Учебный курс Стандартизация и сертификация программного обеспечения Лекция 5 доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации, заведующий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Advertisements

Стандарты ISO ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО ) «Системы.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
«СИБИРСКАЯ ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРАКТИКА СЕРТИФИКАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ИСО 9000» ЗАО «КОМПАНИЯ «КАРДИНАЛ» ИСО 9000.
Тема 6. Международная стандартизация и сертификация в управлении качеством.
Учебный курс Стандартизация и сертификация программного обеспечения Лекция 7 доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации, заведующий.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО (ИСО 9000)
ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Алфёрова Екатерина Александровна к.ф.-м.н., доцент кафедры ТМС ЮТИ ТПУ.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Цель лекции – ознакомиться с деятельностью международной организации по стандартизации ISO и составом стандартов ISO серии 9000.
1 Управление бизнес-процессами (лекция 7). 2 Принципы менеджмента качества Выполнение организацией 8 принципов менеджмента качества – критерий возможности.
Семейство МС ИСО 9000 Лекция. Международная организация по стандартизации ИСО (ISO) ИСО - неправительственная организация, учрежденная в 1947 году. В.
Цель лекции – изучить структуру требований стандарта ISO 9001 и освоить порядок их выполнения.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
ЛЕКЦИЯ 3 «ГОСТ Р ИСО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ»
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Разработка Производство Финансовая деятельность Административно-хозяйственнаядеятельность Компьютерная система управления качеством продукции современного.
Транксрипт:

Учебный курс Стандартизация и сертификация программного обеспечения Лекция 5 доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации, заведующий кафедрой «Информационные системы» Позднеев Борис Михайлович

2 СТРУКТУРА СТАНДАРТОВ ИСО 9000:2000 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. ИСО 9000 – Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. ИСО 9001 – Система менеджмента качества. Требования. ИСО 9004 – Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. ИСО – Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Ключевое значение имеют стандарты ИСО 9001 и 9004, полностью гармонизированные по структуре и содержанию (Совместная пара стандартов).

3 СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ» СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. 1. ISO 14001:1996. Система управления окружающей средой. Общие требования и руководящие указания. 2. ISO 14004:1996. Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам о бес -п ечения функционирования. 3. ISO 14010:1996 Руководящие указания по экологической проверке. Основные принципы. 4. ISO 14011:1996 Руководящие указания по экологической проверке. Процедуры проверки. Проверка системы управления окружающей средой. 5. ISO 14012:1996 Руководящие указания по экологической проверке. Квалификационные требования к экспертам- экологам.

4 Стандарты ИСО серии 9000:2000 и идеология TQM. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. На основе анализа и обобщения мировой практики в области TQM разработчики новой версии стандартов (ИСО/ТК 176, в его составе специалисты из 46 стран) сформулировали 8 базовых принципов менеджмента качества, положенных в основу стандартов: 1.Организация, ориентированная на потребителя. 2.Роль руководства. 3.Вовлечение работников. 4.Подход как к процессу. 5.Системный подход к управлению. 6.Постоянное улучшение. 7.Метод принятия решений. 8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

5 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ИСО 176 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г.

6 Модель описания системы качества в стандартах ИСО 9001 и 9004 версии 2000 г. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. ПУ - продукция, услуги.

7 Принцип 1 – организация, ориентированная на потребителя. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Благополучие любой организации, предприятия зависит от объемов реализации производимых ими продукции или услуг, которые, в свою очередь зависят от соответствия этой продукции (услуг) потребностям и ожиданиям потребителей. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции как таковым, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр. Поэтому стандарт ориентирует на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решении о приобретении продукции. Необходимо обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.). Весь персонал организации должен знать и понимать потребности и ожидания потребителей. Удовлетворенность потребителей следует определенным образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действии в необходимых случаях.

8 Принцип 2 - роль руководства. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Прежде всего, необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Один из способов реализации принципа - определение руководством предприятия долгосрочной политики и миссии предприятия по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи, в том числе и для производственных и функциональных подразделений. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия и работы без страха, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей персонала и лучшему решению задач качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала и «выращивании» специалистов, обеспечивать решение задач качества необходимыми ресурсами. Принцип 3 - вовлечение работников. Люди и составляют наиболее существенную и ценную часть организации, поэтому наилучшее использование возможностей людей может принести организации максимальную пользу. Система качества и ее механизмы должны побуждать работников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам, представлять свое предприятие потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.

9 Принцип 4 - подход как к процессу. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Версия 2000 г. имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает, во-первых, алгоритмический подход, к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как система с вытекающими из этого последствиями: входы и результаты процесса должны четко определяться и измеряться; определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса; устанавливается взаимодействие данного процесса с функциями предприятия; каждый процесс должен управляться и должны устанавливаться полномочия, права и ответственность за управление процессом; при проектировании процесса необходимо определять его ресурсное обеспечение. Принцип 5 - системный подход к управлению. Тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. На основе знания этого, проектирование такой системы достигается наиболее эффективным путем. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.

