Зеленоградское окружное управление образования Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Программа развития школы на гг.. ЦЕЛЬ Создание современной образовательной инфраструктуры для обеспечения национальной образовательной стратегии.
L/O/G/O Программа развития МОУСОШ 23 Директор МОУСОШ 23 Емельянова Татьяна Викторовна.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Разработчики Программы: Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет школы. Руководитель разработки: директор школы Рекутина Г.Е. Целевая.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
обеспечение условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях его успешной социализации, путем обновления содержания.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Региональный проект «Комплексно-тематическое планирование в дошкольном образовательном учреждении по программе «Детство» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Транксрипт:

Зеленоградское окружное управление образования Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» 367 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ШКОЛА НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ» 367 на 2010–2015 годы Москва – Зеленоград 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ Паспорт «Комплексной программы развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» 367 в на 2010–2015 годы» Раздел I. Характеристика актуальной ситуации Раздел II. Методологические подходы и принципы, обеспечивающие развитие образовательного учреждения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Раздел III. Основные цели и задачи программы Раздел IV. Сроки и этапы реализации программы.

Паспорт «Комплексной программы развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школы надомного обучения» 367» в на 2010–2015 годы Наименование программы Комплексная программа развития Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школы надомного обучения» 367 в на 2010–2013 годы Основания для разработки Программы 1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( г. 181-ФЗ) 2. Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве» ( г. 25). 3. Постановление Правительства Москвы «О выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на годы» Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007–2009 годы» (п. 6 постановления от ПП).

4. Постановление Правительства Москвы «Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» (от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП). 5. Постановление Правительства Москвы «О подпрограмме «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на годы Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на годы» (от ). 6. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009 – 2011 годы ( г ПП). 7. Постановление Правительства Москвы «О стратегии правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008 – 2017 годы» ( г. 195-ПП). 8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Государственный заказчик – координатор подпрограммы Зеленоградское окружное управление образования Департамента образования города Москвы. Совет Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» 367 Координатор и руководитель Программы – Матвеева И.С., директор школы Разработчик Программы Матвеева И.С., директор школы, рабочая группа: председатели методических объединений учителей, сотрудники психологической службы. Основные исполнители Программы Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы Сроки выполнения и этапы реализации Программы 2010–2015 годы I этап – 2010–2012 г.г. II этап г.г. III этап (завершающий этап реализации программы) – 2015г.

Цель Программы Создание необходимых образовательных условий для обучения, воспитания, развития и интеграции в общество каждого ребенка – инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Основные задачи Программы 1. Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в интеграции в среду здоровых детей и минимизация изолирующих форм получения образования и воспитания. 2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие. 3. Расширение спектра и улучшение качества образовательных услуг, оказываемых детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. 4. Развитие школьной инфраструктуры воспитательно-педагогической (реабилитационно-образовательной) помощи детям с особыми потребностями. 5. Создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: - создание оптимальных условий детям с ограниченными физическими возможностями для реализации равных возможностей получения образования всех уровней; - повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий.

6. Использование ресурсов дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности ребенка. 7. Создание системы допрофессионального (трудового) обучения, доступной каждому ребенку-инвалиду и ребенку с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с медицинскими показаниями). 8. Участие в пилотных проектах межведомственного взаимодействия по социальной интеграции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные мероприятия Программы Важнейшие мероприятия программы отражены в отдельных программах, отражающих ключевые направления развития школы: - в Комплексной целевой программе воспитания Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» 367 в на 2010–2012 годы; -в Программе информатизации Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» 367 на годы. Ожидаемые результаты реализации Программы Создание особой образовательной среды в ГОУ средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» 367, нацеленной на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и максимально приспосабливающей учебно-воспитательный процесс под потенциал учащихся.

Реализация мероприятий программы позволит к 2015 году: - создать необходимые образовательные условия для обучения, воспитания, развития и интеграции в общество каждого ребенка – инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - повысить эффективность образовательного процесса; - разработать и апробировать модель интеграционной воспитательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении; - расширить спектр и улучшить качество образовательных услуг, оказываемых детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. - увеличить рост доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в дистанционных программах и проектах, сетевых культурных инициативах; - создать единую образовательную информационную среду школы, обеспечивающую доступ участников образовательного процесса к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, а так же к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы; - провести автоматизацию организационно-распорядительной деятельности школы; - повысить уровень информационной культуры участников образовательного процесса, адекватной современному уровню развития информационно- коммуникационных технологий.

