«Болонский процесс: история, проблемы, перспективы» Д.ф.н., проф. Радченко Олег Анатольевич, проректор ГОУ ВПО МГПУ, директор ИИЯ МГПУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гайнуллина Л.Ф. - первый проректор, проректор по учебной работе ИЭУП (г.Казань)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Роль медицинских сестер в системе здравоохранения стран ЕС Паулиина Аарва июня 2007, Тюмень Проект по первичной медицинской помощи, Россия.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Европейское приложение для студентов Смоленского гуманитарного университета С 2007 г все желающие студенты Смоленского гуманитарного университета могут.
Проблемы высшего образования в США и Европе 12 февраля 2008 Семинар Проф. А. Сафти, Научного консультанта филиала кафедры ЮНЕСКО.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
(Свидетельство о регистрации Министерства Юстиции Украины 3050 от )
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Вхождение России в Болонский процесс Подписание Лиссабонской конвенции (2000г.); Подписание Лиссабонской конвенции (2000г.); Создание рабочей группы по.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Транксрипт:

«Болонский процесс: история, проблемы, перспективы» Д.ф.н., проф. Радченко Олег Анатольевич, проректор ГОУ ВПО МГПУ, директор ИИЯ МГПУ

Советское образование Миф о том, что советское/российское высшее (да и среднее) образование - лучшее в мире, давно овладел общественным сознанием. На самом деле российский вуз был и остался прямым продолжением школы, он пронизан духом школярства и бюрократизма советского толка. Он зависим от внешнего управления, а внутренне организован как жёстко иерархическая структура, несмотря на некоторые демократические процедуры, по большей части декоративные. Нацеленная на массовое производство специалистов для индустриальной экономики, и в студентах, и в преподавателях эта система склонна более всего ценить дисциплину и исполнительность, хотя молодые люди все реже соответствуют ее идеалам.

Советское образование По данным исследователей из Российской экономической академии, до 70% учебного времени студентов составляют лекционные курсы и занятия в аудиториях с преподавателями, остальное - самостоятельная работа, которая «существует только в виде цифры часов на бумаге и никак не организована». В западных вузах соотношение обратное: там основной упор делается именно на самостоятельную работу, время от времени сопровождаемую консультацией преподавателя.

Советское образование В России каждый семестр заканчивается сессией: типичные школьные экзамены по всем предметам, за шпаргалки выгоняют, учитывается посещаемость лекций и аудиторных занятий. В университетах одновременно учат не более 2-5 предметов - «модулей», которые сдают, как только закончат их изучать. Экзамен - проект или эссе, посвященные проблеме, решения которой нет в учебнике и которые делаются самостоятельно. Школьное списывание лишается всякого смысла. Европейский студент может выбирать курсы, которые он хочет изучать; некоторые связаны друг с другом в «пакеты», некоторые предложены «россыпью». Российскому студенту никогда не доверялось такое важное дело: после того как он выбирал вуз, факультет и специализацию, за него все решали более компетентные люди. Возможно, российский вуз вкладывает в головы студентов больше знаний, но пользоваться этими знаниями он учит в гораздо меньшей степени, чем западный университет.

Советское образование До перестройки в стране количество вузов колебалось между 400 и 500; сегодня их полторы тысячи, плюс 2200 филиалов, выдающих юридически те же дипломы, что и материнские университеты Между тем рост числа кандидатов и докторов наук в стране вовсе не был столь же взрывным; можно предположить, что наши вузы стали значительно дальше от того, что принято называть «передним краем науки», да и от науки вообще. Что же касается собственно профессиональной подготовки, одно из свидетельств ее уровня дал управляющий челябинским филиалом СМП-банка Дмитрий Довженко. В городе 50 вузов, из них три - классические университеты, почти в каждом есть экономические факультеты. Работодатель заявил: «Мы трудоустраиваем выпускников только трех челябинских вузов, да и то с определенных факультетов и по рекомендации преподавателей. Остальных стараемся не брать, потому что их подготовка не соответствует нашим требованиям».

