Интегрированные уроки – это - создание у учащихся целостного представления об окружающем мире - нахождение общей точки сближения знаний - восприятия мира как единого, в котором все элементы взаимосвязаны - оптимизация процесса обучения на основе активной познавательной и творческой деятельности
Тема урока: «Механическое движение. Законы Ньютона. Работа. Мощность»
Цели урока: Образовательные: повторить основные понятия, формулы и законы; Развивающие: Уметь применять полученные ранее знания для объяснения изучаемых явлений, делать расчеты, строить графики, нахождение общих принципов сближения знаний и умений; Воспитательные: оптимизация процесса обучения на основе спортивной деятельности учащихся, умение учащихся работать в группе, развивать коммуниктивные компетенции учащихся. Оборудование: Компьютер, проектор, доска, спортивный инвентарь перекладина, канат, секундомер, рулетка. Место проведения: спортивный зал.
Мир живой природы наполнен движением. Оно происходит даже в организмах, внешне неподвижных. Движутся сока в растениях, циркулирует межклеточная жидкость, движутся простейшие и многоклеточные, движутся обитатели водной среды, воздушного пространства, а человек, можно сказать, «приговорен» природой к движению. Как заметил Вальтер «Движение – это жизнь».
t, с S, м Вывод: чем выше график, тем скорость больше. Сравнение: полученных скоростей с таблицей на экране. «Измерение скорости бега». (массы учащихся определили перед уроком). Приглашаются : 4 участника и помощник учителя физкультуры. Оборудование: рулетка, секундомер. Измеряется : расстояние, которое пробегут учащиеся. На доске: таблица (которая заполняется помощниками учителя физики). После заполнения таблицы чертится график скорости на каждого учащегося и дается его анализ. ученикаМасса, m кг Расстояние S, м время, t с скорость V, м/с
Механическое движение М/с М/сКм/ч Муха518 Скворец1346,8 Автомобиль40144 Самолет Пуля
ученикаМасса кг Тормозной путь, м «Определение тормозного пути». (приглашаются 4 участника) Оборудование: рулетка, секундомер. Доска: Дается старт и учащиеся по одному бегут до свистка учителя т.к.они остановится не могут, пробегают какое-то расстояние, которое и измеряется. Объяснение: Явление инерции. Вывод: Чем больше масса, тем труднее изменить скорость, т.е. тело более инертно. Для остановки требуется время и пространство.
1 Закон Ньютона: Существуют такие системы отсчета, относительно которых тело (материальная точка) при отсутствии на нею внешних воздействий (или при их взаимной компенсации) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
Перетягивание каната. Оборудование: канат. Приглашаются 6 участников ( с одной стороны масса 106 кг и с другой), по свистку учителя начинают его перетягивать. Никто не перетягивает. Экран: : F 1 = - F 2 (объяснение учащихся) С двух сторон добавлены участники с разной массой. Канат перетянут в сторону с большей силой. Экран: II закон Ньютона Вывод: результирующая сил первой группы больше второй F 1 + F 3 > F 2 + F 4
Второй закон Ньютона Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.
III Закон Нютона: Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны.
ученикаМасса, m, кг Длина рук, L, м Количество подъемов, N Работа А, Дж. Механическая работа Работа рук при подтягивании на перекладине. Приглашаются трое учащихся. Оборудование: рулетка, перекладина Измеряется: длина всей руки участника. Заполняется таблица: А = mgh A = mgLN Сделать анализ: зависимость показателя работы от массы тела.
Механическая работа (А) Физическая величина, характеризующая результат действия силы и численно равная скалярному произведению вектора силы и вектора перемещения, совершенного под действием этой силы. Формула A=FScosα
ученикаМасса, m, кг Высота, h м Время, t с Мощность, N Вт Мощность Определение мощности, развиваемой руками при подъеме по канату. Оборудование: канат, рулетка. Доска: Заполнение таблицы. Результаты сравниваем с таблицей мощности на экране.
Мощность(N) Мощность Р (от англ.- Power) - это интенсивность выполнения работы, или это работа в единицу времени. Единицы измерения мощности:[P] = [W]/[t] Техническая система 1кгм/1c = 1кгм/c Система Си (предпочтительно) 1Дж/с= 1 Вт Внесистемная единица измерения Вт 1 л.с. = 735 Втл.с.
Сравнение бытовых приборов Бытовой прибор Мощность Пылесос 1600 Вт Утюг 1400 Вт Швейная машинка 120 Вт Холодильник 250 Вт Лампочка 80 Вт
Вывод: Законы Ньютона- это неотъемлемая часть в спорте при подборе спортсменов для достижения наилучших результатов.
Использование элементов математики на уроке физики из опыта работы по теме «Механические свойства твердых тел. Закон Гука»
Математика и физика: Эти направления научной мысли всегда развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс, элементы их интеграций могут сделать изложение физики более ясными на всех уровнях её изучения.
Удлинение : Прочность способность тела выдерживать нагрузку без разрушения Механическое напряжение Диаграмма растяжения Закон Гука: Учитывая: Основные характеристики состояния деформированного тела. Например, при изучении Закона Гука где -> жесткость пружины (стержня)
Современное преподавание требует сочетания экспериментального и теоретических методов, выявления сути физических законов на основе доступных школьникам понятий математики. Одним из требований к уровню подготовки выпускника основной школы является умение представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и описывать полученные зависимости.
с точки зрения математики и графическое представление этой зависимости. Примером служит экспериментальное решение задачи на использование закона Гука (10 кл). Ситуация: экспериментальная зависимость Приборы и материалы: Штатив, набор грузиков, пружина, динамометр, линейка. Ход работы: при разных изменениях Результаты измерений записать в таблицу, построить график, вывести зависимость Измерение силы упругости пружины
,290,60,921,31,53 Результаты измерений :
График: доказана линейная зависимость силы упругости от малой деформации растяжения. Вывод: => y=0,3x
Вывод: Результат решения данной экспериментальной задачи показал,что физический эксперимент в сочетании с использованием математического аппарата для анализа физической задачи дает более прочное усвоение этого материала, используя при этом математический способ решения задачи (алгебраический, графический методы).