Научно-методические основы Программы. При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы г. - проблемный анализ состояния школы; г.- изучение направлений модернизации российского образования; научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании с учетом личностных особенностей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТУАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ По данным ООН в мире насчитывается примерно 10% инвалидов. В промышленно развитых странах этот процент еще выше. Так, в Швеции при населении 8,5 млн. насчитывается около 1,8 млн. инвалидов (около 21%). Численность инвалидов в США составляет 46 млн. человек (примерно 18% населения). В России, по данным Минтруда РФ, число инвалидов примерно равно 11 млн. (около 7% населения). Ежегодно, начиная с 1995 г., впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек и половина из них лица трудоспособного возраста. Восстанавливают способность к труду 2,2% инвалидов, при этом в России трудоустроено только 15% инвалидов. Целый ряд вопросов научное и информационное обеспечение проблем инвалидов и инвалидности, формирование доступной среды жизнедеятельности, профессиональная реабилитация и обеспечение занятости инвалидов и др. нашел отражение в указах Президента РФ и постановлениях правительства, в соответствии с которыми принима­ются конкретные практические меры.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом "Об образовании" эти дети имеют равные со всеми права на образование. Однако реально этим правом многие из них воспользоваться не могут. Причины этого лежат и в недостатке материального оснащения образовательного процесса обучения инвалидов, нуждающихся в специальных обучающих средствах, и в отсутствии спроса на рынке труда инвалидов, и в сложности обучения для людей, имеющих нарушения здоровья. Однако одну из самых важных причин следует искать в особом отношении к инвалидам со стороны здоровых людей, характерном, к сожалению, для российского общества. Это отношение связано с такими явлениями, как отстраненность, неприятие, презрение, насмешка, неспособность понять переживания инвалидов, интолерантность. Как указывает директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А.Левитская, «главная задача – в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья». По ее мнению, приоритетными направления развития образования лиц с ОВЗ и инвалидов являются:

развитие различных форм интегрированного образования лиц с ОВЗ и инвалидов в обычных образовательных учреждениях; создание в каждом образовательном учреждении безбарьерной среды жизнедеятельности лиц с ОВЗ и инвалидов; сохранение и реформирование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, включая создание на их базе учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам обычных образовательных учреждений, консультативной и психолого- педагогической помощи обучающимся и их родителям.

В настоящее время основными документами, определяющими приоритетные направления развития образования лиц с ОВЗ и инвалидов можно считать следующие: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в годах; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; законом Российской Федерации «Об образовании». Федеральная Программа развития образования.

Существуют федеральные программы, предусматривающие меры по развитию образования лиц с ОВЗ и инвалидов: Федеральная целевая программа развития образования на годы (проект), ФЦП «Доступная среда» на годы (проект), ФЦП «Дети России» на годы (проект) В Москве действуют свои городские программы, нацеленные на развитие образования для лиц с ОВЗ, в частности, Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009 – 2011 годы ( г ПП). ГОУ средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» 367 в Зеленоградском АО г.Москвы и была создана в целях создания необходимых условий обучения и воспитания детей с ОВЗ.

К настоящему моменту в результате реализации Программы развития школы 367 на г.г. достигнуты следующие результаты: создана особая качественно отличающаяся от других образовательная среды школы надомного обучения, в которой: обеспечены благоприятные условия эффективного полисубъектного взаимодействия, способствующие сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности учащихся; осуществлено широкое использование в практике работы педагогов современных образовательных технологий обучения детей с нарушениями здоровья; снижена заболеваемость среди учащихся и педагогов; функционирует система психологического сопровождения учебно- воспитательного процесса и обеспечение качества образования детей с ограничениями здоровья в школе надомного обучения; реализован ряд инновационных образовательных программ на основе информационно-коммуникационных технологий;

обеспечена возможность обучения детям с нарушениями здоровья через разработку индивидуальных образовательных траекторий; оптимизирована система управления внутренними и внешними связями образовательного учреждения; вырос компетентностный потенциал педагогического коллектива, позволяющий обеспечить способность педагогических кадров к решению новых задач образования, реализации на практике идей модернизации российского образования; повысился уровень активного включения родителей в образовательный процесс; вырос конкурентный статус школы; укреплена материально-техническая база школы и создана безбарьерная среда для обучения детей с ОВЗ.

Была сформирована, апробирована и реализована развивающаяся единая образовательная информационная среда школы, которая позволила получить следующие результаты: создание комплекса методов психологического сопровождения учебно- воспитательного процесса в школе для больных детей и детей-инвалидов; разработка и внедрение авторских развивающих и психокоррекционных программ, а также инновационных учебных программ и календарно- тематического планирования по всем дисциплинам учебного плана школы; разработка модели дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школе надомного обучения на основе использования дистанционных технологий; создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационно- коммуникационных технологий: информационно-справочных источников, электронных учебников, совместных проектов учащихся;

обеспечение доступа учащихся и преподавателей к высококачественным локальным и глобальным источникам образовательных и информационных ресурсов; формирование системы методической поддержки, повышения квалификации и переподготовки педагогов, в области новых информационных технологий.

