Лингвистическая игра для старшеклассников «Юный лингвист» Подготовлена и проведена в рамках недели гуманитарных наук учителем русского языка Бетиной Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Употребление местоимений в речи. Цель урока К концу урока вы сможете правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи; составите поздравление.
Advertisements

Турнир знатоков русского языка ГДЕ ? ЧТО ? КОГДА ?
Раздел «Морфемика».. Русский кормит. Жил - был дед. Посадил дед репку. Выросла репка большая -большая. Пошёл дед тянуть репку, тянет - потянет вытянуть.
Морфологический разбор имени существительного. Урок русского языка в 4 классе Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 2 Цыплакова Н.В.
Повторение о существительном (Путешествие в сказку)
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Интеллектуальная игра для 3 класса «Знатоки русского языка» «Знатоки русского языка»
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Практическая часть Тест. Результат теста Верно: 14 Ошибки: 1 Отметка: 4 Время: 0 мин. 35 сек. ещё исправить.
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Как найти слово в словаре. Викторина-тест 2 1.Владимир Иванович Даль – а) известный переводчик, б) автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского.
Из чего строятся слова?. Меня зовут МОРФЕМА Слова сделаны из своего строительного материала «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ. Их четыре:
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
В Толковом словаре С.И. Ожегова мы читаем определения. Орфография – правила написания слов и форм, само такое правильное написание. Словообразование –
Словари Н.А. Судья, заведующая библиотекой Лицея 4 г. Пскова 2009 год.
1.Отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «НЕДОРОСЛЬ» 2.Говорите правильно 2.1. Часть Часть 2 3.Глаголы - исключения 4.Кроссворд «Лингвистические термины»
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Стадник Марина Владимировна, учитель гимназии 23 г. Краснодара.
Транксрипт:

Лингвистическая игра для старшеклассников «Юный лингвист» Подготовлена и проведена в рамках недели гуманитарных наук учителем русского языка Бетиной Н.А.

Раунд 1 Задание 1 Выберите из списка слова, опровергающие утверждения: 1)Корень - это такая часть слова, которая в нём непременно присутствует 2)Окончание – это такая морфема, которая находится в конце слова 3)Приставка, в отличие от суффикса, всегда стоит в начале слова Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разгорелась, сероводород, холодок Воздухоочиститель, вынуть, проколоть, разгорелась, сероводород, холодок

Ответ на задание 1 Вы-ну-ть (корень выделить не удаётся) Раз+гор+е+л+а+сь (окончание находится перед –сь) Воздух+о+чист+и+тель (приставка о- в середине слова)

Раунд 1 Задание 2 В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие строки: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Имя твоё – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Одно-единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. Имя твоё – пять букв. Какие именно пять букв имела в виду Цветаева?

Ответ на задание 2 До реформы орфографии 1918 года на конце имён существительных мужского рода писалась буква ъ (ер): Блокъ Блокъ

Раунд 1 Задание 3 Найдите и исправьте ошибки Найдите и исправьте ошибки в предложениях: И тут Петька рассказал мне автобиографию своего знаменитого деда. Слушая учителя, мне стало очень скучно. Гаврила с раннего утра косил сено на лугу за речкой.

Ответ на задание 3 …биографию деда. (Автобиография может быть только своя собственная)

Слушая учителя, я заскучал. или Когда я слушал учителя, мне стало скучно. (Действие, называемое деепричастием, должно относиться к подлежащему. В предложении нет подлежащего, значит, невозможно вставить деепричастный оборот) (Действие, называемое деепричастием, должно относиться к подлежащему. В предложении нет подлежащего, значит, невозможно вставить деепричастный оборот)

…косил траву. (Сено – это уже скошенная и высушенная трава)

Раунд 1 Задание 4 Кто, когда и по какому поводу высказывается столь патетически? Вставьте пропущенное слово. Объясните его этимологию (происхождение) и значение в этом отрывке. Ах! Если рождены мы всё перенимать, Ах! Если рождены мы всё перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя б по языку нас не считал за … Хотя б по языку нас не считал за …

Ответ на задание 4 Главный герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий на балу у Фамусова гневно осуждает приверженность высших слоёв русского общества иностранной речи. Слово немцев, которым завершается отрывок, происходит от прилагательного немой. Оно исторически обозначало не жителя Германии, а вообще человека, говорящего на непонятном языке, чужестранца. Именно в этом значении употребляет его в своём монологе Чацкий, говоря о пропасти, разделяющей простой народ и образованную публику, изъясняющуюся по-французски. Главный герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацкий на балу у Фамусова гневно осуждает приверженность высших слоёв русского общества иностранной речи. Слово немцев, которым завершается отрывок, происходит от прилагательного немой. Оно исторически обозначало не жителя Германии, а вообще человека, говорящего на непонятном языке, чужестранца. Именно в этом значении употребляет его в своём монологе Чацкий, говоря о пропасти, разделяющей простой народ и образованную публику, изъясняющуюся по-французски.

