ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ (KNOWLEDGE ECONOMY) Экономика, основанная на знаниях (Knowledge-based Economy)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ.
Advertisements

НОВАЯ ЭКОНОМИКА Термин введен Фрицем Махлупом «Производство и распространение знаний в США» (1962). Термин введен Фрицем Махлупом «Производство и распространение.
«Анализ конкурентоспособности экономики Российской Федерации» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ.
РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ Герасимов Егор Леонидович к. э. н, доцент Минский.
Особенности формирования экономики знаний в современных условиях Научно-теоретический семинар «Новая экономика» Ченцова М.В. 18 марта 2009 г.
Гапоненко А.Л. 1 Предпосылки формирования в России экономики основанной на знаниях.
Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Подготовила асс. кафедры СМК Воробьева Т.А.. Информационное общество - это общественное устройство, основным фактором развития которого признается создание.
Информационное общество Информационное общество это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний.
Пешина Э.В. проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ОПЫТ УЧЕТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОСТИ.
Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и перспективы Ленчук Е.Б. Институт экономики РАН Москва 4 марта 2008 г.
Взаимодействие бизнеса, науки и государства при формировании НИС Российская Электроника Дубна, 6 октбяря 2011 г. Брыкин Арсений Валерьевич ОАО «Российская.
Выполнил студент группы 2511 Двуреченский А.А.. Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции.
Информационные технологии.
Об инновационной стратегии РАН д.э.н. В.В. Иванов.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.
Транксрипт:

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ (KNOWLEDGE ECONOMY) Экономика, основанная на знаниях (Knowledge-based Economy)

1.Определение «Экономика знаний» 2.Характеристики экономики знаний 3.Измерение экономики знаний 4.Отдельные показатели развития экономики знаний 5.Инновационная экономика: НИС и ГИС

Формирование экономики знаний Стратегическое развитие различных стран неразрывно связано с формированием экономики знаний Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

Теории развития современного общества постиндустриальная экономика;- новая экономика информационная экономика- цифровая -инновационная экономика сетевая -Интернет-экономика- виртуальная - концепция экономики, основанной на знаниях; Общими чертами этих концепций являются: 1.акцентируют внимание на новых качествах современного общества; 2.каждая из концепций раскрывает указанные качества со своей позиции; 3.оперируют такими категориями, как «информация», «знания», «инновации», «сеть», «Интернет» и т.п.

Характеристики экономики знаний

Формирование новой экономики Стратегическое развитие различных стран неразрывно связано с формированием новой экономики Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно- коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития.. Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении: знания становятся наиболее существенным ресурсом производства; все большую независимость от труда получает производство; роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий. В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация).

Знания и высокие технологии Нередко экономика, основанная на знаниях, отождествляется с высокотехнологичными отраслями и информационными и коммуникационными технологиями. Однако это не совсем верно. Сами по себе высоко технологичные отрасли не играют ведущую роль в современной экономике. Например, в США доля высокотехнологичных промышленных отраслей в промышленности составляет 15,8%, при этом доля промышленности в ВВП составляет лишь 18,5%. Поэтому непосредственный вклад высоко технологичных отраслей в ВВП составляет менее 3%.

Происхождение термина "экономика знаний" термин стал общеупотребительным с 90-х годов прошлого века введен в оборот профессором Фрицем Махлупом в 1962 году в значении «сектор экономики», в котором происходит и производство, и обработка знаний, и управление ими. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста (Питер Друкер).

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОЗДАНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ A knowledge economy is one where organizations and people acquire, create, disseminate, and use knowledge more effectively for greater economic and social development. (Всемирный банк)

Определение «экономики знаний» британская организация "The Work Foundation" начала в апреле 2006 года программу по изучению термина «knowledge economy» («экономика знаний»), рассчитанную на 3 года, ценой 1,5 миллионов фунтов стерлингов. Цель проекта - определить суть термина, сделать практические выводы, которые позволили бы сделать более эффективной экономику как стран, так и отдельно взятых предприятий.