10 Принцип 6 - постоянное улучшение. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Непрерывное или постоянное улучшение - одна из целей предприятия. Продемонстрировать это можно на следующем примере. Даже теоретически трудно представить себе полностью бездефектное производство. Всегда будет какой-то уровень дефектности. Но если ставить перед собой цель добиваться 0 дефектов, то (хотя она и недостижима) такая цель будет побуждать постоянному совершенствованию и улучшению. Реализация этого принципа, прежде всего, требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом. Как правило, принцип реализуется не путем постановки широкомасштабной цели, а маленькими шагами и прорывами, но постоянно и повсеместно. При этом эффективность всех процессов должна постоянно повышаться. Принцип постоянного улучшения требует знания и применения соответствую­щих методов и подходов, таких, как цикл Деминга, анализ Парето, контрольные карты и др. Для стимулирования процессов улучшения в системе должна быть создана атмосфера их признания.

11 Принцип 7 – метод принятия решения, основанный на фактах. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Данный принцип чаще всего является альтернативой применяемого на практике способа принятия решений на основе интуиции, чутья, конъюнктуры, прошлого опыта, предположений и др. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации. Реализация принципа требует, прежде всего, измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к задаче. И сбор данных, и последующий их анализ требуют / предполагают владение знаниями и применением специальных методов. В частности, необходимо понимание ценности, знания и применения соответствующих статистических методов. Безусловно, ни в коем случае нельзя отрицать значение опыта и интуиции в принятии решений, однако важно обеспечить разумный баланс аргументов, формируемых на основе анализа фактов, опыта и интуиции. Принцип 8 - выгодные отношения с поставщиками. Взаимозависимость организации и ее поставщиков очевидна и так же очевидно, что взаимовыгодные отношения обеспечивают обеим сторонам наилучшие возможности. Реализация принципа требует идентификации основных поставщиков, организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информацией и планов на будущее, совместной работы по четкому пониманию потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика. Приведенные выше принципы не излагаются в самих стандартах версии 2000 г. в том виде как они перечислены здесь. Однако все содержание стандартов построено на основе этих принципов.

12 Семантическая связь основных терминов в области качества (ISO 9000:2000(R)) СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г.

13 Основные термины и определения Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования, т.е. потребности или ожидания, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными Для справки Качество – совокупность характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности Требование ­– потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным Система менеджмента – система (3.2.1) для разработки политики и целей и достижения этих целей Система менеджмента качества – система менеджмента (3.2.2) для руководства и управления организацией (3.3.1) применительно к качеству (3.1.1) Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству Организация – группа работников и необходимых средств с распределением (обычно упорядоченным) ответственности, полномочий и взаимоотношений Потребитель – организация или лицо, получающее продукцию. Примечание: потребитель может быть внешним и внутренним СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г.

14 Основные термины и определения Поставщик – организация (3.3.1) или лицо, предоставляющее продукцию Примечание 1: Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации Примечание 2: В контрактной ситуации поставщика иногда называют «подрядчиком» Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы Примечание 1: Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. Примечание 2: Процессы в организации (3.3.1), как правило планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности. Примечание 3: Процесс, в котором подтверждение соответствия (3.6.1) конечной продукции (3.4.2) затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к «специальному процессу» Продукция – результат процесса (3.4.1) Характеристика – отличительное свойство Примечание 1: Характеристика может быть собственной или присвоенной Примечание 2: Характеристика может быть качественной или количественной Примечание 3: Существуют различные классы характеристик, такие, как: - физические (например, механические, электрические; химические или биологические); - органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом); - этические (например, вежливость, честность, правдивость); - временные (например, пунктуальность, безотказность, доступность); - эргономические (например, физиологические характеристики, или связанные с безопасностью человека); - функциональные (например, максимальная скорость самолета). СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г.

15 Основные термины и определения Соответствие – выполнение требования (3.1.2) Примечание 1: Настоящее определение согласуется с приведенным в Руководстве ИСО/МЭК 2, но отличается от него формулировкой, чтобы соответствовать концепции ИСО Примечание 2: В английском языке термин «conformance» является синонимом, но он вызывает возражения Несоответствие – невыполнение требования (3.1.2) Дефект – невыполнение требования (3.1.2), связанного с предполагаемым или установленным использованием Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой [Руководство ИСО/МЭК 2] СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г.

