1 2 Актуальность изменения требований к учебному тексту Перестройка процесса образования: Стандарт второго поколения: деятельностный подход (смена парадигмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 2 Объективная тенденция развития общеобразовательного курса информатики: от компьютерной грамотности и информационных технологий к общеобразовательному.
Advertisements

1 ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Объективность. 1. Объективность. 2. Основная задача образования – постижение реальности. Наука – способ структурирования реальности,
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
1 метапредметные образовательные результаты в примерных программах по информатике основной и старшей школы ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Транксрипт:

1

2 Актуальность изменения требований к учебному тексту Перестройка процесса образования: Стандарт второго поколения: деятельностный подход (смена парадигмы образования); универсальные учебные действия; новые БУПы. ЕГЭ и новые правила приема в вузы. Практико-ориентированное обучение.

3 СИСТЕМА ВЕДУЩИХ ИДЕЙ, ТЕОРИЙ,ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИЗ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего, мировоззренческого характера Универсальные учебные действия: личностные регулятивные, познавательные, коммуникативные

4 ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМА ВЕДУЩИХ ИДЕЙ, ТЕОРИЙ,ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИЗ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ (пересечение универсальных понятий). Информатика, математика, лингвистика, физика, химия, история, физкультура и др. Основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего, мировоззренческого характера из области информатики. Информационные процессы. Информационные модели. Применения информатики ( технологии, управление, социум ). Система УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ, которая, с одной стороны, интегрирует все основные понятия общеобразовательного курса информатики, с другой стороны, является значимой для других предметов. Объект, знак, язык, текст, система, модель, информационная модель, алгоритм, программа и др. БАЗИСНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УУД - Универсальные Учебные Действия Система УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, отражающих специфику информатики: универсальные и эффективные методы работы с информацией в любой области знания и технологии, в том числе и при изучении любого школьного предмета. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТНО- ОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ (САМОРЕГУЛЯЦИЯ) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (ОБЩЕУЧЕБНЫЕ, ЗНАКОВО- СИМВОЛИЧЕСКИЕ, ЛОГИЧЕСКИЕ) КОММУНИКАТИВН ЫЕ ВЫДЕЛЯТЬ НАЗЫВАТЬ ЧИТАТЬ ОПИСЫВАТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ФОРМАЛИЗОВАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ СОЗДАВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОРРЕКТИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ СИСТЕМА ЗАДАЧ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КУРСА ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛ Ь-НЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

5 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)

6 требования к результатам образования - метапредметные; объективное развитие общеобразовательного курса информатики в метапредметную сферу отсутствие чёткого понятийного аппарата, описывающего МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ компонент общеобразовательного курса

Образовательный стандарт нового поколения: провозглашен выход на личностный, предметный и метапредметный уровень требований к результатам обучения. Метапредметный компонент представлен, но не раскрыт и не отражён системно в учебно-методических комплектах. Общеучебные умения. Функциональная грамотность. Ключевые компетенции. Надпредметные действия. Метапознавательные действия. Универсальные Учебные Действия.

8 МЕТА [meta] - префикс для слов, обозначающий рекурсивное (рефлексивное) применение соответствующего понятия. МЕТАВЫСКАЗЫВАНИЕ [metautterance] - высказывание о высказывании для его определения, анализа или синтеза. МЕТАДАННЫЕ [metadata] - данные о знании данных, сведения о данных, которые хранятся в словарях данных, моделях данных, схемах и др. представлениях. МЕТАЗНАНИЯ [metaknowledge] - знания о знаниях, способность размышлять над своим собственным процессом мышления, рассмотрение проблем сбора, представления, формализации, обработки и синтеза нового знания. МЕТАМАТЕМАТИКА [metamathematics] - теория, изучающая структуру и закономерности математических доказательств. МЕТАПОНЯТИЕ [metaentity] - понятие, определяемое перечнем известных и описанных понятий нижнего уровня некоторой классификации. М. применяются для классификации понятий и определения наборов известных понятий для манипуляции с ними. МЕТАПРАВИЛО [metarule] - правило построения и использования правила в логике или аналитических преобразованиях. МЕТАПРОГРАММА [metaprogram] - программа, предназначенная для переработки других программ, которые являются данными для М, например компилятор или ассемблер. МЕТАСИМВОЛ [metasymbol] - символ, используемый при построении формальных грамматик. МЕТАСОЗНАНИЕ [metaconsciousness] - способность размышлять над своим собственным мышлением и осознавать результаты размышлений. МЕТАТЕОРИЯ [metathiory] - теория, анализирующая структуру и методы какой-либо другой теории. Ее задача - установить границы области применения данной теории, ответить на вопросы ее непротиворечивости, независимости и полноте, изучить способы введения ее основных понятий и доказательств, ее приложений. МЕТАЯЗЫК [metalanguage] - язык, на котором осуществляется рассмотрение какого-либо другого языка, изучение строения выражений, доказательство теорем о дедуктивных свойствах и об отношениях к другим языкам рассматриваемого языка. М. - формальный условный язык для формального описания другого языка.