Базовые характеристики экономики знаний Знание становится одним из факторов производства Знание становится полноценным товаром ( а не человек, наделенный знаниями, не техника, в которую вложены знания) Практически любой товар несет в себе уникальные знания (для создания нового товара используются уникальные знания, воплощаемые в нем)

Основные черты «экономике знаний» основным продуктом является не товар, а услуга базовыми являются отрасли, не опирающиеся на физическую инфраструктуру она в значительной мере использует информационные ресурсы «экономика знаний» требует специальных знаний «экономика знаний» предполагает повышенный интеллектуальный уровень населения развитие промышленных отраслей не противоречит «экономике знаний» Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах. «экономика знаний» не наносит вреда экологии.

Значение «Экономики знаний» производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах –Главное в экономике, основанной на знаниях, – не столько создать новое знание, сколько использовать его продуктивно. В связи с этим критически возрастает значение обучения На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, образовании, подготовке кадров, организации производства приходится от 70 до 85% прироста ВВП (по подсчетам С.Ю.Глазьева) среди всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, наши современники

Знания – фактор экономического роста Из четырех факторов в современной экономике решающим признается научно- технологический Первоначально считался экзогенным В СССР использовался при анализе и прогнозе развития отечественной экономики уже с конца 1960-х гг. Как самостоятельный участник сектор производства знаний стал выделяться примерно с начала 90-х гг.

Особенности современного этапа Широкое применение информационных технологий, многократно расширивших возможности генерирования и передачи знаний и НИОКР –появление глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета Превращение науки в непосредственную производительную силу –Условное начало становления этой фазы - середина XX века, когда были изобретены ЭВМ (1949г.), операционная система, кремниевый транзистор(1954), первый компьютер(1965 –IBM360)микропроцессор(1971) Сдвиги в структуре экономики

Место России в рейтинге глобальной конкурентоспособности GCI 2010– GCI 2009–2010 (out of 133) GCI 2008–2009 (out of 134)

ПЛАН 1.Понятия «Инновации», «Национальные инновационные системы», «Инновационная политика». Экономика знаний и инновационная экономика. 2.Особенности научно-технологического потенциала стран-членов ЕС 3.Инновационная политика Евросоюза: цель, задачи, основные направления, инструменты 4.Видоизменение концепции инновационной политики Евросоюза на современном этапе

Особенности современного этапа: Изменение возможностей обработки информации и знаний (информационная революция) доминирование информационных ресурсов в создании общественного богатства. Широкое применение информационных технологий, расширивших возможности генерирования, хранения, передачи знаний Всеобъемлющий характер и распространение инноваций

Характерные черты (предпосылки) развития «экономики знаний» 1.Образование – фундаментальный фактор развития экономики, основанной на знаниях. Наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. (высшее профессиональное образование, профессиональная (пере)подготовка Хорошо образованные и умелые люди – это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний 2. Качество человеческого потенциала и капитала

Предпосылки развития «экономики знаний» 3. Развитая информационная инфраструктура Эффективная система хранения, передачи, распространения, обработки знаний 4. Благоприятная экономическая и институциональная среда Развитие предпринимательской деятельности Эффективное экономическое стимулирование 5. Наличие работающей национальной инновационной системы

Характерные черты (предпосылки) развития «экономики знаний» постоянный рост доли НИОКР в общих расходах государства и частных фирм, стабильный рост капитализации фирм НТ стабильный рост стоимости интеллектуального капитала, который определяется в первую очередь человеческим и структурным капиталом (наличие зарегистрированных патентов, инструкции и методики работы, система организации фирмы и т.д.). Возрастание роли «человеческого фактора», креативности Смещение производства в сторону интеллектуальных проблем (например, создание систем автоматического проектирования)

Ежегодный Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index ) комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Разработан группой Всемирного банка в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development K4D) для оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблем и измерения готовности страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях.

