Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании Чернобай Т. А., доцент кафедры дошкольного и начального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сегодня.
Концептуальные основы федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы Базисное содержание дошкольного образования.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ МОУ – Теренгульская.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
«Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как основа преемственности дошкольного и начального общего образования». Методист.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
"Что должны знать родители о ФГОС". С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Системно- деятельностный подход в обучении. Сущность деятельностной теории учения (кратко) 1. Конечной целью обучения является формирование способа действий;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Р А З В И Т И Е» Подготовила студентка: Зуева Т.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании Чернобай Т. А., доцент кафедры дошкольного и начального образования

Можно выделить два принципиально разных подхода в образовании «Знаниевый». Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить». «Деятельностный». Предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.

Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Цель деятельностного подхода Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Основы деятельного подхода в психологии заложил А.Н.Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических действий для человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н, Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности к внешней – обозначается термином «экстериоризация».

Характеристика деятельности Мотивированность. Понятие деятельности связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл. Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узколичными. Например, мотивы престижности учебы в данной школе, лицее, гимназии, мотивы собственного роста, долга и т.д.

Характеристика деятельности Целенаправленность. В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств.

Характеристика деятельности В деятельности выделяют ее внутреннюю структуру, или строение, где действие выступает как единица деятельности, ее клеточка, а операции способы реализации действия.

Сущность деятельностной теории Конечной целью образования является формирование способа действий; Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности; Механизмом является не передача знаний, а управление деятельностью.

Положения деятельностной теории Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена; Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения; Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность, или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется; Конечной целью обучения является формирование способа действий; Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы; Знать - значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями; Усваивать знания можно, только оперируя ими; Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия.

Принципы деятельностного подхода принцип субъективности воспитания, опоры на предшествующее развитие; принцип учета ведущих видов деятельности; принцип учета сензитивных периодов развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития); креативный принцип

Принцип обучения деятельности Научить детей предметно-практическим действиям, способам и приемам деятельности. Ставить цели, находить средства.

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Готовность ребенка к самостоятельной активной деятельности. Использование системы знаний как «универсальной»ориентировочной системы.

Принцип перехода от совместной познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ребенка (зона ближайшего развития) То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнять самостоятельно (Л.С. Выготский).

Принцип субъективности воспитания, опоры на предшествующее развитие Опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип Учить творчеству, т.е. «выращивать» у детей способность и потребность самостоятельно находить решение.

Принцип учета ведущих видов деятельности Деятельность ребенка строит его психику. Это относится, прежде всего, к деятельности, ведущей в каждом психологическом возрасте (общение, орудийно-предметная, игра). В работе с дошкольниками не могут быть использованы произвольное запоминание и выучивание. Знания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного применения; Игра – способ применения знаний.

Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Принцип обязательной рефлективности всякой деятельности уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

Характеристика личностно- деятельностного подхода Личностный подход к образованию «… предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешного образования не только знания, умения, навыки, но и формирование личностных качеств, творческих способностей, эмоциональной сферы» (В.И. Загвязинский).

Функции личностного подхода охрана (жизни, здоровья, свободы, прав человека) опора (помощь в самоутверждении) помощь в становлении положительной Я - концепции.

Исследователи личностного подхода Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др

Личностный компонент предполагает Что в центре обучения находится сама личность - ее мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Исходя из интересов личности, уровня знаний и умений педагог определяет цель деятельности и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности. Соответственно, цель каждой совместной деятельности, при реализации личностно- деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного ребенка и всей группы в целом.

Личностный компонент предполагает Что в образовательном процессе учитываются национальные, половозрастные, индивидуа- льно-психологические особенности ребенка. Этот учет осуществляется через содержание и форму заданий, через характер общения. Которые стимулируют личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют деятельность без излишнего фиксирования ошибок. Тем самым, как подчеркивает А.К. Маркова, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей детей, но и дальнейшее развитие психики, познавательных процессов, личностных качеств.

Личностно-деятельностный подход с позиций ребенка психологически предполагает: во-первых, обеспечение безопасности личностного проявления ребенка во всех образовательных ситуациях, создание условий его личностного развития. Во-вторых, этот подход формирует активность ребенка, его готовность к деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. В-третьих, личностно-деятельностный подход с позиции ребенка предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив. В-четвертых, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими детьми. Это является основой развития не только компетентности и чувства аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства), но в значительной мере и чувства уверенности в себе.

В целом личностно-деятельностный подход означает Что в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что весь образовательный процесс строится с учетом прошлого опыта ребенка, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Таким образом, личность находится в центре образования.