«Основной тезис формализации»: возможность принципиального разделения знака и обозначаемого им предмета. Решающее значение для науки, культуры и в целом для человеческой жизни. Знаковые системы, возникающие в процессе познания, «дробят» окружающую человека целостную реальность на отдельные предметные области, каждая из которых имеет свою знаковую систему, со своим синтаксисом и семантикой. виртуализация Знаковые системы имеют тенденцию превращения в самостоятельные объекты, которые образуют разнообразные «виртуальные миры». Мышление – процесс непрерывного обратимого перевода информации с психологического языка пространственно-предметных структур (языка образов) на психолингвистический, символически- операционный язык (речевые сигналы, тексты).

10 Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ: ИНФОРМАТИКА СОДЕРЖАНИЕ (ЛИНИИ): ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Выбор формы, знаковой системы, универсальных учебных действий, отражающих данные понятия и деятельность в других предметных областях (схемы, модели, опорные таблицы, системы задач и т.п.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ

11 Задачи формирования УУД (выдержки): 4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.

12 5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включить как критерий экспертной оценки учебника и учебного пособия рекомендации и учебные задания, направленные на формирование УУД. Задачи формирования УУД (выдержки):

13 -разработка принципов формирования содержания общеобразовательного курса информатики, ориентированного на реализацию его метапредметного аспекта, -разработка модели содержания обучения информатике для общеобразовательной школы, -развитие концепции непрерывного курса информатики с 1-го по 11-ый классы в плане органического сочетания в нем ориентации на достижение предметного, метапредметного и личностного результата.

14 освоение общеобразовательного потенциала информатики, отражающего вклад в формирование современной системно-научной картины мира и развитие на его основе универсальных учебных действий у учеников

15 1.Анализ понятийного аппарата УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД). 2.Соотнесение понятий УУД с понятийным аппаратом информатики, имеющим универсальный характер, который может быть применен к объяснению широкого круга явлений из самых различных областей человеческой деятельности. 3.Формирование системы УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ, которая, с одной стороны, интегрирует все основные понятия курса информатики основной школы, с другой стороны, является значимой для других предметов. 4.Построение модели системы УУД. 5.Разработка системы задач, направленных на формирование метапредметных умений, составляющих содержание курса информатики 1-4, 5-6, 7-9, классов.

16 1.Личностные. 2.Регулятивные, включая действия саморегуляции. 3.Познавательные, включая общеучебные и логические. 4.Знаково-символические. 5.Коммуникативные. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Асмолов А.Г. – руководитель группы Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г.

17 личностные регулятивные познавательные знаково- символические коммуникативные УУД

18 Выделенные универсальные учебные действия: ВЫДЕЛЯТЬ НАЗЫВАТЬ ЧИТАТЬ ОПИСЫВАТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ФОРМАЛИЗОВАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ СОЗДАВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОРРЕКТИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ МОДЕЛЬ СИСТЕМ Ы ЗАДАЧ

19 личностные регулятивные познавательные знаково- символические коммуникативные УУД 1 способ. Материализация структуры текста задачи путем представления с помощью знаково-символических средств всех составляющих текста в соответствии с последовательностью изложения информации в задаче. Завершающим построение модели при этом способе будет символическое изображение вопроса задачи. Созданная модель текста дает возможность выделить отношения между компонентами задачи, на основе которых находятся действия, приводящие к ответу на вопрос. (Знаково-символические средства - отрезки, иконические знаки и др.). 2 способ. Материализация логической схемы анализа текста задачи, начиная с символического представления вопроса и всех данных (известных и неизвестных), необходимых для ответа на него. В такой модели фиксируется последовательность действий по решению задачи. (Знаково-символические средства - графы и др.). Действие моделирования, выполняющее функции: отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний: 1) моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую); 2) преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Компоненты учебного моделирования: 1 предварительный анализ текста задачи; 2 перевод текста на знаково- символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели; 3 работа с моделью; 4 соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами). Составляющие знаково- символической деятельности (по нарастающей сложности): - различение двух планов – обозначаемого и обозначающего; - определение типа связи между указанными планами; - владение алфавитом и правилами работы с ним, т.е. кодирование; - владение правилами перевода реальности на знаково-символический язык, т.е. замещение; - оперирование, преобразование и видоизменение знаково-символических средств, т.е. собственно моделирование. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ В УУД

