МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 г. Лениногорск » Лениногорского муниципального района, РТ. Культура и традиции русского народа. Автор: Якупова Ольга Николаевна. Учитель истории и обществознания. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. Версия Сохранена Открывается по щелчку.
Когда рождается человек, в народе говорят, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу, и будет она сопровождать его на всем протяжении жизни, в радостях и невзгодах, спасать от бед и вести к свершениям. Ребенка называли именем того Святого, в день которого он родился по Святцам.
Так ли это или не так, но путеводная звезда просто должна быть.. Красивые слова,, но все родители мечтают, чтобы их ребенок вырос не только физически здоровый, но и духовно богат. Поэтому с детских лет читали нам родители сказки, пели песни, учили нас рассказывать стихотворения, рисовать, а некоторых даже плясать и танцевать. Но ни родители, ни мы, даже не задумывались, что все эти литературные произведения имеют одни корни и имя им народный фольклор.
Русская народная музыка Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Новгородской Руси.. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок)
И даже колокольный звон в России был особенный, как музыкальное произведение. " В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол То ли возрадовался, то ли осерчал... Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал..." Владимир Высоцкий.
Наиболее значимым была Широкая Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины. Своей формой они символизировали солнце. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года.
Праздник - Праздников
Существует много православных традиций, связанных со светлыми Пасхальными днями. Например, обычай красить яйца имеет глубокое обоснование. Одна из учениц Спасителя, Мария Магдалина, проповедовала в Риме. Однажды со словами "Христос Воскресе!" она преподнесла в дар императору Тиберию белое яйцо. Удивился император и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Трудно в это поверить. Также трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!" И пока он ещё говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашеные яйца.
Младенца укладывали в колыбель обычно через два-три дня после рождения, а в некоторых семьях лишь после крещения. До этого времени он спал в лукошке на печи или в постели матери. Первое укладывание младенца в колыбель сопровождалось различными магическими действиями, которые, по распространенному среди крестьян убеждению, должны были способствовать здоровью и спокойствию младенца, защищать его от бед и нечистой силы.
Русская кухня Основу питания большинства населения составляли зерновые и овощи, из которых готовились квашеная капуста, супы, каши и хлебобулочные изделия. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, рассольник, калья, уха, ботвинья и окрошка.
Мужской национальный костюм: Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны). Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок- гашник. Пестрядь пестрая ткань из пряжи, выкрашенной в разные цвета. Из ткани в клетку шили рубахи, а из полосатой ткани -штаны, их называли «синеполосые». Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком-стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов - ластовицы, - которые могли быть из пестряди или из кумача. (Кумачом называли хлопчатобумажную ткань алого, а иногда и синего цвета. Только во второй половине XVIII в. «кумачовый» цвет стали воспринимать как характерный ярко-красный
Женский национальный костюм: Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку - рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора - "кокошник» - род плотной твердой шапочки. Его носили с сарафаном.