«Методология оценки знаний» KAM (The Knowledge Assessment Methodology, 2004) Предложена Всемирным банком и разработана совместно с ОЭСР, ВЭФ, агентствами ООН Knowledge Economy Indexes: 1.Knowledge Index (Индекс знаний) 2.Knowledge Economy Index (индекс экономики знаний) Агрегированный индекс экономики знаний Страны ранжируются по показателям по 4 группам от «лучшего» (10) к «худшему» (0) В каждой группе – среднее арифметическое всех субиндексов Доступны данные за 1995, 2000 гг.

Knowledge Economy Indexes В основе расчета Индекса лежит методика, которая включает комплекс из 109 структурных и качественных показателей, объединенных в четыре основные группы: 1. Индекс экономического и институционального режима (The Economic Incentive and Institutional Regime) 2.Индекс образования (Education and Human Resources) 3.Индекс инноваций (The Innovation System) 4. Индекс информационных и коммуникационных технологий ИКТ (Information and Communication Technology ICT)

The Knowledge Revolution Speed up in creation and dissemination of knowledge. Increasingly competitive global environment. Increased importance of knowledge and innovations for economic performance and improvement in welfare Increased importance of education and updating skills to keep up with and make effective use of knowledge There is risk of a growing knowledge divide between advanced and developing countries Developing countries need to develop explicit strategies to make effective use of knowledge for their development

Индекс экономики знаний и его значения KEI and KI Indexes The World Bank Group, July Рей тин г измен ение странаИндекс эконом ики знаний Индекс знаний Институ ц.режим Иннова ции Образо вание ИКТ 1+2Дания9,529,499,619,499,789,21 2Швеция9,519,579,339,769,299,66 3Финляндия9,379,399,319,679,778,73 4___Нидерланды9,359,399,229,459,219,52 5+2Норвегия9,319,259,479,069,609,10 6+6Канада9,179,089,459,449,268,54 7+2Великобрита ния 9,109,069,24 8,499,45 8+6Ирландия9,058,989,269,089,148,71 9-3США9,02 9,049,478,748, Швейцария9,019,098,799,907,689,68

Индекс экономики знаний и его значения KEI and KI Indexes The World Bank Group, July Ре йти нг измен ение странаИндекс эконом ики знаний Инде кс знани й Институ ц режим инновац ии образо вание ИКТ 20-4Япония8,428,637,819,228,678, Республи ка Корея 7,828,436,008,608,098, Бразилия5,666,114,316,196,026, Россия5,556,821,766,887,196, Украина6,006,584,275,838,155, Китай4,474,663,905,444,204, Индия3,092,953,504,152,212,49

Country KEIEconomic Incentive and Institutional Regime InnovationEducationICT recent1995recent1995recent1995recent1995recent1995 Sweden Norway Canada United Kingdom U SА Switzerland Germany Japan France Israel Italy Ukraine Brazil Russian Federation China India

Источник: Д.О. Бортвин, Е.В. Лобза, Р.Р. Хасаншин Оценка инновационного потенциала через призму индикаторов развития информационного общества и экономики знаний Показатели с самым высоким рейтингом Показатели с самым низким рейтингом Время, необх. для заключения контракта 12Права собственности122 Население с высшим образованием16Степень гос. регулирования рынка118 Качество математ. и научного образования 24Наличие ИКТ в гос. учреждениях113 Кол-во пользователей моб. телефонов24Приоритизация ИКТ государством113 Количество ПК24Свобода прессы113 Производство электроэнергии32Степень успеха гос-ва в продвижении ИКТ 111 Количество инженеров и ученых34Доступность гос. услуг он-лайн109 Качество образовательной системы36Цена телефонного соединения для бизнеса 109 Количество телефонных линий40Независимость суда109 Количество патентов41Уровень конкуренции на рынке108

