Www.regulatoryreform.com 1 Обучающий курс для Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Модуль 4 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ Все.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила : студент 2 курса ВШКУ Колобкова Дарья.
Advertisements

Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Анализ рынка Судья Майкл Меллой Восьмой Окружной Апелляционный Суд США.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Рынок и конкуренция Конкуренция равнозначна награде для тех, кто производит лучшие товары по более низким ценам. И. Бентам.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
АНАЛИЗ ОТРАСЛИ И КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ Анализ – это исходный пункт разработки стратегии - Кениши Омэ.
Рыночные отношения в экономике План: 1. Рынок и его виды 2. Закон спроса и предложения 3. Структура и инфраструктура рынка 4. Современный рынок План: 1.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
L o g o Анализ конкурентной среды ОАО «ГАЗПРОМ» МБА.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
МИ: конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество Отличительная способностьКонкурентное преимуществоДоминирующая доля рынкаПовышенная рентабельность.
Тема 5. Комплексное исследование рынка товаров и услуг.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
1 Национальное Агентство по Регулированию в области Электронных Коммуникаций и Информационных Технологий (НАРЭКИТ) Семинар МСЭ «Анализ, прогнозирование.
Транксрипт:

1 Обучающий курс для Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Модуль 4 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЕМ Все материалы защищены авторским правом Jacobs and Associates Inc, 2008

2 План Модуля Доминирование и определение рынка 4.2 Измерение рыночной власти 4.3 Злоупотребление доминирующим положением

3 Доминирование и определение рынка Краткое повторение пройденного: определение доминирования –Одностороннее доминирование –Коллективное доминирование Доминирование на рынке: определение рынка Замена на стороне спроса; замена на стороне предложения SSNIP Тест Товарные и географические рынки

4 Рыночная власть и доминирование Доминирование (Европейский Суд): … положение экономической силы субъекта, которое позволяет ему препятствовать эффективной конкуренции на релевантном рынке за счет предоставленной ему власти действовать в значительной степени независимо от своих конкурентов, покупателей и, в конечном итоге, потребителей

5 Доминирование Доминирующая компания может вести себя независимо от: –Своих конкурентов: если конкурент снижает цены или производит новые товары, доминирующему субъекту нет необходимости реагировать –Своих потребителей: даже если он устанавливает очень высокие цены и предоставляет услуги низкого качества, у потребителей небольшой выбор других вариантов –Покупателей: это могут быть непосредственные или косвенные клиенты, но в равной степени им больше некуда идти

6 Когда компания доминирующая? Если 100% рыночная доля – вероятнее всего, что компания доминант Но рыночная власть может ограничиваться: –Регулированием –Покупательной способностью –Угрозой входа на рынок (потенциальная конкуренция) Одних рыночных долей недостаточно, чтобы определить доминирование Чтобы определить доминирование, необходимо внимательно изучить каждый рынок

7 Критерии оценки доминирования (1) Высокие и стабильные рыночные доли – текущие и исторические Общий размер субъекта Технологические преимущества и превосходство Отсутствие или низкая покупательская способность Экономия от масштаба

8 Критерии оценки доминирования (2) Экономия от совмещения Вертикальная интеграция Высокоразвитая торгово- распределительная сеть и сеть продаж Отсутствие потенциальной конкуренции Барьеры входа на рынок Барьеры на расширение

9 Коллективное доминирование (1) ЕС: Статья 82 EС гласит любое злоупотребление одного или более субъекта с доминирующим положением … запрещается США: Статья 2 Закона Шермана: Каждое лицо, которое монополизирует или предпринимает попытки монополизировать, или вступает в сговор с другим лицом или группой лиц, чтобы монополизировать какую- либо часть торговли … считается виновным в тяжком уголовном преступлении …

10 Коллективное доминирование (2) Попытка контролировать олигопольное поведение, которое причиняет вред потребителям Не относится к явному сговору: это пресекается запретом на антиконкурентные соглашения Доказать злоупотребление коллективным доминирующим положением трудно: компании, активно не конкурирующие, могут быть вовлечены в рациональное поведение без сговоров Законы о слияниях могут препятствовать появлению коллективных доминирующих положений

11 Состояние рынка, благоприятствующее коллективному доминированию (1) Зрелые рынки Застойное состояние или умеренный рост спроса Низкая эластичность спроса – спрос почти не меняется после изменения цены Аналогичные структуры затрат Аналогичные рыночные доли

