МОУ «СОШ 59» город Барнаул, 2009. Работа с одарёнными учащимися МОУ «СОШ 59» НОУ 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер - класс «Учитель – исследователь». УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально.
Advertisements

Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Методика социологического исследования.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна.
Метод(от греч. «путь исследования, теория, учение») - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.
Методы сбора социологической информации
Транксрипт:

МОУ «СОШ 59» город Барнаул, 2009

Работа с одарёнными учащимися МОУ «СОШ 59» НОУ 2

Установление объекта изучения. Постановка и формирование проблемы. Определение предмета. Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. Построение плана исследования (выбор методов и процедур). Проверка гипотезы. Оформление результатов исследования. Определение сферы применения найденного решения. Проверка и уточнение выводов

Гипотеза - гипотезы, ж. [греч. hypothesis] (книжн.). Научное предположение, не доказанное, но обладающее нек-рой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (науч.). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий ). || Всякое предположение, допущение, домысел.

МЕТОД - метода, м. [греч. methodos]. Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-н.... Диалектический метод. Экспериментальный метод. Аналитический метод. Метод наводящих вопросов (в преподавании). Метод целых слов (в обучении грамоте). Применять какой-н. метод. Пользоваться каким-н. методом.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формулирует свои предположения в виде гипотез. Последние способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль исследователя, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

А теперь начинается самое интересное. Черпая вдохновение от увиденного и следуя своей интуиции, с полной свободой творчества, вы делаете предположение о том, что может заполнить просветы в вашей теме. Предполагая, что ваша гипотеза верна, вы переходите к изучению её следствий, используя при этом определённые методы. Если вы приходите к противоречиям, вы понимаете, что это неверный путь. С другой стороны, если ваша догадка логически правильна и не нарушает другие законы, то это и есть ответ.

м. наблюдения м. социального эксперимента м. опроса м. анализа документов м. моделирования

Краткая характеристика метода Наблюдение представляет собой метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения исследования. Основное назначение: получать объективную информацию, доступную восприятию наблюдателя и регистрируемую в виде признаков (категорий), определять их повторяемость, типичность. Область применения: все этапы разработки проблемы, в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, для коррекции выводов исследовательской работы. Более оптимально использование наблюдения для получения описательной информации, реже – оценочной информации. Может применяться в исследовании всех сфер жизнедеятельности. Сочетается практически со всеми другими методами. Основные нормативные требования: Четкое выделение исследовательской позиции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификация с объектом наблюдения. Планомерность процесса наблюдения. Однозначность толкования регистрируемых признаков на всех этапах всеми наблюдателями. Своевременность регистрации признаков.

Краткая характеристика метода Эксперимент представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов (переменных). Основное назначение: выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, достижение нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, процессов. Область применения: доказательство гипотез исследования. Его проведение предполагает использование других методов (наблюдения, опроса, анализа документов); применяется во всех общественных науках. Основные нормативные требования: четкая ориентация на гипотезы исследования. Строгий контроль за ходом процедур, обеспечение его чистоты. Воспроизводимость, возможность повторения. Строгое соответствие нравственным нормам. Сохранение нормального функционирования и развития объекта. Ограничения в применении: эксперимент осуществим только по тем объектам, которые позволяют выявить свою структуру переменных, где допустимо введение экспериментального фактора, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. Локальность эксперимента ограничивает исследователя в возможностях широких обобщающих выводов.

Краткая характеристика метода Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально- психологического общения исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные исследователем, вытекающие из целей и задач исследования. Основное назначение: получить социальную информацию о состоянии (общественного, группового, коллективного, индивидуального) мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Эта информация выражается в форме высказываний респондентов относительно зафиксированных эмпирически в виде вопросов исследовательских задач и категорий анализа. Область применения. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного социологического исследования. Основные нормативные требования. Четкое выделение исследовательских задач, адекватность вопросов задачам исследования; доступность формулировок пониманию респондентов; соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения; точность фиксации ответов респондентов. Ограничения в применении. Данные опроса выражают субъективное мнение опрошенных. Выводы из полученной информации желательно сопоставить с данными, полученными другими методами. Необходим учет смещений, связанный с особенностями отражения социальной практики в сознании индивидов.

Краткая характеристика метода Анализ документов – метод систематического анализа документов, направленных на получение информации, значимой для целей исследования. Основное назначение: извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте; зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность; выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики исследуемого процесса, явления. Область применения. Любое социологическое исследование на всех его этапах: в ходе уточнения объекта и предмета исследования, при выдвижении и проверке гипотез, коррекции выводов исследования. В одинаковой степени может быть использован для получения как описательной, так и оценочной информации. Может служить в качестве основного (единственного) метода сбора информации и сочетаться с другими методами. Применяется в анализе всех сфер жизни. Основные нормативные требования. Четкая и достаточно полная оценка значимости документа с точки зрения целей исследования, его надежности и достоверности содержащейся в нем информации; перевод языка документа на язык концепции исследования, его гипотез; систематичность сбора информации; недопустимость субъективизма при восприятии и осмыслении содержания документа; однозначность толкования регистрируемых признаков; ориентация на возможности измерения (квантификации) документальной информации. Ограничения в применении. Вся документальная информация относится к числу вторичных сведений. Ее достоверность и надежность зависят от позиций и замыслов автора (коммуникатора). Для подтверждения обобщающих выводов об исследуемом явлении необходимо использование нескольких источников документальной информации или других методо в социологии.

Метод моделирования получил особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования: 1) Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта.

2) Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы. 3) Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер. 4)Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер модельного эксперимента. М. моделирования