Индекс экономики знаний и его значения KEI and KI Indexes The World Bank Group, July Ре йти нг измен ение странаИндекс эконом ики знаний Инде кс знани й Институ ц режим инновац ии образо вание ИКТ 20-4Япония8,428,637,819,228,678, Республи ка Корея 7,828,436,008,608,098, Бразилия5,666,114,316,196,026, Россия5,556,821,766,887,196, Украина6,006,584,275,838,155, Китай4,474,663,905,444,204, Индия3,092,953,504,152,212,49

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index) разработан Международным телекоммуникационным союзом (International Telecommunication Union, ITU) в 2007 г. и объединил три ранее существовавших индекса, предложенные ITU для оценки развития и использования ИКТ в разных странах: Digital Access Index (DAI), Digital Opportunity Index (DOI) и ICT Opportunity Index (ICT-OI).

Источник: Д.О. Бортвин, Е.В. Лобза, Р.Р. Хасаншин Оценка инновационного потенциала через призму индикаторов развития информационного общества и экономики знаний Показатели с самым высоким рейтингом Показатели с самым низким рейтингом Время, необх. для заключения контракта 12Права собственности122 Население с высшим образованием16Степень гос. регулирования рынка118 Качество математ. и научного образования 24Наличие ИКТ в гос. учреждениях113 Кол-во пользователей моб. телефонов24Приоритизация ИКТ государством113 Количество ПК24Свобода прессы113 Производство электроэнергии32Степень успеха гос-ва в продвижении ИКТ 111 Количество инженеров и ученых34Доступность гос. услуг он-лайн109 Качество образовательной системы36Цена телефонного соединения для бизнеса 109 Количество телефонных линий40Независимость суда109 Количество патентов41Уровень конкуренции на рынке108

The Global Information Technology Report) Впервые опубликован в 2001 г является результатом совместной работы Всемирного экономического форума (The World Economic Forum, WEF) и Европейского института делового администрирования (INSEAD) в рамках проекта Глобальная сеть конкурентоспособности при финансовой поддержке компании Cisco Systems, мирового лидера на рынке сетевого оборудования

Отчет 2008–2009 гг. посвящен развитию мобильного доступа и мобильных сервисов в 134 странах состоит из четырех тематических частей 1.Анализ основных тенденции в области развития ИКТ 2.Информация о лучших практиках и политиках сетевой готовности отдельных стран 3.Детализированный отчет по странам 4.Таблицы по каждой из 68 переменных, составляющих индекс NRI, с проставленными рангами для каждой страны и другая техническая информация

Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) состоит из трех субиндексов (subindex), каждый из которых включает три раздела (pillar). 1. Субиндекс «Среда» измеряет дружественность (friendliness) окружающей среды для развития ИКТ и состоит из 30 показателей, сгруппированных в три раздела: рынок (market environment); политико-правовая среда (political and regulatory environment); инфраструктура (infrastructure environ ment).

2. Субиндекс «Готовность» отражает, насколько основные участники заинтересованы и подготовлены к использованию ИКТ в своей повседневной деятельности. Субиндекс состоит из 23 показателей, разбитых на три группы Готовность государства (government rea diness) Индивидуальная готовность/ готовность общества (individual readiness); Готовность бизнеса (business readiness.

Субиндекс «Использование» Субиндекс «Использование» измеряет реальное использование ИКТ состоит из 15 показателей, разбитых на три группы: –индивидуальное использование (individual usage); –использование бизнесом (business usage); –использование государством (government usage).

Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) Позиция России в мировом рейтинге согласно индексу NRI 74-е место, опустившись на две позиции по сравнению с предыдущим годом. В топ-10 стран-лидеров 2008–2009 гг. входят: Дания и Швеция, 1-е и 2-е места, количество баллов – 5,85 и 5,84 на 3-м месте США с 5,68 балла (4-е место в 2007–2008 гг.).

Десять стран – лидеров

Страна Место в мире (ICI) Баллы (ICI) Швеция180,3 Финляндия476,1 Дания674,3 Норвегия1272,0 Исландия1869,0 ICI - innovation capacity index - индекс инновационного развития, данные представлены за гг.