12 Состояние рынка, благоприятствубщее коллективному доминированию (2) Отсутствие технологических инноваций Барьеры входа на рынок Отсутствие встречного права покупателя Отсутствие потенциальной конкуренции Возможности для репрессивных (ответных) мер Обратите внимание на схожесть со списком критериев, благоприятствующих повляению картелей – олигопольный рынок с недостаточным предложением

13 Критерии для установления факта коллективного доминирования Необходимо демонстрировать : –Прозрачность: все игроки на рынке знают цены друг друга –Репрессивные меры: способность «преподать урок» любой компании, отклоняющейся от коллективной стратегии максимального извлечения прибыли –Отсутствие каких-либо конкурентов: даже мелкие или слабые в настоящий момент конкуренты могли бы разрушить сложившееся равновесие

14 Рынок (1) Компании конкурируют в предоставлении или закупке определенных видов товаров или услуг Вопросы конкуренции касаются конкретных рынков Необходимо понимать рынок, чтобы: –давать оценку последствиям от соглашений –решать, является ли компания доминирующей на рынке –понимать последствия поведения доминирующей компании – поведения доминирующей компании

15 Рынок (2) Определение рынка должно проводиться для каждого отдельного случая Никаких удобных списков или справочных таблиц Но во внимание может приниматься прецедент предыдущих аргументированных решений… … при условии, если он релевантен к конкретным обстоятельствам

16 Что такое рынок? Набор товаров или услуг, которые расцениваются потребителями как взаимозаменяемые – замены Это важный вопрос в Законе о конкуренции, особенно для случаев доминирования и слияний Широкое определение рынка => маловероятно, что компании являются доминантами, меньше вероятности блокирования слияний Узкое определение рынка => больше вероятности для доминирующих компаний и блокирования слияний

17 Как мы определяем рынок? (1) Концепция взаимозаменяемости является основной Замена на стороне спроса: будут ли покупатели охотно покупать другие товары взамен Замена на стороне предложения: смогли ли бы поставщики (не действующие на рынке) с легкостью переключиться на производство конкурирующих товаров SSNIP тест применяется для измерения взаимозаменяемости

18 Как мы определяем рынок? (2) SSNIP тест: Small, but Significant and Non-transitory Increase in Price (небольшое, но значительное не временное увеличение цены) Также известен как Тест Гипотетического Монополиста (ТГМ) SSNIP тест начинается с самого узкого возможного определения рынка Представьте, что одной компании (гипотетическому монополисту) принадлежит 100% рынка Что произойдет, если он увеличит цены на 5- 10%?

19 Как мы определяем рынок? (3) Замена на стороне спроса: SSNIP тест Если достаточное количество потребителей переключится на другой товар, чтобы сделать увеличение цены неприбыльным, тогда этот товар должен быть включен на рынке Увеличение цены должно быть не временным => чтобы потребители не откладывали покупки до тех пор, пока снова не упадут цены

20 Как мы определяем рынок? (4) Замена на стороне предложения: SSNIP тест Войдут ли на рынок компании, которые в настоящее время на нем не действуют, в разумные сроки после небольшого, но значительного не временного увеличения цены? Если да, товары этих компаний должны быть включены в определение рынка

21 Как мы определяем рынок? (5) Переключение является ключевым фактором Легко ли потребителям переключиться с одного товара на другой? –контракты –несовместимое оборудование –расходы на исследование Легко ли производителям переключить производство с одного товара на другой? –невозвратимые затраты –время от начала разработки изделия до выхода его на рынок –вопросы, связанные с правами на интеллектуальную собственность

22 Аспекты рыночного анализа Аспекты анализа рынка Товарный рынок: какие товары или услуги считаются товарозаменителями? Географический рынок: какова физическая область, на которой возникает конкуренция? Временной аспект (большей частью не важен): существуют ли сезонные аспекты?

23 Определение географического рынка Вопросы: –Транспортные издержки/вес товаров –Местные преференции –Правовой контроль за импортом или экспортом –Законные монополии или барьеры входа на рынок –Разрывы в ценах на различных территориях

24 Сведения, используемые для определения рынков Количественные тесты: эконометрические тесты для определения ценовой эластичности спроса Данные о предыдущем поведении потребителей в ответ на изменения цен Взгляды потребителей и поставщиков Маркетинговые исследования и опросы потребителей Издержки переключения

Анализ конкретного примера Определение рынка

Заключение Есть вопросы?