Проект «Государственные образовательные стандарты второго поколения» ноябрь, 2006
Образовательные стандарты 1.Особенности подхода 2.Основные компоненты системы 3.Описание отдельных компонентов: –содержание образования, –система оценивания, –педагогические технологии 4.Возможные направления сотрудничества
Образовательные стандарты: особенности подхода Образовательные стандарты: особенности подхода Стандарт как общественный договор: выявление и согласование потребностей в общем образовании выявление и согласование потребностей в общем образовании личность обществогосударство
Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Особенности подхода к разработке стандартов второго поколения Стандарт как общественный договор. Следствия Необходимость вариативности Необходимость вариативности Разделение ответственности между семьей, обществом и государством Разделение ответственности между семьей, обществом и государством Основа для педагогики сотрудничества Основа для педагогики сотрудничества
к структуре образователь- ных программ к результатам образования к условиям образования организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия Образовательные стандарты второго поколения: особенности подхода Образовательные стандарты второго поколения: особенности подхода реализуемые результаты
Стандарт и его сопровождение мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы …
Образовательные стандарты: разработки г.г. Образовательные стандарты: разработки г.г. Ведущие компоненты стандарта 1.Концепция образовательных стандартов 2.Проект Требований к структуре образовательных программ 3.Общие требования к результатам освоения образовательных программ 4.Проект Требований к результатам освоения программы начального образования 5.Общие требования к условиям реализации образовательных программ
Образовательные стандарты: разработки г.г. Образовательные стандарты: разработки г.г. Нормативное сопровождение 1.Варианты базисного учебного плана 2.Проект Фундаментального ядра содержания общего образования 3.Структура Программы развития универсальных учебных действий 4.Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ
Содержание образования Фундамен- тальное ядро содержания образования
Структура учебной деятельности Учебные мотивы Учебные мотивы Учебная цель Учебная цель Учебная задача Учебная задача Учебные действия и операции Учебные действия и операции –Ориентировка –Преобразование (исполнение) –Контроль –Оценка
Универсальные учебные действия (УУД) действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) действия (УУД) УУД Личностные УУД УУД: ориентировка Регулятив- ные УУД Познаватель- ные УУД УУД: выполнение Коммуникатив- ные УУД
Система оценивания 1.Разделение ответственности использование различных процедур: аттестационные аттестационные мониторинговые мониторинговые экспертиза, модерация экспертиза, модерация 2.Сочетание внешней и внутренней оценки 3.Аутентичность внутренней оценки 4.«Встроенность» системы оценивания в образовательный процесс
Требования к результатам образования и система оценки их достижения Требования к результатам образования и система оценки их достижения Итоговая аттестация Мониторинговые исследования Требования к результатам освоения основных образовательных программ федеральные показатели региональные показатели Открытый доклад школы: обязательные показатели Документ об образовании индивидуальные показатели Открытый доклад школы: добровольные показатели региональные показатели уровень страна регион школа учащийся не выделяются и не анализируются
Соотношение внутренней и внешней оценки на разных ступенях обучения Соотношение внутренней и внешней оценки на разных ступенях обучения 100% 60% 20% начальная школа основная школа старшая школа 0% 40% 80%
Стандарты и образовательный процесс Стандарты, учебные программы, программа развития УУД текущее планирование, … Образовательный процесс Контроль и оценка
Стандарты, учебный процесс и педагогические технологии Стандарты, учебный процесс и педагогические технологии Учебный процесс – фокус, в котором «сходятся» изучаемый учебный материал изучаемый учебный материал формируемые учебные действия формируемые учебные действия система оценивания – как элемент содержания и средство «учения-обучения- самообразования» система оценивания – как элемент содержания и средство «учения-обучения- самообразования» УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ» «УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Педагогические технологии: дифференциация требований Педагогические технологии: дифференциация требований Обязательность освоения базового уровня Добровольность освоения повышенных уровней Требования к результатам освоения разделов и тем курсов Реалистичность требований Вариативность требований Оценка «зачтено» Предъявление требований с помощью учебных заданий Открытость требований Накопленная итоговая оценка Альтернативность Предъявление требований с помощью учебных заданий Оценки «4», «5» Подтверждение оценки
Основные направления сотрудничества сотрудничества 1.Экспертиза разработанных документов 2.Экспериментальная проверка учебно-методическое обеспечение учебно-методическое обеспечение система оценивания система оценивания педагогические технологии педагогические технологии программа воспитания программа воспитания 3.Апробация и внедрение 4.Привлечение к разработкам