ВАВИЛОВ ДОЛ Святые и таинственные места России. Тайна Вавилова Дола «Нам старики передают тут из оврагов выходили…» Есть на самой границе Самарской и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель истории высшей категории С. А. Маняхина 2012 год Урок - экскурсия по курсу ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » МКОУ « СОШ п. Целинный.
Advertisements

Богослужение общение народа с Богом. Храм дом Божий. Храм создан для молитв.
Цели и задачи Каждый год мы всей семьей отправляется куда – нибудь на экскурсию. В Володском крае много монастырей. А что такое монастырь? Как он появляется?
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.
«Святые земли Русской…». Сергий Радонежский Николай Чудотворец.
Основы православной культуры. Мона́шество (монахи, монастыри от греч. μόνος один, одинокий) Монах (монахиня)- это человек, который по своим религиозным.
Выполнил :Питух А. ученик 2 «А» класса школы 11. Визитной карточкой моего города является колокольня. Ее изображение есть на гербе Сарова.
Святые места Кубани МОУСОШ 31 станицы Старомышастовской МОУСОШ 31 станицы Старомышастовской.
Монастыри Пскова.. Псково-печерский монастырь Один из самых известных монастырей России. Он построен в глубоком лесном овраге, по которому протекает ручей.
Наровчатский пещерный монастырь Выполнил: Ученик 11 "Б" класса Севостьянов Кирилл.
Киево-Печерская лавра Киево-Печерская лавра. Страна: Украина Страна: Украина Город: Киев Город: Киев Конфессия: Православие Конфессия: Православие Основатель:
700 лет со дня рождения. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1393) Художник М. В. Нестеров.
(История восстановления часовни в д.Поповская) МОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа» 9 «А» класс Некрасов Андрей 2009.
«Православный монастырь», «монашество» – эти слова уже очень давно существуют в русском языке, вызывая у простых людей ощущение иного, недоступного, но.
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
Учитель начальных классов Пругова Е.В.. Стоунхендж Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и для этих целей они.
Дорога к храму Все дороги ведут в храм….. Цель работы Исследовать необходимость появления храма в селе Кистендей.
год. Цель работы : - рассказать о жизни преподобного Иринарха Ростовского. - его участии в событиях Смутного времени. - традициях почитания.
Выполнила: Пинчук Варя 9Б класс СОШ 2. Родился преподобный Сергий в окрестностях Ростова Великого около 1314 года. При крещении мальчик был назван Варфоломеем.
- святой, избравший особенный, очень редкий и очень сложный путь спасения. Большинство юродивых отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни –
Транксрипт:

ВАВИЛОВ ДОЛ Святые и таинственные места России

Тайна Вавилова Дола «Нам старики передают тут из оврагов выходили…» Есть на самой границе Самарской и Саратовской областей место, особо выделяемое народной молвой и имя ему Вавилов Дол. В настоящее время этот дол задается системой сходящихся оврагов, формирующих деформированную букву П, полкилометра в ширину и около километра в длину. Начало легендарной истории этого места восходит к временам, когда нынешние степные просторы Большого и Малого Иргиза были покрыты густыми и непроходимыми лесами. И в этих лесах обитали лихие вольные люди - разбойники. Особенно выделялся среди них некий Вавила. Не было от него никакого житья ни торговым людям, ни местным крестьянам. И часто приходили из этих мест недобрые вести. Чудовищные злодеянья заставили власть направить сюда стрельцов. Солдаты подожгли лес, разгромили разбойное логово и схватили лихого атамана. Пойманного разбойника ослепили и бросили на том месте, где поймали. Согласно преданию, ослепший остался один на один с лютыми зверями и полыхающим пожарищем, охватившем лес.

