«Что счастие? Короткий миг и тесный, Забвенье, сон, и отдых от забот… Очнёшься – вновь безумный, неизвестный И за сердце хватающий полёт…» А.Блок Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Advertisements

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Серебряный век Серебряный век. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства.
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические.
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Выполнила Ученик 6А класса Курносов Кирилл. Содержание: Литературные направления Литературные направления Литературные направления Литературные направления.
Серебряный век русской поэзии.. Повторение. Древнерусская литература. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература.
Философские истоки символистов в России. Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения.
«Серебряный век» русской поэзии. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А.Ахматова.
СИМВОЛИЗМ «СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ». МОДЕРНИЗМ (новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Модернизм в России. Серебряный век Серебряный век русской поэзии русской поэзии.
Курбанова Ольга Михайловна Преподаватель литературы Профессионального лицея «Молодежная мода» 13.
Транксрипт:

«Что счастие? Короткий миг и тесный, Забвенье, сон, и отдых от забот… Очнёшься – вновь безумный, неизвестный И за сердце хватающий полёт…» А.Блок Учитель Е.И.Лебедева

1. Смысл понятия «Серебряный век». 2. Границы Серебряного века. 3. Новое понимание человека и времени. 4. Поэзия Серебряного века. Основные течения и направления. 5. Символизм. 6. Акмеизм. 7. Футуризм. 8. Уроки Серебряного века.

«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания…Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни. Но всё это происходило в довольно замкнутом круге…» Н.Бердяев

Серебряный век – не строгий научный термин, но емкая метафора, позволяющая обозначить то, что возникло в русской культуре конца 19 – начала 20 века, что передавало новое сложное ощущение жизни, дух времени. Величайшей заслугой Серебряного века было его стремление воспринять и осмыслить новую жизнь и нового человека.

Серебряный век начался с манифеста-заявления о том, что мир и человек более не могут быть поняты и выражены старыми художественными средствами. Это произошло в 1892 г. в лекции Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Границы Серебряного века могут быть очерчены довольно явственно : от начала 90-х годов 19 века до 1917 года.

Модернизм ( от франц. moderne – новейший, современный) – общее обозначение ряда направлений в искусстве и литературе ( конца в), утверждающих новый подход к изображению мира, который способствовал бы духовному возрождению человека. Декаданс ( от франц.decadence – упадок) – термин, обозначающий те явления и течения в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 в., которые отличаются неприятием устоявшихся моральных норм, выражают тоску по духовной свободе.

Двадцатый век…Ещё бездомней, Ещё страшнее жизни мгла (Ещё чернее и огромней Тень Люциферова крыла). И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне… И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. А.Блок

Для этого времени характерна активная литературная жизнь : книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературный салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов, огромный интерес к поэзии. Бесспорный духовный центр культуры Серебряного века – Петербург. Здесь была знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова. «На «Башне» Иванова каждую среду собирались все наиболее одаренные и примечательные люди той эпохи, философы, художники, актёры, иногда и политики… Вячеслав Иванов – один из самых замечательных людей той богатой талантами эпохи…В.Иванов – человек универсальный: поэт, ученый, филолог… мыслитель…публицист…», - писал Н.А.Бердяев.

первое и самое значительное из модернистских течений в России. Символизм считал целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа.

Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами». В.Брюсов К.БальмонтД.Мережковский З.Гиппиус

В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения. Принятое обозначение «второй волны» символизма – «младосимволизм» А.Блок В.Иванов А.Белый

Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней своё свежее слово. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Символ является и полноценным образом. Символисты пытались познать запредельную суть мира, отсюда интерес к мистическому. Для символистов характерно было обострённое внимание к внутреннему миру человека, его душе. Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, а только к посвященным; не к читателю-потребителю, а только к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворения символистов строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек ( ассонанс и аллитерация).

Огромное влияние на русский символизм оказал философ и поэт В.Соловьев. В его учении было заложено идущее от древнегреческого Платона представление о существовании двух миров – здешнего, земного, и потустороннего, высшего, совершенного, вечного. Эта идея о двух мирах – двоемирие – была глубоко усвоена символистами. В.Соловьев верил в спасительную миссию Красоты.

модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возникло в 1910-е годы и поначалу было близко символизму. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Название кружка указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Руководителями «Цеха» стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Они же в январе 1913 в журнале «Апполон»опубликовали декларации акмеистической группы. Акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет ( г.г.)

Н.Гумилёв А.Ахматова О.Мандельштам

Детально разработанной философско - эстетической программы акмеизм не выдвинул. Акмеистов интересовал реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Они выступали за достоверность образа, четкость композиции. Гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.

авангардистское течение. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский. Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» ( Гилея – древнегреческое название территории Таврической губернии). Помимо «Гилеи» футуризм был представлен тремя другими группировками – эгофутуризмом, группой «Мезонин поэзии» и объединением «Центрифуга».

В.ХлебниковД.Бурлюк И.СеверянинВ.Маяковский

Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 г. Молодые поэты заявляли : «Только мы – лицо нашего времени…». В программу футуристов входило отрицание грамматики, синтаксиса, правописания. Футуристы провозглашали новые ритмы, рифмы, размеры стиха, новые слова и новые темы.

Футуристы не только декларировали свои лозунги, они действовали: после Февральской революции 1917 г. образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». Тяга футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта- хулигана. Футуризм делал установку на обновление поэтического языка, активно занимался словотворчеством. Проводились эксперименты с фигурным расположением слов. Стихотворение превращалось в типографскую картинку.

«Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей»