, лежащие в основании теории; факты, лежащие в основании теории; опытные факты - 2). Отдельные теоретические положения (не теория). Методы познания (методы эмпирического познания; методы теоретического познания). Стержневые методологические идеи. Объект изучения теории. Предмет изучения теории. Истоки теории. Инструментарий теории (математический аппарат теории - 2; средства логики). Идеализированные объекты, лежащие в основании теории - 5. Модель теории - 3. Величины (величины, характеризующие модель теории; фундаментальные величины, величины, лежащие в основе теории). Понятия (главные понятия, лежащие в основе теории; основные понятия теории; фундаментальные понятия, понятия, лежащие в основании теории - 2; основные понятия, отражающие эмпирический базис теории). Основные принципы, составляющие ядро теории. Ядро теории. Постулаты, составляющие ядро теории. Константы, входящие в ядро теории. Законы (законы, составляющие ядро теории; основные законы, составляющие ядро теории; основные закономерности развития физики). Принципы (принципы теории; основные принципы). Гипотеза, лежащая в основании теории - 3. Следствия (следствия, выводимые из основных положений теории - 3; логические следствия; следствия, выведенные из принципов путем логической дедукции; следствия, выведенные из законов путем логической дедукции; выводы из теории; формулы, выводимые из теории; законы, выводимые как следствия из исходных принципов; частные законы, выводимые из основных положений теории; явления, предсказываемые теорией; свойства, предсказываемые теорией). Опыты, подтверждающие основные положения теории. Явления, объясняемые теорией. Эксперимент (научный эксперимент; экспериментальная проверка следствий теории; экспериментальная проверка теории - 2; экспериментальная проверка выводных законов). Границы применимости теории - 3. Прикладные знания. Практическое применение теории. Теории (физическая теория).

Техническое устройство, прибор (прикладное знание) Название устройства. Функциональное определение объекта (назначение технического устройства; назначение прибора). Устройство технического устройства (устройство прибора; схема устройства объекта). Закон, на котором основана работа объекта. Процесс работы объекта. Принцип работы устройства (принцип действия технического устройства; принцип действия прибора). Область применения технического устройства (область применения прибора; применение объекта). Эксплуатационные характеристики устройства.

Предписание алгоритмического типа по введению производной величины Определить основные величины, описывающие данное явление, процесс, состояние объекта. Определить, какие величины изменяются в процессе, явлении, состоянии объекта. Путем комбинирования анализируемых величин, найти выражение, остающееся неизменным и не зависящим от изменяющихся величин. Ввести обозначение полученной величины и определить ее единицу.

Предписание алгоритмического типа по исследованию зависимости между величинами Описать сюжет, лежащий в основе экспериментальной установки, на математическом языке. Определить, зависимость между какими величинами будет исследоваться в ходе эксперимента. Собрать экспериментальную установку. Если будет исследоваться зависимость между тремя и более величинами (a,b,c), то оставляя постоянными величины b и c, определить зависимость x = f(a). Затем, оставляя постоянными величины a и c, определить зависимости x =f (b) и x = f(c). Представить полученные результаты аналитически, графически, в виде таблицы, в словесной форме. Сделать выводы.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ОПИСАНИЯ ЯВЛЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ Восприятие явления через органы чувств Анализ явления Констатация фактов и высказывание суждений единичного характера Классификация фактов Введение новых понятий Проведение обобщений Определение условий протекания явления

Количественный аспект описания явления Постановка задачи Идея эксперимента Схема экспериментальной установки Методика эксперимента Результаты эксперимента и их отображение в виде определяющего величину уравнения Формализованный анализ определяющего уравнения Установление зависимости между величинами Постановка задачи Идея эксперимента Схема экспериментальной установки Методика эксперимента Результаты эксперимента и их отображение в табличной, аналитической и графической форме Формализованный анализ уравнения, определяющего связь между величинами Чтение уравнения Правило выявления физического смысла коэф. пропорцональности коэффициента пропорциональности Правило получения единицы коэффициента пропорциональности Чтение уравнения Правило выявления физического смысла величины Правило получения единицы величины Введение величин, характеризующих рассматриваемые процессы и состояния

Сущностный аспект описания явления Постановка задачи Повторная констатация основных опытных фактов или формулировка проведенных обобщений и установленных зависимостей между величинами Гипотеза, позволяющая объяснить опытные факты, связи, зависимости Модели, позволяющие представить механизм протекания процессов и вычленить в них самые существенные для объяснения стороны Логические следствия, вытекающие из гипотезы и модельных представлений о механизме протекания процессов и состояниях объектов Эксперименты, направленные на проверку логических следствий Идея эксперимента Схема экспериментальной установки Методика эксперимента Результаты эксперимента Выводы

Прикладной аспект описания явления Приборы, механизмы, машиныТехнологические процессы Название Назначение Схема устройства Принцип работы Процесс работы Эксплуатационные характеристики Область применения Название Назначение Эффекты, лежащие в основе процесса Факторы, определяющие качество продукции Схема процесса и его основные этапы Требования техники безопасности