Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 4 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 2 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович.
Advertisements

Разработка Производство Финансовая деятельность Административно-хозяйственнаядеятельность Компьютерная система управления качеством продукции современного.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Ресурсы и партнеры.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Управление информационными ресурсами 1. Лекция 3 Методология COBIT 3.1 Общая допустимость COBIT. 3.2 COBIT и разделы управления ИТ. 3.3 Основные компоненты.
Управление информационными ресурсами 1. Лекция 2 Методология COBIT 2.1 Кто использует методологию. 2.2 Соответствие требованиям. 2.3 Информационные критерии.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Интегрированная система управления корпоративными проектами Тандем.
1 Современные системы программирования. Часть 2. Системное и прикладное программное обеспечение Малышенко Владислав Викторович.
Разработка ПО Системная интеграция IT-аутсорсинг.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
1 Реинжиниринг бизнес процессов Управления проектами при подготовке и реализации проекта реструктуризации предприятия.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
Промышленная логистика Структуры управления проектами. Офис проекта.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
DocsVision 4.0 DocsVision 4.0 универсальная система управления документами и бизнес-процессами.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ БИЗНЕС СИСТЕМЫ Метод и опыт создания стандарта предприятия по управлению ИТ-проектами А. С. Товб, Г.Л. Ципес.
Транксрипт:

Учебный курс Разработка ИТ-стратегии Лекция 4 доктор технических наук, профессор Васильев Роман Борисович

2 Анализ состояния информационных систем Программа 1.Гармонизация бизнеса и ИТ 2.Сбор данных 3.Круглый стол 4.Анкетирование 5.Краткая характеристика состояния ИТ

Гармонизация бизнеса и информационных технологий

4 Гармонизация бизнеса и ИТ В целях анализа уровня поддержки основной деятельности информационными технологиями можно использовать следующую «Матрицу согласия», которая формируется в процессе обсуждений на рабочей группе проекта. Суть формирования заключается в выборе тех ячеек матрицы, которые в наибольшей степени отражают текущее состояние ИТ.

5 Матрица согласия Цели бизнеса Хорошее знание и понимание практики лидирующих конкурентов и лидеров в смежных отраслях, руководители ИТ принимают участие в разработке стратегий развития бизнеса Вырабатывается понимание междисциплинарн ых (многофункциона льных) потребностей бизнеса Достаточное знание бизнеса, ИТ помогают формализовать требования Осознаны только основные требования 1.Понимание и видение бизнеса специалиста ми ИТ ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия

6 Матрица согласия Полное сотрудничество, полная ответственность, формирование команд и выдвижение лидеров независимо от профиля специалиста Ограниченное сотрудничество, образование смешанных проектных групп с участием специалистов ИТ, но специалисты отвечают только за ИТ Установление режима «делового просмотра» (предостереже ние высшего руководства от грубых ошибок) Взаимодействие бизнес- специалистов и специалистов ИТ на уровне пользователей, ограниченная вовлеченность специалистов по ИТ в процесс принятия решений высшим руководством 2.Деловое сотрудничест во ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

7 Матрица согласия Совместное стратегическое планирование бизнеса и ИТ Стратегическое планирование ИТ, обусловленное основными бизнес- целями Стратегическое планирование, обусловленное целями и возможностями ИТ Тактическое планирование, обусловленное целями ИТ 3.Планирова ние Добавленная стоимость (обусловленная применением ИТ) определяет уровень инвестиций в ИТ Объем денежных поступлений определяет уровень затрат на ИТ Фиксированый бюджет, контроль прироста стоимости ИТ - активов Фиксированный бюджет ИТ, контроль прироста затрат 4.Бюджетиро вание ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

8 Матрица согласия Стратегии и архитектурные решения, определяемые целями бизнеса Проекты обеспечивают конкурентные преимущества, возврат инвестиций и развитие инфраструктуры Проекты нацеливаются на удовлетворение информационных потребностей высшего управленческого персонала и исполнительных директоров по направлениям бизнеса Требования конкретных заказчиков соотносятся с перспективами развития технологий и системообразую щими планами Проекты отвечают только требованиям конкретных заказчиков 5.Идентифик ация проектов ИТ ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

