Школьный учебный проект МБОУ «Самофаловская сош» муниципального Городищенского района 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Advertisements

Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Есть имена как солнце! Имена Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена! Игорь Северянин Руководитель:
«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А.,
Н АУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Р ЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА » Проблемы возрождения казачьего движения.
МОУ СО Красновская школа «…Искать я буду терпеливо Следы казачьей старины В пыли станичного архива В курганах древней старины…»
Проектная работа по русскому языку. ФГОС ( старшая ступень ) Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
ПРОЕКТ Татарские национальные – календарные праздники и игры Автор проекта: Хамитова Ильмира Илдусовна Воспитатель по обучению детей татарскому языку.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Проект «Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии» Участники проекта: учащиеся 11 класса Руководитель проекта: Актуганова Л.А, учитель русского языка.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА Козулина М.В., ст. преподаватель кафедры филологического образования СарИПКиПРО.
Творческо - исследовательский проект. Русская сказка – это нить, ведущая в глубь истории, неиссякаемый источник народного творчества, хранящий историческую.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
3. Семейный и общественный быт 2.Одежда Народный артист России, почетный гражданин Краснодара. Награждён медалью Герой труда Кубани, Орденом дружбы,
Уроки Д.С. Лихачева «Дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную и всего человечества».
Литературный проект МОУ гимназия 64 города Липецка 10 А класс Учитель Высшей категории, лауреат премии им. Г.И.Горской Потапова Лариса Юрьевна
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
МОБУ « КРАСНОМАЙСКАЯ СОШ » 2015 год.. Пропаганда чтения среди детей Расширение читательского кругозора детей Развитие у детей навыков адекватного восприятия.
Транксрипт:

Школьный учебный проект МБОУ «Самофаловская сош» муниципального Городищенского района 2012 год

Проектная группа учащиеся 7 класса: Михайлова Светлана Юдкина Марина Гаврилова Елизавета Нагибина Екатерина Шляховская Ольга руководители проекта: *Науменко Л.И., *Волкова Т.В.

Актуальность проекта Начало 21 века в России характеризуется резким падением речевой культуры, утратой исторических языковых истоков. Не обошли эти процессы и наш донской край, издавна хранивший красоту, выразительность и живость казачьего слова. Нынешние коренные жители Междуречья могут стать последним поколением, которое слышит живую казачью речь и способно частично понимать ее слова и выражения. С уходом из жизни представителей старшего поколения это слово может навсегда исчезнуть из памяти потомков.

Мы же обязаны сохранить языковое наследие наших предков, потому что донское казачество – это часть человечества, а его язык – достояние мировой культуры. Не знать языка собственных предков – позор и беда для мыслящего и уважающего себя гражданина России. В этом отношении язык романа Е.Кулькина «Крушение»- благодатный языковой источник для нашего исследования.

Евгений Александрович Кулькин- поэт и прозаик, последний певец казачьего Дона

*Е.А.Кулькин – член Союза писателей России, руководитель Волгоградского отделения Центра духовной культуры имени Ф.Ушакова. *Лауреат премии города –героя Волгограда, государственной премии Волгоградской области, Всероссийской премии «Сталинград». * Лауреат премии МВД СССР. *Лауреат премии «Имперская культура» * 15 декабря 2005 года ему присвоено звание «Почетный гражданин Волгоградской области».

Глава Администрации Городищенского муниципального района на открытии библиотеки имени Е.А.Кулькина в п. Самофаловка

На открытии библиотеки

Участники проектной группы в ВолГУ на кафедре русского языка на встрече с доктором филологических наук, профессором Горбань Оксаной Анатольевной.

Цели проекта * выявить особенности использования казачьих диалектизмов южного Дона в романе Е.А.Кулькина «Крушение». *определить их роль в тексте произведения.

Задачи проекта Задачи проекта: 1.Выделить используемые в романе существительные – диалектизмы, определить их лексическое значение по словарю донских говоров Волгоградской области. 2.Провести их классификацию диалектных существительных. 3.Установить, в чем заключается авторский замысел по использованию в тексте диалектных слов вместо литературных. 4.Выяснить способы введения диалектизмов в повествование. 5.Составить словарь диалектных существительных в языке романа Е.А.Кулькина «Крушение». 6.В целях популяризации творчества Е.Кулькина, повышения читательской активности жителей поселка и их приобщения к языковому наследию донского казачества создать для библиотеки имени Е.А.Кулькина информационный стенд о жизни и творчестве писателя.