. Но потеряв очи телесные, обрел Вавила очи духовные, узрел в какой бездне зла находился. Ушел он в пылающий лес и огонь не тронул его. А по преданиям стариков место то было далеко не простым, когда-то очень давно спустилась здесь с небес нерукотворная церковь, спустилась и ушла под землю. (По легенде в конце времен Раскаявшийся Вавила нашел «путь» в эту Церковь, установил «контакт» с ее «служителями». Вблизи «нерукотворной» он выкопал первую подземную келью-пещеру и заложил основы нового пещерного монастыря, где шли Богослужения, и потайные ходы от которого вели к Нерукотворной Церкви. Считается, что уже в те далекие годы дол этот стал прозываться Вавиловым. Постепенно он стяжал славу места благодатного и святого. Сюда со всей России стали приходить паломники, наслышанные о Нерукотворной Церкви и старцах-затворниках. И многие из них, видели чудесные лампадные огни, а приложив ухо к земле, слышали звон колоколов и дивное церковное пение. По легенде Вавила был первым, кто вывел целебные подземные воды в особый колодец, укрытый от палящих лучей солнца на дне оврага. Последующие годы жизни Вавиловской пустыни остаются тайной. Мы не знаем все ли это время там жили старцы- затворники, или были у пустыни периоды угасания и последующего возрождения. Но столь ли это важно?. Но потеряв очи телесные, обрел Вавила очи духовные, узрел в какой бездне зла находился. Ушел он в пылающий лес и огонь не тронул его. А по преданиям стариков место то было далеко не простым, когда-то очень давно спустилась здесь с небес нерукотворная церковь, спустилась и ушла под землю. (По легенде в конце времен Раскаявшийся Вавила нашел «путь» в эту Церковь, установил «контакт» с ее «служителями». Вблизи «нерукотворной» он выкопал первую подземную келью-пещеру и заложил основы нового пещерного монастыря, где шли Богослужения, и потайные ходы от которого вели к Нерукотворной Церкви. Считается, что уже в те далекие годы дол этот стал прозываться Вавиловым. Постепенно он стяжал славу места благодатного и святого. Сюда со всей России стали приходить паломники, наслышанные о Нерукотворной Церкви и старцах-затворниках. И многие из них, видели чудесные лампадные огни, а приложив ухо к земле, слышали звон колоколов и дивное церковное пение. По легенде Вавила был первым, кто вывел целебные подземные воды в особый колодец, укрытый от палящих лучей солнца на дне оврага. Последующие годы жизни Вавиловской пустыни остаются тайной. Мы не знаем все ли это время там жили старцы- затворники, или были у пустыни периоды угасания и последующего возрождения. Но столь ли это важно?

Известно, что духовная роль этого места заметно возросла к началу ХХ века. В 1905 году в Вавиловом Долу была построена небольшая часовня. Все большее число людей стали приходить в это святое место на богомолье. Многие из паломников становились свидетелями благодатных явлений. Рассказы о подземной церкви, звон колоколов которой иногда слышится из-под земли, о старцах-пустынниках обитающих в пещерах, о «святых огнях», появляющихся ночью в лесу и видимых из пещер - распространились по ближним и дальним весям. И закрепились так прочно, что о Вавиловских чудесах даже в советское время свидетельствовали многие атеисты, напрочь отвергающие веру в любые чудеса. В 1912 году слава Дола стала столь велика, что на собранные с окрестных сел средства заложили и отстроили большую (надземную) церковь и освятили ее в честь Николая Чудотворца - столь любимого на Руси святого. С открытием Никольского храма еще более усилился приток паломников в обитель. Известно, что духовная роль этого места заметно возросла к началу ХХ века. В 1905 году в Вавиловом Долу была построена небольшая часовня. Все большее число людей стали приходить в это святое место на богомолье. Многие из паломников становились свидетелями благодатных явлений. Рассказы о подземной церкви, звон колоколов которой иногда слышится из-под земли, о старцах-пустынниках обитающих в пещерах, о «святых огнях», появляющихся ночью в лесу и видимых из пещер - распространились по ближним и дальним весям. И закрепились так прочно, что о Вавиловских чудесах даже в советское время свидетельствовали многие атеисты, напрочь отвергающие веру в любые чудеса. В 1912 году слава Дола стала столь велика, что на собранные с окрестных сел средства заложили и отстроили большую (надземную) церковь и освятили ее в честь Николая Чудотворца - столь любимого на Руси святого. С открытием Никольского храма еще более усилился приток паломников в обитель.

