Учебный курс Технологии открытых систем Лекция 3 Общие принципы стандартизации (продолжение) руководитель Центра открытых систем ИРЭ РАН, д.т.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Подтверждение соответствия Подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации,
Advertisements

1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
1 Лекция 6 Сертификация. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Техническое регулирование Сертификация Соответствие продукции Сертификат соответствия Методы стандартизации.
Тема 10. Аккредитация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ)
ТЕМА 10: Сертификация продукции и систем качества Управление качеством «Экономика и управление на предприятии» «Менеджмент организации»
Что такое сертификация?. 2 Сертифика́ция (лат. sertifico удостоверяю) Подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.
ООО "Центр экспертиз сертификации качества" Система добровольной сертификации на соответствие стандартам качества банковской деятельности АРБ.
Тема 3 Правовая и нормативная база информационного обеспечения.
Сертификация товаров и услуг Кафедра товароведения и экспертизы Преподаватель Стукун Валентина Павловна Подтверждение соответствия.
Метрология, стандартизация и сертификация Доцент кафедры АТП Кандидат технических наук Кравченко Евгений Владимирович.
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТ ПОДГОТОВЛЕН МИНЭКОНМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОДОБРЕНО ПРОТОКОЛОМ.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним.
1 2-ой Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» 29 июня 2012 года МАТЮШИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Вице-президент Некоммерческого партнёрства.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Транксрипт:

Учебный курс Технологии открытых систем Лекция 3 Общие принципы стандартизации (продолжение) руководитель Центра открытых систем ИРЭ РАН, д.т.н., профессор Олейников Александр Яковлевич

2 Технические комитеты 000 Технический комитет по общероссийским классификаторам 002 Зерно, продукты его переработки и маслосемена 003 Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия 004 Комбикорма, белкововитаминные добавки, премиксы 005 Судостроение 006 Часовое дело 007 Системная надежность в электроэнергетике 008 Ферросплавы 009 Огнеупоры 010 Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка рисков

3 Технические комитеты 011 Медицинские приборы, аппараты и оборудование 012 Методология стандартизации 013 Неметаллоруд 014 Медицинские инструменты 015 Кинематография 016 Электроэнергетика 017 Звуко- и видеозапись для целей вещания 019 Электрические приборы бытового назначения 020 Экологический менеджмент и экономика 021 Услуги связи, информатизации, организация и управление связью 022 Информационные технологии 023 Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа продолжение

4 Порядок разработки и принятия национального стандарта (ГОСТ) Разрабатываемые документы Программа стандартизации, включая состав разработчиков, сроки, финансирование разработки Разработка и утверждение программы стандартизации НОС Публикация уведомления о разработке ГОСТ ФОИВ ТР Последовательность выполнения работ Разработка проекта ГОСТ Разработчик Уведомление о разработке ГОСТ Проект ГОСТ

5 Порядок разработки и принятия национального стандарта (ГОСТ) Ознакомление с проектом ГОСТ заинтересованных лиц Разработчик Получение замечаний на проект ГОСТ в письменной форме Разработчик Доработка проекта по замечаниям Разработчик Замечания заинтересо- ванных лиц Доработанный проект ГОСТ Составление перечня замечаний Разработчик Организация публичного обсуждения доработанного ГОСТ Разработчик Сохранение перечня замечаний (архив) Разработчик продолжение

6 Порядок разработки и принятия национального стандарта (ГОСТ) Публикация уведомления о завершении публичного обсуждения ФОИВ ТР Передача проекта ГОСТ и перечня замечаний в ТК Разработчик Экспертиза проекта ГОСТ Экспертный совет при ТК Уведомление о завершении публичного обсуждения Ознакомление с проектом и замечаниями заинтересованных лиц Разработчик Подготовка предложения об утверждении проекта ГОСТ или об отказе ТК продолжение

7 Порядок разработки и принятия национального стандарта (ГОСТ) Передача проекта ГОСТ, перечня замечаний и предположении об утверждении/отказе ТК Рассмотрение материалов в ТК и принятие решения об утверждении/отказе НОС продолжение Утвердить? Возвращение проекта ГОСТ, перечня замечаний разработчику НОС Публикация уведомления об утверждении ГОСТ ФОИВ ТР Нет Да Решение НОС об утверждении/ отклонении ГОСТ

8 Порядок разработки и принятия национального стандарта (ГОСТ) продолжение Публикация уведомления об утверждении ГОСТ ФОИВ ТР Публикация ГОСТ НОС Уведомление об утверждении ГОСТ Формирование дел ГОСТ НОС Передача ГОСТ в ФИФ ТриС В уст. порядке Дела ГОСТ

9 Пример уведомления StandartAbouthttp:// StandartAbout Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта «Стоматология. Искусственные зубы для зубных протезов. Разработка ГОСТ-Р. Прямое применение МС ИСО 22112:2005.»

10 Стандарты организаций Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

11 О добровольности стандарта организации Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

12 Глава 4 Подтверждение соответствия Подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

13 Подтверждение соответствия повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно- технического сотрудничества и международной торговли. продолжение

14 Принципы подтверждения соответствия доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

15 Принципы подтверждения соответствия недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. продолжение

16 Независимость от места Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

17 Формы подтверждения соответствия Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

18 Формы подтверждения соответствия –принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); –обязательной сертификации. –порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: продолжение

19 Добровольное подтверждение соответствия Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

20 Добровольное подтверждение соответствия Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. продолжение

21 Орган по сертификации осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

22 Функции системы сертификации Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

23 Функции системы сертификации Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. продолжение

24 Система добровольной сертификации Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются: –свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;

25 Система добровольной сертификации –правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи; –изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия; –документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации. продолжение

26 Ведение реестра Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения.