Раунд 2 Задание 1 Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова: Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной русской речи слова: зелёные зелёные кинуть кинуть мышка мышка стучать стучать тормозить тормозить

Ответы на задание 1 Зелёные 1) защитники природы, сторонники Greenpeace; 2) доллары. 1) защитники природы, сторонники Greenpeace; 2) доллары.

Мышка – устройство для управления курсором компьютера. Мышка – устройство для управления курсором компьютера.

Стучать – доносить, ябедничать.

Тормозить – плохо соображать.

Кинуть – обмануть, перехитрить.

Раунд 2 Задание 2 Объясните значение слова «опростоволоситься»

Ответ на задание 2 Простоволосая – женщина без платка. Появляться на людях с непокрытой головой было стыдно, поэтому опростоволоситься означало допустить оплошность, попасть в нелепое положение.

Раунд 2 Задание 3 Как правильно писать слово (с,сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый?

Ответ на задание 3 В зависимости от контекста возможны следующие варианты написания: 1) СУЖЕНЫЙ – жених ( от гл. судить; тот, кого судил Бог) 2) СУЖЕННЫЙ - (от гл. сузить; сделать узким) 3) ССУЖЕННЫЙ - (от гл.ссудить; дать в долг под проценты)

Раунд 2 Задание 4 Подберите существительное, сочетающееся со словами: Подберите существительное, сочетающееся со словами: С ней выступают, ею завладевают, берут в свои руки, перехватывают, она может кому-нибудь принадлежать, но иногда она бывает наказуема Его заслуживают или завоёвывают, роняют и укрепляют, он шатается и падает

Ответ на задание 4 ИнициативаАвторитет

Финал Задание 1 В балладе «Василий Шибанов» А.К.Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного. Что же именно писал Курбский Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский.

Задание 1 «Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщённый? Внимай же! Приидет возмездия час, Писанием нам предречённый, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьёю предстану».

Ответ на задание 1 «Безумный! Иль ты думаешь, что ты, соблазнившийся несуществующей ересью, более бессмертен, чем мы? Слушай же! Придёт час расплаты, предсказанный нам в Священном Писании, и я, который проливал и проливал кровь, как воду, в непрестанных боях за тебя, с тобой пред судьёю предстану». «Безумный! Иль ты думаешь, что ты, соблазнившийся несуществующей ересью, более бессмертен, чем мы? Слушай же! Придёт час расплаты, предсказанный нам в Священном Писании, и я, который проливал и проливал кровь, как воду, в непрестанных боях за тебя, с тобой пред судьёю предстану».

Финал Задание 2 Перескажите сказку «Три поросёнка» одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

Ответ на задание 2 Три поросёнка жили дружно и победили злого волка. Жили-были три поросёнка, которые смогли победить злого волка. Три поросёнка смогли победить коварного волка, напавшего на них. Помогая друг другу, три поросёнка смогли победить хитрого волка. Три поросёнка были дружны, и волк не смог их одолеть.

Финал Задание 3 Что объединяет этих людей?

Ян Гус

Иоганн - Себастьян Бах

Джованни Бокаччо

Жан-Батист Мольер

Хуан - Карлос Второй

Иван-Царевич

Янка Купала

Джон Рид

Ответ на задание 3 Эти люди – тёзки. Их имена – варианты произношения библейского имени Иоанн на чешском (Гус), немецком (Иоганн), Итальянском (Джованни), французском (Жан), испанском (Хуан), русском (Иван), белорусском (Янка), английском (Джон). Эти люди – тёзки. Их имена – варианты произношения библейского имени Иоанн на чешском (Гус), немецком (Иоганн), Итальянском (Джованни), французском (Жан), испанском (Хуан), русском (Иван), белорусском (Янка), английском (Джон).

Финал Задание 4 Какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят: Какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят: Птицы одинакового оперения держатся вместе. Когда море вернёт всех погибших в нём. Для каждой собаки наступит её день. Не стоит пороха и дроби. Чёрная овца в семье.

Ответы на задание 4 Одного поля ягода. Два сапога пара. Когда рак на горе свистнет. Будет и на нашей улице праздник. Овчинка выделки не стоит. В семье не без урода. Паршивая овца в стаде.

Финал Задание 5 Даны слова из языка неизвестного племени грибарей. Подберите русский перевод к этим словам. Даны слова из языка неизвестного племени грибарей. Подберите русский перевод к этим словам. Как по-грибарски будет «подосиновик», «берёза»? Как по-грибарски будет «подосиновик», «берёза»? крумозорча берёзовый крумозорча берёзовый кулорды осиновый кулорды осиновый мозорды осина мозорды осина кулорт подберёзовик кулорт подберёзовик

Ответ на задание 5 по-грибарски: крумозорча – подберёзовик крумозорча – подберёзовик кулорды – осиновый кулорды – осиновый мозорды – берёзовый мозорды – берёзовый кулорт - осина кулорт - осина

Спасибо за внимание!

При подготовке мероприятия использованы - материалы книги М.М.Казбек-Казиевой «Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 классы». Москва, «Айрис-пресс», Ресурсы сети Интернет