В 1929 году ОГПУ опасаясь «авторитета» Вавиловцев, уничтожили храм и взорвали все входы в пещеры. Все что здесь было найдено – предали огню. Более того, отныне в этом месте запрещались всякие собрания, а тем более чтение молитв. Для обеспечения действенности запрета в этом лесу периодически устраивались облавы. ( Человеку, обнаруженному в Вавиловом Долу, грозило тюремное заключение сроком на 10 лет.) Святой колодец был загрязнен, а после и вовсе засыпан. С 17 июля по 2 августа 1929 года в Самаре прошло заседание Средне - Волжского областного Суда по слушанью уголовного дела «О ликвидации Вавилова Дола». Там признавали наличие огней, подземного колокольного звона, пещер (в рост человека закрыты дверью и щели метровые, ведущие в подземелья пустынников»), где «поселились несколько лиц неизвестного происхождения. Там они стали молиться, колдовать и обманывать народ». Отдельно было указано, что все было уничтожено.Но и в годы репрессий люди продолжали приходить сюда, приходить даже из самых отдаленных уголков. И самое интересное, что много лет после разгрома обители, люди верили – что здесь оставались старцы-пещерники. Пустынники, как муравьи разрушенного гнезда, они спустились в подземные пещеры, ушли в нерукотворную церковь и там продолжают уединенно, как схимники, отрекшиеся от мира, прославлять Бога. Как в сокровенной пустыне, спаслись старцы- затворники в глубинах Вавилова Дола от преследования ОГПУ. Их пещеры не были обнаружены, несмотря на то, что весь Дол был перерыт присланными солдатами. В 1929 году ОГПУ опасаясь «авторитета» Вавиловцев, уничтожили храм и взорвали все входы в пещеры. Все что здесь было найдено – предали огню. Более того, отныне в этом месте запрещались всякие собрания, а тем более чтение молитв. Для обеспечения действенности запрета в этом лесу периодически устраивались облавы. ( Человеку, обнаруженному в Вавиловом Долу, грозило тюремное заключение сроком на 10 лет.) Святой колодец был загрязнен, а после и вовсе засыпан. С 17 июля по 2 августа 1929 года в Самаре прошло заседание Средне - Волжского областного Суда по слушанью уголовного дела «О ликвидации Вавилова Дола». Там признавали наличие огней, подземного колокольного звона, пещер (в рост человека закрыты дверью и щели метровые, ведущие в подземелья пустынников»), где «поселились несколько лиц неизвестного происхождения. Там они стали молиться, колдовать и обманывать народ». Отдельно было указано, что все было уничтожено.Но и в годы репрессий люди продолжали приходить сюда, приходить даже из самых отдаленных уголков. И самое интересное, что много лет после разгрома обители, люди верили – что здесь оставались старцы-пещерники. Пустынники, как муравьи разрушенного гнезда, они спустились в подземные пещеры, ушли в нерукотворную церковь и там продолжают уединенно, как схимники, отрекшиеся от мира, прославлять Бога. Как в сокровенной пустыне, спаслись старцы- затворники в глубинах Вавилова Дола от преследования ОГПУ. Их пещеры не были обнаружены, несмотря на то, что весь Дол был перерыт присланными солдатами.

Позднее жители из окрестных деревень в пещеры лазили. В некоторые, говорят, только ползком и можно было пробраться. Потом по двум земляным ступенечкам спускаешься, а дальше уже полусогнувшись идешь. С восточной стороны пещеры, прямо в земляной стене, ниши вырублены под иконочки и под лампадку. С другой стороны - земляная лежанка, уступом из стены, листьями, мхом полу истлевшим покрыта. Там люди жили. Сейчас эта пещера завалена. А вот на «Афон-горе» было много отверстий. Старые люди ругались, чтобы мы туда не ходили. Говорили, что через эти дыры воздух в пещеры поступает. Открывается в земле дыра, освещенная чем-то снизу, и выходит оттуда человек, одетый в светлую ризу... С Афона ходы открывались. Вниз ступени ведут. Но спуститься можно было ступени на три, а дальше невидимая сила не пускала. Воздух как стена каменная становился. И сегодня в народе живет предание, что церковь Вавилова Дола укрыта в глубине земли, а когда приблизится конец мира, поднимется она на поверхность вместе со всеми своими колоколами, и в ней будут проходить Богослужения. Говорят, что это одна из тех немногих церквей, что сокрыты Богом до времени... О современных свидетельствах людей, наблюдавших чудесные явления в этом святом месте можно прочесть в книге «Тайна Вавилова Дола» (Православное издание. Самара 1999) К тысячелетию Крещения Руси попечители поставили в Вавиловом Долу небольшой железный крест, обновили колодец. К 2006 году в юго- западной части дола был возведен уже большой современный культовый центр. Позднее жители из окрестных деревень в пещеры лазили. В некоторые, говорят, только ползком и можно было пробраться. Потом по двум земляным ступенечкам спускаешься, а дальше уже полусогнувшись идешь. С восточной стороны пещеры, прямо в земляной стене, ниши вырублены под иконочки и под лампадку. С другой стороны - земляная лежанка, уступом из стены, листьями, мхом полу истлевшим покрыта. Там люди жили. Сейчас эта пещера завалена. А вот на «Афон-горе» было много отверстий. Старые люди ругались, чтобы мы туда не ходили. Говорили, что через эти дыры воздух в пещеры поступает. Открывается в земле дыра, освещенная чем-то снизу, и выходит оттуда человек, одетый в светлую ризу... С Афона ходы открывались. Вниз ступени ведут. Но спуститься можно было ступени на три, а дальше невидимая сила не пускала. Воздух как стена каменная становился. И сегодня в народе живет предание, что церковь Вавилова Дола укрыта в глубине земли, а когда приблизится конец мира, поднимется она на поверхность вместе со всеми своими колоколами, и в ней будут проходить Богослужения. Говорят, что это одна из тех немногих церквей, что сокрыты Богом до времени... О современных свидетельствах людей, наблюдавших чудесные явления в этом святом месте можно прочесть в книге «Тайна Вавилова Дола» (Православное издание. Самара 1999) К тысячелетию Крещения Руси попечители поставили в Вавиловом Долу небольшой железный крест, обновили колодец. К 2006 году в юго- западной части дола был возведен уже большой современный культовый центр.

Вавилов Дол сегодня!

И еще несколько слов… Ежегодно к Вавилову Долу у Ивантеевки организуется крестный ход. Это место считается у верующих святым, отмеченным «благодатью Божией». Рассказывают, овраг с целебным источником был назван в честь лихого атамана разбойничьей шайки Вавилы. Он поселился здесь ещё во времена Петра Великого после того, как его поймали и ослепили. Ослепнув, говорит предание, Вавила «прозрел духовно». Бывший разбойник решил посвятить себя Богу, выкопал пещеру и стал усиленно молиться. Вскоре рядом с каявшимся, также в подземных пещерах, поселилось ещё несколько человек. А позже под землёй якобы был вырыт ещё и храм. Ежегодно к Вавилову Долу у Ивантеевки организуется крестный ход. Это место считается у верующих святым, отмеченным «благодатью Божией». Рассказывают, овраг с целебным источником был назван в честь лихого атамана разбойничьей шайки Вавилы. Он поселился здесь ещё во времена Петра Великого после того, как его поймали и ослепили. Ослепнув, говорит предание, Вавила «прозрел духовно». Бывший разбойник решил посвятить себя Богу, выкопал пещеру и стал усиленно молиться. Вскоре рядом с каявшимся, также в подземных пещерах, поселилось ещё несколько человек. А позже под землёй якобы был вырыт ещё и храм.

Рассказывают, что живущим в нескольких километрах от села пещерным монахам в течение почти двухсот лет удавалось каким-то образом скрывать свою «богоугодную» деятельность. Согласно официальной истории, о «святости» «Вавилкина оврага» (так тогда называли Вавилов Дол) вспомнили только в 1905 году. Якобы именно тогда игумен Анфим с монахами основал здесь новый скит. Была построена часовня, и сюда стало приходить много богомольцев, которые верили в исцеляющие свойства местного источника, святого колодца Николая Чудотворца. Ночью некоторые якобы видели «божественный свет» и слышали звон колоколов невидимой церкви. Рассказывают, что живущим в нескольких километрах от села пещерным монахам в течение почти двухсот лет удавалось каким-то образом скрывать свою «богоугодную» деятельность. Согласно официальной истории, о «святости» «Вавилкина оврага» (так тогда называли Вавилов Дол) вспомнили только в 1905 году. Якобы именно тогда игумен Анфим с монахами основал здесь новый скит. Была построена часовня, и сюда стало приходить много богомольцев, которые верили в исцеляющие свойства местного источника, святого колодца Николая Чудотворца. Ночью некоторые якобы видели «божественный свет» и слышали звон колоколов невидимой церкви. При Советской власти монахов разогнали, источник засыпали, людей заставили забыть о «божественной силе» Дола. При Советской власти монахов разогнали, источник засыпали, людей заставили забыть о «божественной силе» Дола.

Очередное возрождение началось в конце 80-х гг. XX в. Сначала о бывшей «святыне» вспомнили обычные люди-подвижники. Они установили перед оврагом деревянный крест, затем очистили «святой» источник и поставили над ним деревянный колодец. Затем сюда потянулись священники и даже представители власти. При прежнем губернаторе Саратовской области Аяцкове из Вавилова Дола сделали некую туристическую Мекку: при входе поставили ворота; одели в камень и источник, и землю вокруг; возвели часовенку. А теперь сюда устраивают и крестные ходы. Очередное возрождение началось в конце 80-х гг. XX в. Сначала о бывшей «святыне» вспомнили обычные люди-подвижники. Они установили перед оврагом деревянный крест, затем очистили «святой» источник и поставили над ним деревянный колодец. Затем сюда потянулись священники и даже представители власти. При прежнем губернаторе Саратовской области Аяцкове из Вавилова Дола сделали некую туристическую Мекку: при входе поставили ворота; одели в камень и источник, и землю вокруг; возвели часовенку. А теперь сюда устраивают и крестные ходы.