16 Общие положения Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям, всех видов и размеров, внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества. ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества. ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. ИСО 9004 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. ИСО содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле. Международный стандарт ISO 9000:2000 ( Второе издание ) СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г.

17 Модель функционирования системы менеджмента качества (СМК), основанной на процессном подходе СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г.

18 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. ISO/IEC TR CMM Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем В июне 1991 года техническим комитетом 7 ISO/IEC JTC1/SC7 было начато изучение потребностей в стандартизации методов оценки качества и аттестации зрелости процессов создания программных средств. В рамках проекта по усовершенствованию процессов создания программных средств и определению возможностей (Software Process Improvement and Capability Determination (SPICE)) была начата стандартизация уже существующих методологий оценки качества программных средств и были разработаны следующие девять частей стандарта ISO/IЕС TR 15504: 1.Основные понятия и вводное руководство; 2.Эталонная модель процессов и их зрелости; 3.Проведение аттестации; 4.Руководство по проведению аттестации; 5.Аттестационная модель и руководство по показателям; 6.Руководство по компетентности аттестаторов; 7.Руководство по применению в усовершенствовании процессов; 8.Руководство по применению в определении зрелости процессов; 9.Словарь.

19 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. В начале 1990-х годов американский институт по программной инженерии (SEI) сформировал модель технологической зрелости организаций СММ (Capability Maturity Model), определив уровни технологической зрелости и их отличительные черты. В течение десятилетия СММ прошла апробацию в целом ряде организаций, ее эффективность и достоверность проверили заказывающие организации, поставщики готовых тиражируемых программных средств (ПС) и компании, осуществляющие разработку заказных ПС, компании, занимающиеся аутсорсингом и оффшорным программированием. Сегодня на западе компания-разработчик практически испытывает большие трудности с получением заказов, если она не аттестована по СММ. Заказчики требуют гарантий технологичности компании-исполнителя, гарантий того, что по способу работы исполнитель не может оказать некачественную услугу. Оценка технологической зрелости компаний может использоваться: Заказчиком при отборе лучших исполнителей (например, в тендере); Компаниями-производителями ПС для систематической оценки состояния своих технологических процессов и выбора направлений их совершенствования; Компаниями, решившими пройти аттестацию, для оценки «размеров бедствия», то есть своего текущего состояния; Аттестаторами для определения стандартной процедуры аттестации и проведения необходимых оценок; Консалтинговыми фирмами, занимающимися инжинирингом, реструктуризацией и реинжинирингом компаний и служб поставщиков информационных технологий и связанных с ними услуг.

20 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Заложенный в основу концепции стандартов ИСО 9000:2000 принцип «Процессный подход» обуславливает рассматривать виды деятельности организации как сеть взаимосвязанных и взаимодействующих Процессов, а усовершенствование этих Процессов, как технологический Процесс, результативность и эффективность которого должны контролироваться и оцениваться. Технический отчет из девяти частей ISO/IEC TR Technical Report. «Information technology Software process assessment. Part 19» (далее ИСО/ МЭК ТО 15504) разработан на базе концепций СММ (Capability Maturity Model for Software) и устанавливает основы оценки и аттестации зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем. ИСО/МЭК ТО предоставляет основу для аттестации процесса жизненного цикла программных средств. Эта основа может быть использована организациями, занимающимися планированием, управлением, наблюдением, контролем и совершенствованием приобретения, поставки, разработки, эксплуатации, развития и поддержки программных средств. ИСО/МЭК ТО предоставляет структурный подход к аттестации процесса жизненного цикла программных средств, проводящейся: организацией или от ее имени с целью выяснения состояния ее собственных процессов для их усовершенствования; организацией или от ее имени с целью определения пригодности ее собственных процессов для выполнения определенного требования или класса требований; организацией или от ее имени с целью определения пригодности процессов другой организации для определенного договора или класса договоров.

21 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Оценка и аттестация процессов жизненного цикла программных средств и информационных систем

22 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Состав ИСО/МЭК ТО 15504

23 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Часть 1 (информационная) является отправной точкой ИСО/МЭК ТО Она описывает взаимодействие частей набора документов и содержит руководство по их выбору и использованию. Она разъясняет требования, содержащиеся в ИСО/МЭК ТО и их применимость к проведению аттестаций. Часть 2 (нормативная) ИСО/МЭК ТО определяет двухмерную эталонную модель для описания процессов и их зрелости, использующуюся при аттестации процессов. Эталонная модель определяет ряд процессов, определенных в терминах их назначения и итогов, а также основу для оценивания зрелости процессов посредством аттестации атрибутов процессов, структурированных по уровням зрелости. Также определены требования для установления совместимости различных аттестационных моделей с эталонной моделью. Состав ИСО/МЭК ТО Часть 3 (нормативная) ИСО/МЭК ТО определяет требования для проведения аттестации таким образом, чтобы результаты были повторимыми, надежными и согласующимися. Часть 4 (информационная) ИСО/МЭК ТО содержит руководство по проведению аттестаций процессов жизненного цикла программных средств, по интерпретации требований ИСО/МЭК ТО и ИСО/МЭК ТО для различных контекстов аттестации. Это руководство охватывает выбор и использование документированного процесса для аттестации, совместимой аттестационной модели (или моделей), а также вспомогательного инструмента или средства аттестации. Это руководство является достаточно общим и применимо для всех организаций для проведения аттестаций с использованием разнообразных методов и технических приемов для того, чтобы поддерживаться целым рядом средств.

24 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Состав ИСО/МЭК ТО Часть 5 (информационная) ИСО/МЭК ТО содержит пример модели для проведения аттестации процесса, основанную на эталонной модели из ИСО/МЭК ТО и непосредственно с ней совместимую. Аттестационная модель (или модели) расширяют эталонную модель включением в нее всеобъемлющего набора показателей производительности и зрелости процессов. Часть 6 (информационная) ИСО/МЭК ТО описывает компетентность, образование, специальную подготовку и опыт, необходимые аттестаторам для проведения аттестации процессов. Она описывает механизмы, которые могут быть использованы для демонстрации компетентности и подтверждения обра­зования, специальной подготовки и опыта. Часть 7 (информационная) ИСО/МЭК ТО описывает, как определять входы и использовать результаты аттестации, имеющей целью усовершенствование процесса. Это руководство включает примеры применения усовершенствования процесса в различных ситуациях. Часть 8 (информационная) ИСО/МЭК ТО описывает, как определять входы и использовать результаты аттестации, имеющей целью определение зрелости процессов. Она охватывает определение зрелости процессов как в простейших ситуациях, так и в более сложных, включающих, например, будущую зрелость. Это руководство по проведению определения зрелости процессов может использоваться либо организацией для определения собственной зрелости, либо потребителем для определения зрелости (потенциального) поставщика. Часть 9 (нормативная) ИСО/МЭК ТО является консолидированным словарем терминов, специфически определенных для целей ИСО/МЭК ТО

25 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Аудитория ИСО/МЭК ТО ,3,4,5 Разработка инструментальных средств, которые помогали бы аттестаторам в сборе, записи, классификации данных в ходе аттестации. Разработчики инструментальных средств 2,3,4 Разработка метода, который поддерживал бы проведение аттестации, соответствующей требованиям. Разработчики методов аттестации 2,3,4,5 Разработка модели для проведения аттестации, совместимой с эталонной моделью. Разработчики аттестационных моделей 2,3,4,5,6 Проведение согласованной аттестации, развитие навыков и компетентности, необходимых для проведения аттестации. Аттестаторы 8 Инициирование программы определения зрелости поставщика, определение целевого профиля зрелости, проверка и использование результатов аттестации при определении зрелости. Заказчик (спонсор) определения зрелости проекта 7 Инициирование программы усовершенствования, определение входов для аттестации для целей усовершенствования, использование результатов аттестации для усовершенствования. Заказчик (спонсор) усовершенствования процесса 1,2,3,4,6,7 Как проводится аттестация, какие требуются инструменты и иная поддержка, как инициировать аттестацию Заказчик (спонсор) аттестации Части к прочтению ИнтересыКласс читателей

26 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Контекст аттестации процессов

27 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Описание категорий процессов Процессы, которые устанавливают бизнес-цели организации и разрабатывают процессы, продукты или активы ресурсов, которые, будучи использованы в проектах организации, помогают ей достигать своих бизнес-целей. Организационная (ORG) Процессы, содержащие общие действия, которые могут быть использованы теми, кто управляет проектом любого типа или процессом в рамках жизненного цикла программного средства. Управленческая (MAN) Процессы, которые могут быть использованы любыми другими процессами (включая и другие вспомогательные процессы) в различных пунктах жизненного цикла программного средства. Вспомогательная (SUP) Инженерная категория состоит из процессов, которые непосредственно специфицируют, реализуют или сопровождают программный продукт, его взаимодействие с системой и его пользовательскую документацию. В случае, если система состоит целиком из программных средств, инженерные процессы занимаются только созданием и сопровождением этих программных средств. Инженерная (ENG) Процессы, непосредственно затрагивающие потребителя, поддерживающие разработку и передачу программного средства потребителю и обеспечивающие правильные эксплуатацию и использование программного продукта и/или услуги. Потребитель- поставщик (CDS) Краткое описаниеКатегория процессов

28 СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. С МГТУ СТАНКИН / Факультет ИНТЕХ / Кафедра ИС / Позднеев Б.М. / 2009 г. Шкалы эталонной модели