Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Advertisements

2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Рынок: поведение потребителей Лекция 6. План лекции Спрос, его виды и факторы Закон спроса. Спрос и величина спроса. Исключения из закона спроса Потребительские.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм в оценке полезности благ. В настоящее время в теории поведения потребителя сложилось два направления:
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Раздел I. Теория спроса Лекция 1. Теория потребительского выбора Лекция 2. Индивидуальный и рыночный спрос Ст. преподаватель, к.э.н. М.И. Столбов.
Глава 5. Основы теории потребительского поведения.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Рассматриваемые вопросы: 1) кардиналистский подход к изучению состояния равновесия потребителя 2) ординалистcкий подход. Поведение потребителя на рынке.
Эластичность спроса. Эластичность это степень чувствительности спроса к различным факторам. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Транксрипт:

Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? Как формируется индивидуальный и рыночный спрос? Как будет меняться спрос под воздействием различных факторов?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ Какую комбинацию (набор) благ выберет потребитель при заданных ценах и доходе? Как изменится выбор потребителя при изменении цены одного из товаров или изменении дохода?

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ И ЦЕНЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ Что лежит в основе ценности и цены? Парадокс ценности (А.Смит) Что полезней – алмаз или вода? Решение парадокса ценности (Г.Госсен) Различие между общей и предельной полезностью

ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ Общая полезность – удовлетворение, которое получает индивид от потребления блага в данном объеме Предельная полезность – прирост общей полезности при увеличении потребления данного блага на единицу

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ (КАРДИНАЛИСТСКИЙ) ПОДХОД Основное предположение: возможность измерения полезности в неких абсолютных единицах (ютилах) Основные результаты: Закон убывающей предельной полезности В одном непрерывном акте потребления предельная полезность каждой последующей потребляемой единицы товара убывает Определение оптимума потребителя

ОПТИМУМ ПОТРЕБИТЕЛЯ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что для всех реально покупаемых им товаров отношение предельных полезностей к ценам будет одинаковым

ОТ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ – К ЛИНИИ СПРОСА Если предположить, что предельная полезность денег постоянна, можно перейти от измерения полезности в ютилах к денежной оценки полезности С ростом цены отношение предельная полезность товара / цена товара будет падать Более низкая предельная полезность означает меньшую готовность платить за данное количество товара, т.е. более низкий спрос

СПРОС И ОБЪЕМ СПРОСА Спрос – количество товара, которое готов был бы приобрести покупатель при данных условиях (цена товара, цены на другие товары, доход потребителя, его вкусы и предпочтения, наличие и величина налогов и дотаций и т.д.) Объем спроса – максимальное количество, которое готов бы приобрести покупатель в единицу времени при заданных условиях

ФУНКЦИЯ СПРОСА И ФУНКЦИЯ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов Функция спроса от цены – зависимость объема спроса на товар от цены товара (остальные факторы, влияющие на спрос, предполагаются неизменными)

ЦЕНА СПРОСА, ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА, ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА СПРОСА Цена спроса – максимальная цена, которую готов заплатить потребитель за данное количество товара Изменение спроса – сдвиг линии спроса Причина: изменение любых факторов, влияющих на спрос, кроме цены товара Изменение объема спроса – движение по линии спроса Причина: изменение цены самого товара

ЗАКОН СПРОСА Закон спроса: объем спроса обратно пропорционален цене товара Могут ли быть исключения из закона спроса? Цена как показатель качества Цена как показатель престижности (эффект Веблена) Эффект ожидаемой динамики цен Парадокс Гиффена

ОПТИМУМ ПОТРЕБИТЕЛЯ: ПОРЯДКОВЫЙ ПОДХОД Основное отличие от количественного подхода: Не требуется измерять полезность в абсолютных единицах (ютилах). Потребителю достаточно сравнивать (ранжировать) все доступные наборы благ по предпочтительности

АКСИОМЫ ПОРЯДКОВОГО ПОДХОДА Аксиома полной упорядоченности Потребитель может упорядочить все доступные ему наборы благ с точки зрения получаемой полезности Аксиома ненасыщения если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то A B Аксиома транзитивности если A B C или А ~ В С, или A B ~ С, то A C Аксиома независимости потребителя уд овлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями

ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ При выборе оптимального (максимизирующего полезность) набора благ потребитель исходит из своих предпочтений и бюджетного ограничения. Предпочтения потребителя в выборе между двумя товарами можно показать кривыми безразличия (линии уровня функции полезности) Бюджетное ограничение в этом случае на графике показывается бюджетной линией

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ Определение геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать Свойства Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон Кривые безразличия не пересекаются Кривые безразличия выпуклы к началу координат

ОПТИМУМ ПОТРЕБИТЕЛЯ Потребитель достигает оптимума (максимизирует полезность) в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия Условие оптимума потребителя: MRS = – P x / P y

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ДОХОДА Нормальные товары спрос меняется в том же направлении, что и доход Товары первой необходимости Предметы роскоши Товары низшего качества спрос меняется с противоположном от изменения дохода направлении

РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ Реальный доход – количество товаров в натуральном выражении, которое потребитель может приобрести на свой номинальный (денежный) доход Изменение цены приводит к: изменению относительных цен товаров изменению реального дохода потребителя

ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА Эффект замены - изменение объема спроса, вызванное только изменением относительной цены товара, при неизменном реальном доходе всегда направлен на увеличение потребления относительно подешевевшего товара Эффект дохода - изменение объема спроса, вызванное только изменением реального дохода, при неизменных относительных ценах направление действия (рост или снижение потребления) зависит от категории товара

ЭЛАСТИЧНОСТЬ Для чего нужен показатель эластичности? Как рассчитать эластичность? Интерпретация величины и знака эластичности Прямая эластичность спроса по цене Перекрестная эластичность спроса по цене другого товара Эластичность спроса по доходу

КАК РАССЧИТАТЬ ЭЛАСТИЧНОСТЬ? Показатель эластичности характеризует относительное изменение зависимой величины при изменении независимой величины Точечная эластичность: Дуговая эластичность:

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ Величина эластичности показывает на сколько процентов изменилась зависимая величина при изменении независимой на 1% Знак эластичности показывает прямую или обратную связь между показателями (–) (–) показатели имеют обратную связь Y растет, Х падает, и наоборот (+) показатели имеют прямую связь