Выполнила ученица 9 «Б» класса МОУ «Гимназия 10» Колмогорова Алёна Учитель: Иваненко Тамара Даниловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 10 кл. Подготовила: Соколова Т.А., учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Большую роль в романе Герой нашего времени играет пейзаж. В нем щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт.
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
1. Стремясь создать типичный портрет, «составленный из пороков всего… поколения», автор «Героя нашего времени» развивал принципы: а)романтизма б)классицизма.
Презентация по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Бурелом. Иван Иванович Шишкин. Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении. Пейзаж - (фр. paysage,
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой.
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
1 тур Разное Разные дорогие вещицы Повести Герои.
В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru. Проверь себя К какому роду литературы относится произведение М. Ю. Лермонтова?
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Анализ повести «Тамань». Характер Печорина, роль пейзажа.
8 класс. Тема: Пейзаж в литературе, музыке и живописи.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Транксрипт:

Выполнила ученица 9 «Б» класса МОУ «Гимназия 10» Колмогорова Алёна Учитель: Иваненко Тамара Даниловна

Цель работы: изучить и проанализировать роль пейзажа в индивидуализации образа лермонтовского героя. Задачи: 1) Познакомиться с психологическим пейзажем; 2) Выяснить, для чего используется этот или иной пейзаж природы в раскрытии образа героя; 3) Каким образом этот прием помогает раскрыть и понять психико-эмоциональное состояние Печорина; 4) Выявить идею каждого описания природы, её влияния на дальнейшее развитие событий в жизни героя; 5) Сделать соответствующие выводы и по возможности подтвердить гипотезу.

Предполагается, что пейзаж является одним из излюбленных приемов писателя для раскрытия внутреннего мира героя, его сопоставления в восприятии картин природы с другими персонажами произведения. АКТУАЛЬНОСТЬ Читая произведения различных авторов, принадлежащих разным эпохам и жанрам, я заметила удивительную особенность, заключенную в композиционной роли пейзажа. Меня заинтересовало это, и я решила подробнее изучить это явление в произведении М.Ю. Лермонтова.

Сравнение Сопоставление Анализ эпизода Наблюдение над языком произведения

Герой романа, Печорин, многомерен: с одной стороны, перед нами «герой времени», «портрет, составленный из пороков всего… поколения», с другой – личность с индивидуально неповторимыми проявлениями, придающими герою черты исключительности. Эта исключительность определяется не только поступками Печорина, его отношениями с людьми Кавказа, но и подчеркивается яркой, экзотической природой, неукротимой и свободной, соответствующей внутреннему миру героя.

Описание Койшаурской долины (в начале повести «Бэла») Гуд – горы (в повести «Бэла» и Чертовой долины, горы Крестовой) Общее впечатление – вид из крепости («Бэла») Пейзаж, открывающий повесть «Тамань» Пейзаж, открывающий повесть «Княжна Мери» Картина утра перед дуэлью Печорина Описание звездного неба в повести «Фаталист»

Описание взволнованного моря в повести «Тамань» автор использует для того, чтобы подчеркнуть состояние, настроение героя. О морской стихии, о красоте и таинственности лунных вечеров и ночей рассказывает сам Печорин, и, следовательно, мы можем одновременно говорить о его душевном состоянии, а также о мастерстве писателя в изображении душевного настроя, о пейзаже-аллегории, пейзаже-символе, о точности и яркости слов, используемых М. Лермонтовым. «Полный месяц светил на камышовую крышу… Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию… Передо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу… Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподнимая одинокую лодку, причаленную к берегу.»

Описание Пятигорска дается из точки, приподнятой над несовершенством земного мира и предполагающей естественность соединения земного и небесного: «… во время грозы облака будут спускаться до моей кровли - горы, наоборот, тянутся своими верхушками к небу», - размышляет Печорин. Упоминание о запахе цветов, лепестках цветущих черешен создает ассоциации с земным раем. «Весело жить в такой земле!.. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё…».

Описание Пятигорска позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать увиденное, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворяется только созерцанием природы: чтобы жить, мыслить, чувствовать себя счастливым, ему необходимы люди. Интерес к ним намечен после описания гор. Герой записывает: «шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет её людьми, всегда отмечая в природе то, что напоминает о человеке.

В описании картины природы перед дуэлью начало помогает понять настроение и чувства Печорина (дневник от 16 июня): «Я не помню утра более голубого и свежего! Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу! Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражающую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утесы синее и страшнее.» Конец этого описания можно назвать в какой- то мере символическим: «дымная даль» напоминает о неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина, о том тупике, к какому привела его жизнь.

Иногда пейзаж служит у М. Лермонтова толчком для развития мысли Печорина, рассуждения, сравнения. Хотя и косвенно, но пейзаж в этом случае помогает созданию образа Печорина. Примером этому служит знаменитое описание звездного неба в повести «Фаталист»: «… месяц полный и красный, как зарево пожара, начиная показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были люди премудрые…». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышления о судьбе своего поколения: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, … мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…».

Помогает понять Печорина, его душевное состояние. Вполне оправданным с этой точки зрения является использование при создании картины природы таких художественно-изобразительных и выразительных средств, как олицетворение, метафора, сравнение, образ-символ, перифраза, инверсия; Природа живет в романе заодно с Печориным: ветер свистит и ревет, как Соловей-Разбойник, поток прыгает по черным камням, луч месяца играет по земляному полу хаты («Тамань»), волна готова схватить и унести слепого. Многое в природе напоминает его жизнь. Метафоры, эпитеты, которые создает М. Лермонтов, переносят на природу приметы жизни человека: луна начинает «одеваться тучами», снега горят «румяным блеском», вершины гор «изрыты морщинами»;

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений Печорина, фоном для раздумий о судьбе поколения («Фаталист»); Используется для создания романтической атмосферы («Тамань») и усиления таинственности происходящего, являясь романтическими декорациями к обыденной борьбе за существование «честных контрабандистов»; Пейзаж играет огромную роль в раскрытии характера главного героя, неординарности и поэтичности его натуры, помогая понять главную причину его одиночества.

М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени Мануйлов В.А., Миллер О.В. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». С-п г. Удодов Б.Т. Герой нашего времени – Лермонтовская энциклопедия. М г. В. Архипов. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действительности. М г.