Портфолио аттестующегося педагога КАК? и ЧТО?
Портфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами образовательной деятельности, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции участника образовательного процесса
Цель: оценочно-стимулирующая развивающая по отношению к учителю развивающая по отношению к образовательной ситуации
Задачи: выявить основания для аттестации педагогического работника отнести педагогического работника к одной из классификационных групп должностей определить основания для назначения стимулирующих выплат
Виды портфолио: портфолио достижений портфолио презентационный портфолио тематический портфолио аттестационный портфолио комплексный
Принципы формирования системность полнота и конкретность сведений объективность и достоверность информации структуризация, логичность и лаконичность пояснений целостность и тематическая завершенность материалов наглядность и презентабельность
Портфолио аттестующегося педагога это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории и форма аттестации педагога по процедуре признания результатов практической профессиональной деятельности в межаттестационный период за результаты аттестации.
Портфолио аттестационный это форма и процесс организации образцов и продуктов педагогической деятельности конкретного педагога, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной самооценки и оценки со стороны педагогического коллектива и администрации ОУ и дальнейшей коррекции его деятельности.
Обязательные элементы портфолио: титульный лист сведения об авторе сопроводительный текст владельца портфолио с описанием цели (предназначение) содержание портфолио с перечислением его основных структурных элементов, указанием страниц самоанализ и прогноз (или план) на будущее
Структура портфолио: портфолио документов – подтверждает достижения педагога портфолио работ – демонстрирует деятельность педагога и учеников (воспитанников) портфолио отзывов (рефлексивный) – презентует результаты внешнего оценивания и самооценки
и т.п.
Электронны е документы Проекты Видеозаписи Исследовательские работы Методические рекомендации
Рецензии Резюме Рекомендательные письма Эссе Отзывы
Содержание портфолио: Титульный лист Общие сведения о педагоге Результаты педагогической деятельности: достижения, анализ и динамика; научно- методическая работа; внеурочная работа по предмету; инновационная деятельность и диссеминация опыта; учебно-материальная база Самоанализ Приложения Перечень представленных материалов (оглавление)
Электронный портфолио это веб-базированный ресурс, аккумулирующий образовательную продукцию педагога, отражающий его индивидуальность и профессиональные достижения, и предназначенный для оценки уровня его профессионализма
Мультимедийная презентация Презентация 1 Сайт
Подготовительный Исполнительский Аналитический
Наличие необходимого оборудования Компьютер Сканер Цифровой фотоаппарат ? Компьютерные навыки Опыт работы в операционной системе Windows Опыт работы в текстовом редакторе Использование вспомогательных программ Выбор программной оболочки Мультимедийная слайдовая презентация Сайт Видеоролик ? В зависимости от целей и задач, ориентации на реальную или виртуальную аудиторию (администрация, коллеги, родители, воспитанники) и возможностей презентации с использованием компьютерных коммуникаций планируйте формат хранения и доступа к портфелю ( CD-R/W, flash card или веб). Выберите подходящий уровень создания портфолио исходя из наличия компьютерного оборудования и программного обеспечения, компьютерной компетентности пользователя. В зависимости от целей и задач, ориентации на реальную или виртуальную аудиторию (администрация, коллеги, родители, воспитанники) и возможностей презентации с использованием компьютерных коммуникаций планируйте формат хранения и доступа к портфелю ( CD-R/W, flash card или веб). Выберите подходящий уровень создания портфолио исходя из наличия компьютерного оборудования и программного обеспечения, компьютерной компетентности пользователя.
1.Отбор материалов для документирования. Материалы должны иметь название, дату, описание целей и задач, комментарий и оценку. 2.С помощью сканера, цифрового фотоаппарата и другого оборудования подготовьте материалы в электронном виде и организуйте их в электронные папки по тематике. 3.Редактирование текстов средствами Microsoft Office, Adobe Acrobat и изображений с помощью Adobe Photoshop. 4.Создайте персональный дизайн и стиль электронного портфолио с помощью доступной компьютерной техники. 5.Создайте гипертекстовый формат и удобную навигационную систему портфеля с гиперссылками между отдельными частями и вариантами последовательности презентации. 6.Вставьте мультимедийные объекты. 7.Сохраните портфолио на электронном носителе информации или загрузите в локальную сеть ГОУ или опубликуйте на веб-сервере. 1.Отбор материалов для документирования. Материалы должны иметь название, дату, описание целей и задач, комментарий и оценку. 2.С помощью сканера, цифрового фотоаппарата и другого оборудования подготовьте материалы в электронном виде и организуйте их в электронные папки по тематике. 3.Редактирование текстов средствами Microsoft Office, Adobe Acrobat и изображений с помощью Adobe Photoshop. 4.Создайте персональный дизайн и стиль электронного портфолио с помощью доступной компьютерной техники. 5.Создайте гипертекстовый формат и удобную навигационную систему портфеля с гиперссылками между отдельными частями и вариантами последовательности презентации. 6.Вставьте мультимедийные объекты. 7.Сохраните портфолио на электронном носителе информации или загрузите в локальную сеть ГОУ или опубликуйте на веб-сервере.
1.Напишите анализ к каждому материалу с указанием его ценности и значения в портфолио. 2.Опишите сделанные выводы. Портфолио становится эффективным инструментом непрерывного обучения, когда рефлексия нацелена на будущее профессиональное развитие и постановку новых целей. 3.Представьте портфолио коллегам, администрации. 1.Напишите анализ к каждому материалу с указанием его ценности и значения в портфолио. 2.Опишите сделанные выводы. Портфолио становится эффективным инструментом непрерывного обучения, когда рефлексия нацелена на будущее профессиональное развитие и постановку новых целей. 3.Представьте портфолио коллегам, администрации.
Преимущества электронного портфолио: компактность рефлексия собой и другими экспертами развитие информационной компетентности педагога мониторинг индивидуальных достижений педагога создание научно-образовательного ресурса
Типичные ошибки: Ошибка 1. Формальный подход к формированию портфолио – «соревнование за количество». Причины: развит инстинкт «собирательства»: чем больше, тем лучше.
Ошибка 2 Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений. Причины: естественное желание «показать» себя с лучшей стороны.
Ошибка 3 Вместо систематической работы над портфолио - разовая акция. Причины: массовая практика использования портфолио при аттестации педагога еще в стадии формирования.
Ошибка 4 Акцент на форме, а не на содержании. Причины: естественное стремление предъявить собранные материалы в более выгодном свете экспертной комиссии.
Ошибка 5. Вместо портфолио достижений – набор материалов с перечислением и описанием проведенных педагогом мероприятий. Причины: подмена со стороны педагога процедуры самоанализа и самооценки на простое перечисление проведенных мероприятий без подтверждения результатами мониторинга и глубоким анализом.
Резюме Объем - на усмотрение педагога. Портфолио педагога – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
Резюме Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных педагогом мероприятий. Все документы, вносимые в портфолио, датируются, справки, подтверждающие результаты практической профессиональной деятельности педагога и содержащие данные мониторинговых исследований, подписываются руководителем ОУ.
Резюме Грамотно составленное портфолио педагога отвечает в первую очередь на вопрос «как?» и только потом на вопрос «что?». Не увлекаться большим количеством фотографий, художественным оформлением, но эстетика должна присутствовать. Публичное представление портфолио не должно превышать более 30 минут.
Девиз педагога сегодня: «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем» О.Уайльд