9 Матрица согласия Приоритеты определяются решениями об инвестициях в основной бизнес Приоритеты устанавливаются советом высших управляющих Приоритеты назначаются централизован ным советом управленцев среднего звена Приоритеты диктуются наиболее активными пользователями 6.Выбор приоритетов и отбор первоочеред ных задач Следствие соответствующег о раздела бизнес-плана, обосновывающег о уровни инвестиций в ИТ Последовательно применяемая формальная финансовая экспертиза проектов Предварительн ый финансовый анализ проектов, применяемый не вполне последователь но Волевые решения 7.Обоснован ие решений, выбор мотивировок ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

10 Матрица согласия Знакомят с новыми технологиями, трансформируют информационну ю организацию бизнеса Знакомят с новыми технологиями Концепция преобразований отсутствует, утверждаются просто «большие проекты» 8.Проекты преобразова ний ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

11 Матрица согласия Финансирование проходит в масштабах предприятия и рассматривается как инвестиции в инфраструктуру ИТ Пользователи платят за использование корпоративной инфраструктуры Служба ИТ поддерживает инфраструктуру межофисных коммуникаций и финансирует развитие новых технологий, перенося затраты на всех пользователей инфраструктуры Пользователи платят за свою часть используемой инфраструктуры финансирование инфраструктуры корпоративных данных и коммуникации относят на счет подразделения ИТ Финансировани е относят на счет подразделения ИТ, первый пользователь покрывает все убытки 9.Финансиро вание развития инфраструкт уры ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

12 Матрица согласия Достижение осязаемых результатов Динамический состав исполнителей и рабочих групп (включая собственных разработчиков и внешние команды, включенные в проект на контрактной основе) Прагматическое использование методик Строгое формальное следование методикам Определяется случаем 10.Поиск, выбор и назначение лидеров проекта ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

13 Матрица согласия Непрерывно учитываются и оцениваются с точки зрения эффективности расходования времени и других ресурсов Предопределены заранее, гибко управляются Полностью предопределены и жестко контролируются Не рассматривают ся 11.Трудозатр аты Управляемые риски и бонусы Внедряется управление рисками Риска пытаются полностью избежать Не осознается и не анализируется 12.Риск ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

14 Матрица согласия Проводятся измерения уровня качества и поддерживается непрерывная обратная связь с производством Разрабатываются специальные функции обеспечения качества Электронный контроль и протоколировани е сбоев Измеряется числом рекламаций пользователей 13.Качество Реорганизация затрагивает все предприятие и связана с его расширением Реорганизация фокусируется на экономии, достигаемой при изменении отдельного бизнес-процесса Применяются системы общего назначения для реорганизации бизнес- процессов Внедряются системы автоматизирую щие существующие бизнес- процессы 14.Возможно сть реорганизаци и бизнес- процессов ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

15 Матрица согласия Централизованн ое решение в масштабах предприятия нацеленное на быстрейшую доставку от одного поставщика Фоновая работа подразделений ИТ, автономная доработка или заказ обновлений ПО с целью уменьшить отставание от планов Фоновая работа подразделений ИТ, постоянная модернизация оборудования, продажа списанного устаревшего оборудования смягчают ограничения по ресурсам Планы внедрения ограничены ресурсами Постоянное отставание от планов 15.Небольши е изменения бизнеса ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

16 Матрица согласия Управление «возмущающими технологиями» Осознаются как умножающие возможности бизнеса в конкурентной борьбе Сфокусированы на целях основного бизнеса Сфокусированы на целях собственно подразделений ИТ Нет связи Сотрудники подразделений ИТ просто играют с новыми технологиями 16.Связь с целями основного бизнеса ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

17 Матрица согласия Отбор жизнеспособных бизнес-решений и идентификация потенциальных стратегических партнеров Вхождение в специализирован ные отраслевые и межотраслевые организации, влияющие на развитие технологий Фокусирование на наборе средств, решающих задачи бизнеса Пробное использование оборудования и инструментальн ых средств, которые в подразделениях ИТ считают подходящими Неизбирательн ое знакомство со специализиров анными информационн ыми источниками (пресса, выставки и т.п.), апробация всего, что доступно 17.Знакомств о с новыми технологиям и и отслеживани е появления новых технологий на рынке ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

18 Матрица согласия Опыт использования и оценки работающего прототипа, самостоятельног о масштабного внедрения, нацеленного на быстрое достижение бизнес- результата Пилотные проекты, ограниченное использование Ограничен небольшим числом специалистов ИТ, опыт масштабного и самостоятельного использования отсутствует Продукты покупаются в случае необходимости 18.Опыт продуктивног о использован ия ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

19 Матрица согласия Самостоятельна я разработка опережающих стандартов, позволяющая лидировать в отрасли Стандарты определились и инкорпорированы в архитектуре информационных систем Ожидание принятия стандартов другими бизнес- субъектами Не используются 19.Стандарт ы ИТ ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

20 Матрица согласия Планирование и внедрение совместной обработки данных и обеспечивающей сетевой инфраструктуры Склады и витрины данных – прозрачный доступ к множественным источникам данных, связанных как по вертикали, так и по горизонтали организационной структуры Интегрированные базы данных предприятия в рамках вертикально управляемых оргструктур Специальное извлечение фрагментов данных и перенос их для совместного использования Персональные базы данных и локальные устройства hardware 20.Совместн ое использован ие информации ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

21 Матрица согласия Управляемы единым сервером интранет-доступа универсальный интерфейс доступа к множественным источникам данных Используются интерфейсы клиента к множественным источникам данных Передача информации как обмен файлами Обмен данными не практикуется или осуществляется централизован но, для большинства сотрудников в нем нет необходимости 21.Обмен данными ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

22 Матрица согласия Установлены и применяются гибкие и устойчивые стандарты на обмен информацией в рамках всех применяемых технологий Установлены стандарты на пользовательское локальное оборудование, доступ к БД и персональное ПО Стандарты установлены, но в большинстве случаев игнорируются, так как слишком жестки и неудобны Не существует22.Стандарт ы обмена информацие й ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

23 Матрица согласия Централизованн о управляемая распределенная многопротокольн ая сеть с децентрализован ным размещением информационны х ресурсов Локальные и распределенные сети обеспечивают интеграцию информационных ресурсов, размещенных на серверах, физически установленных в едином серверном помещении Установлены локальные сети (главным образом, в масштабах отдельных подразделений), выход в глобальные и региональные сети ограничен Ограниченный сетевой доступ на основе подключения к мэйнфреймам, обмен данными в индивидуально м режиме 23.Сети ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

24 Матрица согласия Устанавливаются долговременные партнерские отношения, заключаются соглашения о корпоративных поставках со специальными условиями Специальные ценовые и иные условия предлагаются поставщиками на конкурсной основе, поставщики дифференцирован ы по технологиям Поставщики включены в процесс планирования закупок на нерегулярной основе Все контракты закрываются, история выполнения поставок не сохраняется, фиксированы скидки по конкретным позициям конкретного контракта 24.Управлени е поставками средств ИТ ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

25 Матрица согласия Достигнуто оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией ресурсов ИТ Большинство разработчиков и специалистов по ИТ работают в режиме поддержки пользователей Большинство разработок централизованы, некоторые бизнес- подразделения принимают на работу собственных разработчиков и специалистов ИТ Все ИТ ресурсы централизова ны 25.Распредел ение ресурсов ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

26 Матрица согласия Ведется досье на специалистов необходимых предприятию (как работающих на предприятии, так и занятых на других предприятиях) в соответствии с долговременным и целями бизнеса и стратегией развития ИТ Используются базы данных специалистов, владеющих современными технологиями Широко используются внешние специалисты для ускорения обучения новым технологиям и инструментальным средствам Квалификация формируется в основном текущими должностными функциями и предписаниями Преобладают традиционные системные программисты, аналитики БД, прикладные программисты 26.Управлени е квалификаци ей персонала ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

27 Матрица согласия Формальная последовательно сть квалификационн ых этапов включает обязательные циклы обучения, тренинга, сертификации, ротации на управленческих должностях и т.п. Устанавливается формальная последовательность квалификационных этапов карьеры специалиста ИТ Персонал готовится и тестируется для выполнения определенного проекта Персонал обучается по ходу выполнения работы, специальное обучение незначительно 27.Обучение и тренинг ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

28 Матрица согласия Управление отдельными техническими операциями и техническим обслуживанием Энергичный поиск разрешения любой проблемы и оперативное устранение последствий любого сбоя независимо от его причины и формальной ответственности Быстрый отклик на запрос пользователя по как можно более широкому кругу проблем Ответственность определена заранее по строго регламентирован ному перечню возникающих проблем. Если проблема не входит в перечень, ответственность обсуждается Ответственност ь службы техобслуживан ия обсуждается при возникновении любого сбоя или проблемы 28.Принципы технического обслуживани я (сервиса) ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

29 Матрица согласия Уровни качества сервиса отслеживаются в динамике от эпизода к эпизоду, действует система обеспечения гарантированног о уровня качества Уровни качества сервиса определены и измеряются в каждом эпизоде предоставления сервиса Уровни качества сервиса определены, но не всегда достигаются на практике Не определены29.Уровни качества сервиса ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

30 Матрица согласия Многопрофильна я сервис- команда обеспечивает удаленную диагностику, дистанционное консультировани е и другие оперативно предоставляемы е услуги Техническая поддержка интегрирована в сфере обслуживания инфраструктуры бизнеса на всех производственных площадях Обеспечен доступ к услугам посредством единого диспетчера контактов, работа сервис- инженера на месте возникновения проблемы – только по требованию пользователя Сервис предоставляетс я с использование м пула запчастей на территории сервис-центра, услуги оказываемые на месте возникновения проблемы - редкость 30.Доступ к услугам сервисной службы ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

31 Матрица согласия Полностью выполняется разработчиком или его бизнес- партнером Выполняется в основном разработчиком или поставщиком, модифицированны й код доступен посредством стандартизованног о API Выполняется разработчиком, но требует значительных затрат (внесение и тестирование изменений может требовать до 6 мес.) Выполняется собственными силами 31.Поддержк а и сопровожден ие ПО ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

32 Матрица согласия Централизованн ое управление распределенной системой: Восстановление после сбоев Управление безопасностью Обеспечение целостности/синх ронизация Техническая поддержка Управление централизованной системой с помощью формально подготовленной команды сетевых администраторов и администраторов БД Управление централизованн ой системой с помощью неформальной команды составленной из сетевых администраторо в, администраторо в БД и прикладных программистов Центральная система: Восстановлени е после сбоев Обеспечение безопасности Тех.поддержка Менеджмент изменений Планирование объемов выработки данных Выбор и оптимизация работы процессоров 32.Управлени е сложными системами ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

33 Матрица согласия Полностью автоматический централизованно инициируемый процесс Централизованна я ответственность для серверов, децентрализован ная для клиентов Централизованн ая ответственность Распределенная ответственность 33.Резервное копирование и восстановлен ие данных ИдеалУровень 3Уровень 2Уровень 1Составляющ ие согласия продолжение

34 Мера автоматизации Заполненная матрица согласия позволяет определить так называемую «меру автоматизации – показатель, характеризующий степень зрелости компании в области применения ИТ Мера автоматизации находится в интервале от нуля до единицы

35 Мера автоматизации Существует простое эвристическое правило: Если мера меньше 0,3 это означает, что организация находится на ранней стадии применения ИТ и еще не готова к решению вопроса о разработке ИТ - стратегии Если мера больше 0,7 это означает, что организация находится в весьма зрелой стадии применения ИТ и уже не нуждается в разработке полномасштабной ИТ - стратегии Если мера находится в интервале от 0,3 до 0,7 это означает, что организация с одной стороны имеет достаточный уровень зрелости и нуждается в корпоративной ИТ - стратегии продолжение

36 Расчет меры автоматизации Обозначения: х ij – уровень согласия в i-ом разделе и j-ой строке: х ij = 0,1,2,3 N – количество разделов в матрице K i – количество строк в i-ом разделе S i – оценка согласия по i-ому разделу P i – вес i-го раздела M – мера автоматизации