Советское образование Платные места в государственных вузах в 1995 году составляли 10%; к началу 2000-х - половину, сейчас - больше половины. Это вынуждает вузы мириться со студенческими «подработками» и снижает их требования к дисциплине, посещаемости и прочим привычным добродетелям. Но это порождает не новые отношения между студентами и преподавателями, а лишь их растущее недовольство друг другом

Прелюдия В РУДН новую систему обучения «запустили» за 10 лет до Болонского процесса. Еще в 1989 году в университете имени Патриса Лумумбы появились бакалавриат и магистратура. Его ректор Владимир Филиппов, с 1998 по 2004 годы занимавший пост министра образования, подписал Болонское соглашение. В 2003-м РУДН стал «головным» вузом РФ в части разработки и внедрения системы кредитов и европейского приложения к диплому. А в 2005-м министр образования Андрей Фурсенко этот статус подтвердил.

8 Этапы экономико-социальной интеграции Европы Создание Европейского Союза - Маастрихтский договор, Амстердамский договор Шенгенские соглашения Создание единого европейского образовательного пространства – Болонская декларация, затем – Европейская зона высшего образования

Страны-участники Болонского процесса (47) Албания ФРГ Норвегия Андорра Греция Польша Армения Ватикан Португалия Австрия Венгрия Румыния Азербайджан Исландия Россия Бельгия Ирландия Сербия Босния-Герцеговина Италия Словакия Болгария Казахстан Словения Хорватия Латвия Испания Кипр Лихтенштейн Швеция Чехия Литва Швейцария Дания Люксембург Македония Эстония Мальта Турция Финляндия Молдова Украина Франция Черногория Великобритания Грузия Нидерланды Заявление Белоруссии о присоединении к Болонской декларации

Прочие участники процесса Особый член Европейская комиссия Участники с совещательным голосом Совет Европы UNESCO European Centre for Higher Education European University Association European Association of Institutions in Higher Education European Students' Union European Association for Quality Assurance in Higher Education European Association for Quality Assurance in Higher Education Education International Pan-European Structure BUSINESSEUROPE

11 Болонская декларация (1999 г.) 1. Система понятных и сопоставимых степеней по окончании обучения в вузах (результаты обучения отражены в Diploma Supplement ) 2. Применение системы зачетных единиц для определения трудоемкости предметов учебного плана (Credit Hours) 3. Обеспечение академической мобильности 4. Содействие европейской кооперации в процессе обеспечения качества 5. Развитие европейского измерения в высшем образовании

Высший орган Болонского процесса: Совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров - Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), в которую входят по 2-3 представителя от каждой их стран- членов Болонской группы, избирается Совет (Board), который состоит из председателя, вице- председателя, представляющего страну проведения ближайшего совещания министров, представителей стран, которые председательствовали в предыдущем году в Евросоюзе и будут председательствовать в следующем, представители трех стран, избираемые Группой на один год, а также председатель Еврокомиссии и, с правом совещательного голоса, представители Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Национальных союзов студентов Европы (ESIB). Секретариат: его составляют 3 сотрудника Министерства образования страны – места проведения ближайшего совещания министров. Секретариат осуществляет организационную и техническую работу, обеспечивая деятельность Группы и Совета. 12

Пражское коммюнике (2001 г.) 6. Создание системы пожизненного накопления компетенций (Lifelong learning) 7. Взаимодействие между учреждениями высшего образования и обучающимися (университет как система обслуживания обучающегося) 8. Содействие повышению привлекательности европейской зоны высшего образования (European Higher Education Area) 13

Берлинское коммюнике (2003 г.) 9. Европейская зона высшего образования и Европейская исследовательская зона (European Research Area) – два столпа общества, основанного на знаниях (the knowledge based society) 14

Бергенское коммюнике (2005 г.) 10. Подтверждение двух приоритетов: система академических степеней, обеспечение качества сошласно ENQA, общее признание валидности итоговых степеней и длительности обучения в вузах Болонской системы; расширение Болонской системы за счет включения третьей ступени – доктора (3-4 года). 11. Новые приоритеты: взаимосвязь высшего образования и научных исследований и кооперации с экономической сферой, в т.ч. для обеспечения последующего трудоустройства бакалавров, социальное измерение Болонского процесса (обеспечение доступности высшего образования), международная академическая мобильность (с большими возможностями для финансовой поддержки студентов и облегчения их трудоустройства за границей), повышение привлекательности Европейской зоны высшего образования (EHEA), сотрудничество со всем миром, распространение единых критериев на школьное, среднее специальное образование и подготовку докторов наук, основание всеевропейского регистра лицензионных агентств 15

Лондонские договоренности (2007 г.) Примерно к 2010 г. полное осуществление всех важнейших принципов во всех 45 государствах-участниках процесса 16

Ежегодная конференция министров образования Будапешт, Вена, 12 марта 2010 г.

Декларация совещания министров в Будапеште и Вене 1) Объявлено о запуске проекта «Европейская зона высшего образования» - European Higher Education Area (EHEA) 2) Основные черты: вузы опираются на сильные ангажированные кадры выполняют свою миссию к обществе знаний (knowledge society), их студенты выигрывают от мобильности, легкого признания полученных степеней в других странах, выстраивают наиболее подходящие им образовательные траектории (educational pathways) 3) Казахстан принят в ряды стран-членов Болонского процесса

Декларация совещания министров в Будапеште и Вене 4) Акцентированы участники процесса: органы государственной власти, вузы, студенты, преподаватели, работодатели, агентства обеспечения качества образования, международные организации, европейские институты 5) Им удалось реализовать реформы для создания ЕЗВО, основанной на доверии, сотрудничестве и уважении к многообразию культур, языков и систем высшего образования 6) Отмечено, что основные принципы ЕЗВО реализуются в разных странах с разной степенью успешности (реформа степеней и учебных программ, обеспечение качества, мобильность, социальное измерение высшего образования).

Декларация совещания министров в Будапеште и Вене Признается рост критических настроений среди студенчества и профессорско- преподавательского состава, причина усматривается в недостаточнопоследовательном применении и объяснении принципов Болонского процесса

Декларация совещания министров в Будапеште и Вене 8) Необходимость последовательно реализовать решения Левенской конференции 2009 г. 9) Важность создания оптимальной среды для преподавательского состава, ключевая роль академического сообщества 10) Студентоцентрическое обучение, гибкие образовательные траектории 11) Высшее образование как основной двигатель социально-экономического развития и инноваций во все более ориентированном на знание мире

Декларация совещания министров в Будапеште и Вене 12) Подчеркивание социального измерения Болонского процесса, важности обеспечить равный доступ к качественному высшему образованию 13) Поиск новых путей синергетики высшего образования в Европе: peer learning (обмен знаниями с ровесниками), study visits (тематические семинары в другой стране с привлечением международной студенческой аудитории) и пр.

Основные направления дальнейшей реформы (1) National qualifications frameworks – создание национальных каталогов компетенций в соответствии с принятой в Бергене в 2005 г. системой трех циклов квалификаций

Квалификация первого цикла Квалификации, означающие окончание первого цикла, присваиваются студентам, которые: продемонстрировали знание и понимание в образовательной области, полученные на основе их законченного среднего образования и как правило находящиеся на таком уровне, который, основываясь на справочниках повышенной сложности, включает некоторые аспекты самого передового знания в изучаемой области; могут применять свое знание и понимание таким образом, который указывает на профессиональный подход к их работе или профессии, и обладают компетенциями, как правило проявляющимися в продуманных и обоснованных аргументах и решении проблем в изучаемой области; способны собирать и интерпретировать релеватные данные (как правило в изучаемой области), чтобы формировать суждения, которые включают рефлексию о важных социальных, научных или этнические проблемах; могут транслировать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и широкой аудитории; развили такие навыки в обучении, которые необходимы им для продолжения дальнейших исследований с высокой степенью автономии Обычно включает кредитов по ECTS

Основные направления дальнейшей реформы (2) Joint Degrees / Double Degrees – разрабатываются несколькими учреждениями в/о, студенты каждого из них обучаются некоторое время в каждом другом длительное время с полным признанием полученных квалификаций всеми сторонами, а преподаватели всех вузов-участников совместно и полностью разрабатывают образовательные программы и участвуют в преподавании в других вузах

Основные направления дальнейшей реформы (3) Мобильность Признание квалификаций Обеспечение качества Employability – способность найти работу по завершении образования, сохранить ее и свободно перемещаться на рынке труда Lifelong Learning

Следующее совещание министров Бухарест апреля 2012 года

Президент РФ Д.А. Медведев выразил в одном из интервью (январь 2011 г.) надежду, что в ближайшее десятилетие не менее десятка тысяч наших молодых учёных получат магистерские и докторские степени в ведущих университетах мира и затем займут ключевые позиции в российском бизнесе, в государственном управлении, в науке и образовании. «…мы готовы пойти и на одностороннее признание, автоматическое признание дипломов и учёных степеней, полученных в ведущих университетах мира, сейчас такой проект прорабатывается».