27 Знаки соответствия Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

28 Знаки соответствия Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации. Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия. продолжение

29 Обязательное подтверждение соответствия Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

30 Декларирование соответствия принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона). Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

31 Условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

32 Глава 5 Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Аккредитация осуществляется в целях:

33 Принципы аккредитации добровольность; открытость и доступность правил аккредитации; компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию; недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия; недопустимость установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

34 Глава 6 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Глава 7 Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции

35 Глава 8 Информация о технических регламентах и документах по стандартизации Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов определяется Правительством Российской Федерации.

36 Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов В Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов входят: технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения

37 Глава 9 Финансирование в области технического регулирования За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на проведение на федеральном уровне государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. За счет средств федерального бюджета могут финансироваться расходы на: создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

38 Глава 9 Финансирование в области технического регулирования реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов, а также проведение экспертизы отдельных проектов технических регламентов и национальных стандартов; разработку правил, норм и рекомендаций в области стандартизации; разработку сводов правил; разработку правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технических регламентов; продолжение

39 Глава 10 Заключительные и переходные положения Переходные положения Утратившие силу Законы или их отдельные положения, в первую очередь –Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г "О стандартизации" –Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г "О сертификации продукции и услуг" Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

40 Концепция национальной стандартизации Распоряжение правительство Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. 266-р OfNationalStandartisation OfNationalStandartisation

41 Недостатки Закона В Федеральном законе «О техническом регулировании» не в полной мере отражены положения, определяющие понятие, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, указанным Законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции остается весьма существенным.

42 Классификация стандартов по видам по тематике

43 Виды стандартов основополагающий стандарт терминологический стандарт стандарт на методы испытаний стандарт на продукцию стандарт на процесс (услугу) стандарт на совместимость стандарт с открытыми значениями

44 Основополагающий стандарт Нормативный документ, содержащий общие или руководящие положения для определенной области. Обычно он используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. В качестве примера основополагающих стандартов можно назвать ГОСТ Р , ГОСТ Р , ГОСТ Р (нормативные документы по организации государственной системы стандартизации в России).

45 Терминологический стандарт Нормативный документ, содержащий определения терминов, примеры их применения и т.д.

46 Стандарт на методы испытаний Нормативный документ, устанавливающий методики, правила, процедуры различных испытаний и связанных с ними действий (например, отбор образца для проверки).

47 Стандарт на продукцию Нормативный документ, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Данный стандарт может быть полным или неполным. Полный стандарт на продукцию устанавливает также правила отбора образцов для испытаний, порядок проведения испытаний и т.д. Неполный стандарт на продукцию содержит часть требований к продукции (например, только требования к правилам поставки и др.).

48 Стандарт на процесс (услугу) Нормативный документ, содержащий требования соответственно к процессу (например, к технологии производства) или услуге (например, оказание услуг в области автотранспорта, банковского обслуживания и т.д.).

49 Стандарт на совместимость Нормативный документ, устанавливающий требования к совместимости как продукта в целом, так и его отдельных частей. Данный вид стандарта может быть разработан на целую систему (например, на системы очистки воздуха, системы сигнализации и др.).

50 Стандарт с открытыми значениями Нормативный документ, содержащий перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях (т.к. в некоторых ситуациях требования определяются поставщиками, а в других - потребителями).

51 Основополагающий стандарт ГОСТ Межгосударственный стандарт ГОСТ Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

52 Общие сведения 1. Разработан Всероссийским научно- исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России 2. Внесен Госстандартом России 3. Принят Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 2 ноября 2001 г.) 4. В разделе 9 настоящего стандарта учтены основные нормативные положения Руководства ИСО/МЭК 21:1999 «Принятие международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов»

53 Общие сведения 5. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 10 апреля 2002 г. N 145-ст межгосударственный стандарт ГОСТ введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2002 г. 6. Взамен ГОСТ продолжение

54 Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации ЕАСС ЕАСС представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.

55 1. Область применения Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним. Требования настоящего стандарта применяют при разработке, подготовке к принятию и изданию межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации (далее - стандарты, за исключением случаев, когда необходимо специально указать на статус документа) и изменений к ним. Примечание - Дополнительные требования к стандартам на оборонную продукцию установлены в специальном стандарте.

56 2. Нормативные ссылки ГОСТ Межгосударственная система стандартизации. Основные положения ГОСТ Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены ГОСТ Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенные ГОСТ Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты и классификаторы:

57 2. Нормативные ссылки ГОСТ Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения ГОСТ Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная служба стандартных справочных данных. Основные положения ГОСТ Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин ГОСТ Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ Система стандартов безопасности труда. Пожаро- взрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности*(2) продолжение

58 2. Нормативные ссылки ГОСТ Маркировка грузов ГОСТ Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ Упаковка. Термины и определения ГОСТ Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ Тара. Система размеров МК (ИСО/ИНФКО МКС) Межгосударственный классификатор стандартов МК (ИСО 3166) Межгосударственный классификатор стран мира продолжение

59 3. Требования к построению стандарта 3.1. Элементы стандарта Стандарт состоит из отдельных элементов В стандарт в общем случае включают следующие элементы: - титульный лист; - предисловие; - содержание; - введение; - наименование;

60 3. Требования к построению стандарта - область применения; - нормативные ссылки; - термины и определения; - обозначения и сокращения; - основные нормативные положения; - приложения; - библиография; - библиографические данные. продолжение

61 Выводы по лекции 3 Среди видов стандартов следует различать основополагающие Один из важнейших основополагающих стандартов - ГОСТ Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению