Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций в ходе применения метода проектов на уроках математики» Выполнила Дьякова Эугения Станиславовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Автор: Кувашова Людмила Владимировна учитель технологии МОУ «СОШ 54» город Новоуральск.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» Автор презентации: учитель.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
Проектное обучение Работа выполнена Ишковой Н.Н. МОУ СОШ 31.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы в процессе работы над проектом Камалова Елена Васильевна МОУ «Крутоярская СОШ»
Использование метода проектов в школе Ивашко И.В. МОУ СШ 8 Г. Искитим.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
«Проект как средство формирования образовательного пространства, способствующего повышению географической культуры» Выполнила Хагина А. Е Выполнила Хагина.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Транксрипт:

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций в ходе применения метода проектов на уроках математики» Выполнила Дьякова Эугения Станиславовна Учитель математики Телешовского филиала МОУ Платоновской сош Рассказовского района

Актуальность Модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов её деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности. Современный социальный заказ школе заключается в требовании формировать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям, занимающую активную жизненную позицию. Поэтому современное образование направлено, прежде всего, на формирование у ученика ключевых компетенций. Применение метода проектов позволяет ученику продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, делать практико- ориентированными. Модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов её деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности. Современный социальный заказ школе заключается в требовании формировать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям, занимающую активную жизненную позицию. Поэтому современное образование направлено, прежде всего, на формирование у ученика ключевых компетенций. Применение метода проектов позволяет ученику продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, делать практико- ориентированными.

Цель исследования Выявить влияние применения метода проектов в урочной и внеурочной деятельности на формирование ключевых компетенций и как следствие на повышение качества образования. Выявить влияние применения метода проектов в урочной и внеурочной деятельности на формирование ключевых компетенций и как следствие на повышение качества образования.

Задачи 1. Сформировать представление о ключевых компетенциях и их структуре на основе изучения научно-методической и психолого- педагогической литературы по данной теме; 2. Опробовать применение метода проектов на уроке математики и во внеурочной деятельности; 3. Отследить влияние применения метода проектов на формирование ключевых компетенций учащихся.

Объект исследования – процесс обучения математике в основной школе. Предмет исследования – формирование ключевых компетенций.

Гипотеза Разработанная система организации применения метода проектов будет способствовать формированию ключевых компетенций и развитию познавательной и творческой активности учащихся. Разработанная система организации применения метода проектов будет способствовать формированию ключевых компетенций и развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Новизна работы состоит в разработке системы организации применения метода проекта на уроке, способной формировать ключевые компетенции. состоит в разработке системы организации применения метода проекта на уроке, способной формировать ключевые компетенции.

Методы исследования 1. Изучение и анализ психолого- педагогической и научно- методической литературы по проблеме исследования; 2. Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование. 3. Отслеживание достижений

Определение компетенций и структура ключевых компетенций, предложенная А.В.Хуторским: Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний. умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний. умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Ученик считается компетентным, если он способен применять усвоенное на практике. Ученик считается компетентным, если он способен применять усвоенное на практике. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

Структура ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция, связанная со способностями ученика понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий Ценностно-смысловая компетенция, связанная со способностями ученика понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий Общекультурная компетенция включает опыт освоения учеником научной картины мира, особенности национальной и общечеловеческой культуры, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, Общекультурная компетенция включает опыт освоения учеником научной картины мира, особенности национальной и общечеловеческой культуры, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, Учебно-познавательная компетенция, включающая знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; Учебно-познавательная компетенция, включающая знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

Структура ключевых компетенций Информационная компетенция – умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать её; Информационная компетенция – умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать её; Коммуникативная компетенция – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми, навыки работы в группе; Коммуникативная компетенция – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми, навыки работы в группе; Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере; Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере; Компетенция личностного самосовершенствования направлена на усвоение способов физического, духовного, и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции и самоподдержки. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на усвоение способов физического, духовного, и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции и самоподдержки.

Метод проектов Предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса этого результата. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса этого результата. Этот процесс должен быть достаточно технологически проработанным, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулировала бы их к совместной поисково-познавательной деятельности. Этот процесс должен быть достаточно технологически проработанным, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулировала бы их к совместной поисково-познавательной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Целью познавательных действий учащихся при применении метода проектов должно быть активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания. Целью познавательных действий учащихся при применении метода проектов должно быть активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решать проблему. развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решать проблему.

Метод проектов во внеурочной деятельности участие в школьной научно исследовательской конференции «Грани творчества» участие в школьной научно исследовательской конференции «Грани творчества» уч.г. проект «Сколько крахмала в картошке и насколько она вкусна» уч.г. проект «Сколько крахмала в картошке и насколько она вкусна»

На основе собственных наблюдений положительным в использовании метода проектов считаю 1. Активизируется познавательная деятельность учащихся 2. Повышается интерес учащихся к учению 3. Открываются новые возможности для учащихся, например, для проявления их личностных качеств. И как следствие возникла идея – применять данный метод на уроке

Этапы реализации Проект реализовывался в течение 2-х лет в 4 этапа I этап сентябрь – декабрь 2007 г Изучение психолого-педагогической, научно- методической литературы, нормативных документов, опыта применения метода проектов Изучение психолого-педагогической, научно- методической литературы, нормативных документов, опыта применения метода проектов Выдвижение гипотезы, определение последующих задач Выдвижение гипотезы, определение последующих задач Диагностика учащихся Диагностика учащихся

II этап январь – декабрь 2008 г II этап январь – декабрь 2008 г Обучение детей поиску информации в различных источниках Обучение детей поиску информации в различных источникахпоиску информации поиску информации Составление дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся Составление дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихсядидактических материалов дидактических материалов Формирование умения работать самостоятельно, выполнять творческие задания Формирование умения работать самостоятельно, выполнять творческие заданияработать самостоятельнотворческие заданияработать самостоятельнотворческие задания Отработка навыков работе в парах, группе Отработка навыков работе в парах, группе

Выполнение долгосрочных домашних заданий (подготовить карточки с задачами базового уровня, написать эссе на заданную тему, подобрать нестандартные задачи, решить кроссворд, составить кроссворд, составить схему, подготовить обобщение по теме) Выполнение долгосрочных домашних заданий (подготовить карточки с задачами базового уровня, написать эссе на заданную тему, подобрать нестандартные задачи, решить кроссворд, составить кроссворд, составить схему, подготовить обобщение по теме) Проверка гипотезы, выполнения поставленных задач Проверка гипотезы, выполнения поставленных задач

III этап январь – февраль 2009 г III этап январь – февраль 2009 г Работа учащихся над проектами: Работа учащихся над проектами: Формирование проблемы (выбор темы проекта) Формирование проблемы (выбор темы проекта) Провожу «мозговой штурм», используя метод наводящих вопросов Провожу «мозговой штурм», используя метод наводящих вопросов Выдвижение гипотез решения проблем Выдвижение гипотез решения проблем Определение творческого названия проекта Определение творческого названия проекта Обсуждение плана работы учащихся Обсуждение плана работы учащихся Обсуждение возможных источников информации Обсуждение возможных источников информации

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе (план кто за что отвечает, и сроки исполнения) Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе (план кто за что отвечает, и сроки исполнения) Самостоятельная работа групп (роль учителя – консультирование, помощь, направление учащихся в нужное русло) Самостоятельная работа групп (роль учителя – консультирование, помощь, направление учащихся в нужное русло) Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе Защита проекта Защита проекта Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Были подготовлены проекты Исследовательский проект «Проценты» Проценты Информационный практико- ориентированный проект проект

IV этап март – июнь 2009 г IV этап март – июнь 2009 г Подведение итогов Подведение итогов Формирование выводов Формирование выводов Оформление результатов Оформление результатов

Анализ результатов Анкетирование учащихся Я умею: Я умею: - самостоятельно планировать свою учебную деятельность - самостоятельно планировать свою учебную деятельность - осуществлять самоконтроль - осуществлять самоконтроль - проводить исследования - проводить исследования - оформлять результаты (в том числе и с помощью компьютера) - оформлять результаты (в том числе и с помощью компьютера) - самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию - самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию - готовить презентацию - готовить презентацию - выступать с результатами исследования перед аудиторией - выступать с результатами исследования перед аудиторией - работать в группе, помогать товарищам - работать в группе, помогать товарищам

Диагностика умений

Сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся

Результаты мониторинга развития учебных умений и навыков, познавательных способностей на основе анализа выполнения пробного тестирования при подготовке к ГИА

Пробный экзамен Проверка уровня общеобразователь ной подготовки Результаты ГИА Первичный балл Тестовый балл Оце нка Первичный балл Оце нка Первичный балл Тестовый балл Оце нка 1Дрыкина М Евдонина С Есипов М Обрынин Д Пешкова Т Скляров С Фатеева И Качество знаний 71 % Обученнос ть 71 %86 %100%

Влияние применения метода проектов на формирование ключевых компетенций - учебно-познавательная, так как дети научились в разной степени самостоятельно планировать свою учебную деятельность, применять знания в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль; - учебно-познавательная, так как дети научились в разной степени самостоятельно планировать свою учебную деятельность, применять знания в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль; - информационная, так как учащиеся самостоятельно могут искать, анализировать и отбирать информацию; - информационная, так как учащиеся самостоятельно могут искать, анализировать и отбирать информацию;

Влияние применения метода проектов на формирование ключевых компетенций - коммуникативная, так как ребята свободно общаются, сотрудничают, оказывают взаимопомощь, участвуют в работе команды, обмениваются информацией. - коммуникативная, так как ребята свободно общаются, сотрудничают, оказывают взаимопомощь, участвуют в работе команды, обмениваются информацией. - Личностного самосовершенствования, так как дети могут анализировать свои достижения и ошибки, критически оценивают результаты своей деятельности. - Личностного самосовершенствования, так как дети могут анализировать свои достижения и ошибки, критически оценивают результаты своей деятельности.

Выводы Сформировано представление о ключевых компетенциях и их структуре Сформировано представление о ключевых компетенциях и их структуре Апробировано применение метода проекта Апробировано применение метода проекта Отслежено влияние метода проектов на формирование ключевых компетенций Отслежено влияние метода проектов на формирование ключевых компетенций Гипотеза о том, что метод проектов способствует формированию ключевых компетенций подтвердилась Гипотеза о том, что метод проектов способствует формированию ключевых компетенций подтвердилась Следовательно необходимо продолжить применение данного метода на уроке и во внеурочной деятельности, совершенствую пути его применения. Следовательно необходимо продолжить применение данного метода на уроке и во внеурочной деятельности, совершенствую пути его применения.

Истосники информации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010года. – М,2002. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010года. – М,2002. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/М. Аркти.2007 Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности/М. Аркти.2007 Величко М.В. Проектная деятельность учащихся/Волгоград. Учитель Величко М.В. Проектная деятельность учащихся/Волгоград. Учитель Волков Б.С. Психология урока. Егоподготовка, проведение, анализ/М. Центр педагогического образования Волков Б.С. Психология урока. Егоподготовка, проведение, анализ/М. Центр педагогического образования А.В. Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Доклад на отделении философии образования РАО 23 апреля 2002года А.В. Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Доклад на отделении философии образования РАО 23 апреля 2002года