Методы исследования * На первом этапе исследования методом сплошной выборки из текста романа были излечены 240 диалектных существительных. *Основными исследовательскими методами являются лингвистический анализ и сравнительный анализ текста романа с языком современных носителей казачьего донского диалекта и со словарем донских говоров Волгоградской области. *Анализ критической литературы. *Подбор цитат из текста романа. *Чтение художественного произведения. *Метод количественных подсчетов.

Гипотеза Е.А.Кулькин- поэт, писатель, потомственный донской казак, являясь связующим звеном между прошлым и будущим, истинным знатоком и хранителем выразительного и яркого народного слова, широко использует в романе «Крушение» различные виды диалектизмов казаков южного Дона с целью реалистического показа казачьей самобытности, создания национального колорита, раскрытия обычаев, характеров и психологии донского казачества 20 века.

Этапы работы над проектом 1.Знакомство с произведением Е.А.Кулькина «Крушение». 2.Встречи с автором романа. 3.Изучение литературы о творчестве писателя. 4. Изучение литературы о диалектной лексике. 5. Сплошная выборка диалектных существительных из текста романа и работа со словарями. 6. Создание толкового словаря. 7. Оформление стенда для библиотеки. 8. Работа над презентацией проекта

Трилогия Е.А.Кулькина « Прощеный век»

Встреча учащихся школы с писателем.

Классификация диалектизмов * грамматические * семантические мысля – мысль бабка –знахарка,повитуха грудя в орденах –грудь башмак –годовалый теленок кровя - кровь бабьи выгадки – сказки *собственно –лексические *фонетические кочет – петух ухи –уши касатушка – ласточка карпетки – носки идуть -идут сербука – крапива нясу - несу * этнографические * словообразовательные чирики – кожаные тапочки ружжо – ружье арба – повозка бессонь – бессонница ирьян – молоко с водой блюдка - блюдце *лексико -фонетические гармоль –гармонь обутка –обувь арепей – репей * фразеологические Костьми лечь за царя Чего ты скалишься, как Ротов на пожаре?

Классификация диалектизмов по тематическим группам * название атрибутов казачества, чинов и званий казаков; * названия одежды, части одежды, обуви; * названия орудий труда; *названия домашней утвари; *названия животных, растений и их частей; * названия жилых и дворовых построек, помещений; * слова, относящиеся к ландшафту местности; * названия природных явлений; * слова, характеризующие человека, его общественное положение, его физическое состояние.

Выводы и результаты * Е.А.Кулькин является истинным хранителем самобытности казачьего слова. * Писатель вводит диалектные слова различных видов в повествование на равных правах с литературными, давая возможность читателю полнее погрузиться в жизнь, быт, культуру донского казачества и почувствовать его тесную связь с историей России. * В романе диалектизмы используются как средство речевой характеристики героев и самого автора, для создания казачьего языкового колорита, с их помощью воссоздает эпоху и показывает красоту донской природы. * Авторами проекта проведена классификация диалектных существительных по тематически группам. * Создан толковый словарь диалектных существительных, использованных Е.А.Кулькиным в романе « Крушение».

Практическая значимость проекта * Результаты работы могут быть использованы для дальнейшего исследования диалектной лексики в других произведениях Е.А.Кулькина. *Составленный толковый словарь-богатый языковой материал для изучения этого лексического языкового пласта русского языка на уроках и элективных курсах. *Информационный стенд о Е.А.Кулькине популяризирует творчество писателя и приобщает жителей поселка к культурным, историческим и языковым традициям донского казачества.

Словарь диалектных существительных

Стенд для библиотеки о Е.А.Кулькине

Экспозиция произведений писателя в библиотеке

«Бросьте все, займитесь литературой! Расскажите об истории казачества истинную правду. Покажите те характеры, которые бытуют на Дону. Тогда вас будут помнить долго и трепетно.» Е.А.Кулькин роман « Крушение»

Спасибо за внимание