Прогресс двухуровневой системы в России По оценке директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, по схеме «бакалавриат- магистратура» сегодня работают примерно 13% российских вузов. Если учитывать высшие учебные заведения, в которых бакалавриат введен только на первых курсах и только по нескольким направлениям, число включенных в Болонский процесс увеличится до 35%. Студентов в системе двухуровневого образования в РФ - 9,4% от общего количества (2008/2009) В 2009 г. количество образовательных программ бакалавров и магистров составило 19% всего количества лицензируемых в РФ программ В 2007/08 гг. В РФ количество выпускников бакалавриата составило 91,900 человек (6,66% всех выпускников вузов), а магистратуры – чел. (1% всех выпускников). Позитивная динамика в приеме на работу бакалавров (2007 г. – без работы 6,01% бакалавров, 2006 г. – 6,26%, 2005 – 6,97%).

Приложение к диплому подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение к диплому предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан. Приложение выдаётся по запросу студента. Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском). Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

Управление качеством образования Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик. Ректоры подтвердили свои намерения добиваться взаимно признаваемых механизмов оценки, контроля и сертификации качества. Это предполагает ряд условий. Первое: выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса. Иными словами, в пороговых стандартах, как нормах качества высшего образования, должно произойти смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания. C точки зрения первого условия, отечественная высшая школа рискует оказаться на периферии общеевропейского процесса, если государственные образовательные стандарты устойчиво будут придерживаться концептуальной установки на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса. Второе: создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Здесь, скорее всего, окажется привлекательным путь формирования таких аккредитационных структур, которые будут независимыми от государственных и общеевропейских органов власти. Особая роль отводится существующим и будущим общеевропейским сетям по предметам (профилям, специальностям, направлениям подготовки). Предполагается, что эти аккредитационные структуры станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения скорее на уровне отдельных образовательных программ (предметов), нежели на уровне высших учебных заведений. Третье: координирование подходов к стандартам качества транснационального образования. Транснациональное образование стремительными темпами охватывает Европу. Не за горами его интенсивное распространение и в России. В условиях нарастающего предложения образовательных услуг сетью провайдеров транснационального образования крайне актуальной становится проблема качества поставляемого ими образования. Следует заметить, что зачастую соответствующие аккредитационные органы стран, где «прописаны» те или иные организации-поставщики, не заботятся о качестве экспортируемого образования, а сами поставщики не проявляют должного ответственного отношения к стандартам качества образовательных услуг. Уже сейчас Европа готовит себя к тому, чтобы выработать критерии легитимизации транснационального образования, коллективными усилиями найти меры по предотвращению открытия в европейских государствах транснациональных «фабрик дипломов». В рамках Совета Европы и CEPES (UNESCO) были организованы две рабочие группы: одна опубликовала рекомендации по международным квалификациям (international access qualification); другая решает вопросы, связанные с транснациональным образованием. Характерной является тенденция к созданию новых систем и процедур контроля качества высшего образования. Она проявляется через многообразие их моделей. В одних случаях организуются единые системы оценивания для всех секторов высшего образования (университетского и неуниверситетского уровней). В других предпочтение отдается специализированным органам оценивания для каждой предметной области (профессии, образовательной программы). Но главными их чертами остаются: независимый характер оценивания; непреложность послеаккредитационных последствий при решении вопросов о выделении государственных субсидий (принцип управления и финансирования "по результатам").

Европейская система взаимозачета кредитов ECTS Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента. За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения). Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов. Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30. Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов. При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется. Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок: А – "отлично" (10 процентов сдающих). В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих). С – "хорошо" (30 процентов сдающих). D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих). Е – "посредственно" (10 процентов сдающих). F (FX) - "неудовлетворительно".

ECTS Введение ECTS Европейской системы перезачета кредитов является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов. Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описание курсов, их содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков. Введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. Признание кредитов ECTS изначально предполагалось на основе предварительных соглашений. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки студентов. Система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства: Облегченное признание сроков обучения за границей Большая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки Большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения. Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!