20 МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ

21 Математика Информатика Физика Литература Русский язык История и т.д. Объект. Язык. Знак. Информация. Система. Процесс. Формализация. Модель. Алгоритм. Программа. Управление. Цель. Исполнитель. Источник. Приёмник. Коммуникация. используются формируются Понятийный аппарат, имеющий универсальный характер, который может быть применен (и применяется) к объяснению широкого круга явлений из самых различных областей человеческой деятельности – МЕТАПОНЯТИЯ. 40

22 МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ Выделенные УУД: ВЫДЕЛЯТЬ НАЗЫВАТЬ ЧИТАТЬ ОПИСЫВАТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ФОРМАЛИЗОВАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ СОЗДАВАТЬ ОЦЕНИВАТЬ КОРРЕКТИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ Ключевые универсальные понятия: Объект. Язык. Знак. Информация. Система. Процесс. Формализация. Модель, моделирование. Алгоритм. Программа. Управление. Цель. Исполнитель. Источник. Приёмник. Коммуникация. См. ТАБЛИЦУ «МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ»

23 Универсальные Учебные Действия Универсальные понятия информатики. ОбъектСистема Знак Язык(алфавит) Текст Информационная Модель... Выделять Называть Читать Описывать Объяснять Формализовать Моделировать Создавать Прогнозировать МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ, НАПРАВЛЕНАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ

24 Отобранные универсальные учебные действия. Ключевые понятия темы « Знаковые системы ». Знак.Система.Знаковая система. ВыделятьВыделить из набора элементов-знаков знаки, относящиеся к разным видам. Из приведённых примеров слов, сформировать словосочетания со словом « система ». Выделить из набора элементов-знаков знаки, относящиеся к одной знаковой системе. НазыватьНазвать знаки разных знаковых систем.Назвать системы, использующие представленные в образцах знаки.Назвать знаковые системы, с которыми учащиеся работают на уроках информатики, русского языка, истории, естествознания и др. ЧитатьПрочитать знаки разных видов.Прочитать текст, содержащий описание определённой системы, содержащий названия элементов системы, а также отношения между элементами (например, солнечная система, компьютерная система и т.п.). Выделить ключевые слова, относящиеся к описанию связей элементов системы. Прочитать тексты, составленные с использованием разных знаковых систем. ОписыватьОписать знаки представленных знаковых систем.Описать систему, использующую представленные знаки.Описать знаковую систему разных систем (например, незнакомого иностранного языка, интерфейса текстового редактора и т.п.). ОбъяснятьОбъяснить какие структурные элементы позволяют говорить о принадлежности знаков к одной знаковой системе. Объяснить назначение знаков представленных знаковых систем (например, системы дорожных знаков, системы географических знаков карты, системы знаков, которые используются в графической операционной системе, системе звуковых сигналов в спортивном судействе и др.). Объясните назначение представленных знаковых систем, их функции, где они используются. ФормализовыватьПридумать или использовать существующие знаки для формализации заданной информации. Выявить и определить систему формализации заданной информации.Формализовать одну и ту же информацию с помощью разных знаковых систем. МоделироватьСоздание моделей объектов или процессов с использованием определённых знаков. Создание моделей разных систем с использованием определённых знаков.Создание разных моделей одних и тех же объектов или процессов, описываемых с помощью разных знаковых систем. СоздаватьСоздание знаков-моделей, отражающих разные понятия, отношения, свойства и т.п. Создание знаковой системы для достижения определённой цели.Создание информационных объектов с использованием определённых знаковых систем. ОцениватьОценивание определённых свойств знаков.Оценивание определённых свойств системы.Оценивание свойств знаковых систем для моделирования объектов или процессов. Корректировать Коррекция объектов, не соответствующих понятию « знак ».Коррекция систем, не соответствующих понятию « система ».Коррекция знаковых систем, не соответствующих понятию « знаковая система ». ИспользоватьИспользование знаков в решении задач.Использование систем в решении задач.Использование знаковых систем в решении задач. ПрогнозироватьПрогнозирование своей деятельности с точки зрения использования определённых знаков. Прогнозирование своей деятельности с точки зрения использования определённых систем.Прогнозирование своей деятельности с точки зрения использования определённых знаковых систем. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАДАЧ

25 п/ п Требования к учебным текстам/ развиваемые УУД: Основные функции учебника: информативная1. Сообщение разных типов знаний: декларативных, процедурных, ценностных. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд 2. Форма систематизации информации (формирование системы знаний). П/ууд, ЗС/ууд 3. Доступность (абсолютная и относительная). Л/ууд, П/ууд, ЗС/ууд 4. Соотношение свёрнутости- развёрнутости подачи информации в учебных текстах. П/ууд, ЗС/ууд 5. Ориентация на понимание учащимися фактов, понятий, закономерностей, представленных в учебном тексте в соответствии с фазами процесса понимания (возникновение установки на понимание – появление вопроса, его словесная формулировка – выдвижение гипотез, их перебор и оценка – проверка гипотезы – формулирование суждения (ответа)), т.е. учебный текст должен быть организован как открытое содержательное пространство с точки зрения наличия контекста, разных вариантов интерпретации одних и тех же фактов, смысловых « лакун », которые могут быть заполнены самим учеником-читателем. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд управляющая1. Наличие инструктивной информации. Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 2. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд 3. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 4. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд 5. Включение элементов текущей диагностики уровня усвоения учебного материала. Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд развивающая1. Создание условий для образования понятий в соответствии психическими закономерностями и этапами формирования научных понятий у учащихся разного возраста. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 2. Развитие способности рассуждать, обосновывать, доказывать (например, использование проблемной формы обучения). Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 3. Формирование рефлексии – способности сознательно использовать различные методы познания в ходе усвоения учебного содержания. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 4. Мотивация учебно- познавательной деятельности. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 5. Развитие творческих способностей учащихся, стимуляция творческого отношения к учебному содержанию. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд коммуникативная1. Коммуникативность, т.е. передача знаний в определённой области, воздействие на состояние и поведение читателя. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 2. Диалоговый характер учебного текста. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 3. Экспрессивный характер учебного текста, т.е. занимательность, увлекательность изложения, использование иллюстративного материала, сравнений, примеров, афоризмов, специальных приёмов оформления текста и т.п. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд воспитательная1. Наличие в учебных текстах мировоззренческих, историко- научных и методологических знаний (формирование целостной, научной картины мира, ценностно- ориентированные тексты). Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 2. Формирование качеств личности средствами учебного текста (толерантность, терпимость к чужому мнению, к противоречивой информации, высокая культура мышления, уважение к интеллектуальному богатству прошлого и настоящего и т.п.). Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд 3. Личностная значимость учебного текста для ученика, т.е. формирование средствами учебного текста эмоционально- ценностного отношения к изучаемому материалу. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд дифференциации обучения Принцип минимакса, уровни сложности (минимальный, основной, углублённый) и т.п. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд индивидуализации обучения 1) использование и преобразование личного опыта ученика; 2) согласование личного опыта с научным содержанием знаний; 3) возможность самообразования; 4) наличие выбора при выполнении заданий; 5) наличие выбора способа проработка учебного материала; 6) выделение общелогических и специфических, предметных приёмов работы с учётом их роли в личностном развитии; 7) обеспечение контроля и оценки как результата, так и процесса учения. Л/ууд, Р/ууд, П/ууд, ЗС/ууд, К/ууд ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – Л/ууд РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД – Р/ууд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД – П/ууд ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ УУД – ЗС/ууд КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - К/ууд

26 ЗАДАЧИ, формирую щие УУД. Функциональ ное назначение. Содержание и форма построения. Учебные (организация усвоения). Контрольные (входной, текущий, итоговый контроль). Специальн о- предмтены е. Логически е. Психологически е. Целостная система типовых ситуаций действия, отражающая сущностные закономерности предметной области в заданном диапазоне применения: 1) задачи по информатике, 2) межпредметные задачи. Соотношение существенных и несущественных для решения задач условий: 1) задачи, содержащие только существенные для решения условия; 2) задачи, включающие как существенные, так и несущественные условия; 3) задачи, включающие не все существенные условия; 4) задачи, включающие не все существенные и несущественные условия. Соотношение наглядных, наблюдаемых условий и условий, существенных для решения задач: 1) существенные признаки даны наглядно; 2) наглядные характеристики отсутствуют; 3) наглядно представлены несущественные признаки; 4) существенные признаки не представлены наглядно. Схема типологии задач, реализующих формирование универсальных учебных действий.

27