Раздел II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) Для учащегося с ОВЗ характерно наличие физического и (или) психического дефекта, препятствующего освоению образовательных программ без целенаправленного создания специальных условий. При решении образовательных задач ему необходимо пройти качественно иной путь, предполагающий создание условий, позволяющих не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и приобретать навыки социальной адаптации, реализовать собственную жизненную компетентность. Это позволит успешно достигать конечную цель образования учащихся с ОВЗ, в качестве которой во всех странах мира выдвигается социальная интеграция. Разработка дидактической системы образования детей с ОВЗ в рамках школы надомного обучения может быть осуществлена с позиций трех основных подходов: деятельностного, системного и личностно- ориентированного.

Деятельностный подход (П. А. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, Д. И. Фельдштейн и др.) является важнейшим для реализации основной цели программы развития школы, поскольку только в результате деятельности всех субъектов образовательной среды возможно создания необходимых образовательных условий для обучения, воспитания, развития и интеграции в общество каждого ребенка – инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Системный подход (В. П. Кузьмин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), дает возможность изучать предметы и явления в качестве системных объектов в их развитии, его положения применимы для обоснования педагогических систем (В. И. Андреев, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Н. Н. Малофеев, Н. П. Павлова, А. В. Петровский, Г. И. Саранцев, М. Н. Скаткин и др.). Этот подход позволяет адекватно выбирать структурные элементы и функциональные компоненты дидактической системы, объясняя возможности их эффективного взаимодействия между собой и с другими системами, дает возможность проектировать дидактическую систему обучения детей с ОВЗ оптимальным образом.

Личностно-ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, З. И. Калмыкова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) обеспечивает условия для развития личности учащегося с ОВЗ, его профессионализации и социализации, придает ей своеобразие, неповторимость и направленность на успешную интеграцию в социум. Важнейшими принципами обучения детей с ОВЗ в условиях школы надомного обучения выступают: Принцип мотивационной готовности учащихся. Суть этого принципа заключается в том, что учитель, выстраивая учебный процесс урок за уроком, учитывает и непосредственно ориентируется на то, что является наиболее значимым для аудитории в данный момент. Еще один аспект этого принципа связан с необходимостью особое внимание уделять формированию интереса к проводимым занятиям. Это важно, поскольку у детей с ОВЗ очень часто учебная мотивация снижена. Принцип развития. Он подразумевает не только учет уровня актуального развития детей и создание оптимальной зоны ближайшего развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития и учителя, и учащихся.

Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и учителем - полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире. Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении уроков педагог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждый урок станет событием и для каждого ребенка, и для педагога, он реализует свой обучающий, развивающий и психокоррекционный потенциал. Принцип психологической безопасности. Указанный принцип необходимо соблюдать любому учителю при работе с любыми учениками, но особое значение он приобретает при обучении детей, имеющих ограничения здоровья.

Раздел III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основная цель программы - создание необходимых образовательных условий для обучения, воспитания, развития и интеграции в общество каждого ребенка – инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Указанную цель можно достичь при решении следующих задач: 1. Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в интеграции в среду здоровых детей и минимизация изолирующих форм получения образования и воспитания. 2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие. 3. Расширение спектра и улучшение качества образовательных услуг, оказываемых детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. 4. Развитие школьной инфраструктуры воспитательно-педагогической (реабилитационно-образовательной) помощи детям с особыми потребностями. 5. Создание и развитие единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: - создание оптимальных условий детям с ограниченными физическими возможностями для реализации равных возможностей получения образования всех уровней; повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий.

6. Использование ресурсов дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности ребенка. 7. Создание системы допрофессионального (трудового) обучения, доступной каждому ребенку-инвалиду и ребенку с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с медицинскими показаниями). 8. Участие в пилотных проектах межведомственного взаимодействия по социальной интеграции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

8. Ожидаемые результаты. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы 2015 год внедрены новые стандарты общего образования; обеспечен высокий уровень качества образования; качественное обновление содержания общего образования Процент качества 50%-60%; Формирование у выпускников школы ключевых компетентностей повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся; Доля учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий; повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием 100% увеличится в 1,5 раза увеличится в два раза

Доля учащихся, поступивших в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена увеличится до 98 процентов Расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся процент охвата учащихся-75-80% Повышение эффективности государственно-общественных форм управления успешное функционирование управляющего общественного совета расширение перечня вопросов, рассматриваемых в совете учащихся. Развитие материально-технической базы школы увеличение финансирования на учебные расходы на 10-15% Кроме того, будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования за счет распространения различных моделей образования детей с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения.

Оценка результатов программы. Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов: экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами); социологические опросы учащихся, педагогов и родителей; методы психодиагностики; анализ результатов единого государственного экзамена, олимпиад, конкурсов.