Результаты осуществления проекта «Совместная программа по управлению реками. Трансграничный мониторинг бассейна реки Кура»» М.Макарова, Министерство охраны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект ПРООН – Экология и безопасность (ENVSEC) Поощрение диалога между прибрежными государствами в целях развития и создания начальных правовых и институциональных.
Advertisements

Проект ЕС по управлению трансграничным бассейном реки Кура, Этап II и III – Армения, Грузия, Азербайджан ( Трансграничное сотрудничество.
Бассейн Псковско-Чудского озера/Реки Нарва – совместная работа на новой восточной границе ЕС ХАРРИ ЛИЙВ Заместитель Генерального секретаря по управлению.
Укрепление потенциала водного сотрудничества (ПВС) в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии Бо Либерт Европейская экономическая комиссия ООН.
Водная инициатива ЕС Иван Игнатьев О.О. «Экоспектр», семинар «Реформа городского водоснабжения и канализации», г. Бендеры, сентября.
Программа ПРООН-ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра.
Национальные диалоги по политике в рамках Водной инициативы ЕС Бо Либерт, ЕЭК ООН UNECE.
Международное сотрудничество в области управления природоохранной деятельностью.
КОНВЕНЦИЯ ЕЭК ООН ПО ТРАНСГРАНИЧНЫМ ВОДАМ: РАМКИ ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Бу Либерт, Региональный советник ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.
ЭНЕРГОТЕХАТОМ Концепция безопасности АЭС год.
Региональная программа по Аму-Дарье Инкар Кадыржанова Региональный координатор по Центральной Азии.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ОСНОВНЫХ РЕЧНЫХ БАССЕЙНОВ НА ТЕРРИТОРИИ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ФОНДА НЕДР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ.
Встреча информационно-технической группы «Днестр III» 30 ноября 2011.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
С ЕМИНАР ПО НАПИСАНИЮ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Б ЕЛАРУСЬ.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Европейским Союзом и Центральной Азией в области охраны окружающей.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Презентация опыта и имеющихся данных в Республике Беларусь Александр Пахомов ЦНИИКИВР.
Транксрипт:

Результаты осуществления проекта «Совместная программа по управлению реками. Трансграничный мониторинг бассейна реки Кура»» М.Макарова, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии

Информация о проекте Статус проекта - развитие трансграничного сотрудничества Период осуществления – годы Финансирование проекта было представлено Европейской комиссией (ЕК) в рамках Межгосударственной программы Тасис99, нацеленной на оказание помощи новым независимым государствам в выявлении и поиске решения проблем, имеющих межгосударственный характер Участники проекта – Азербайджан, Армения, Грузия Бюджет проекта на 3 страны – ЕВРО

Краткая характеристика бассейна Страна% от площади страны % от общей площади бассейна Площадь водосбора, тыс.км2 Население в бассейне р.Кура Армения100,015,3529,743,2 Азербайджан79,8230,8757,826,8 Грузия52,418,5334,73,0 Турция+ИранНет данных35,2566,0Нет данных Всего100,0188,2613,0

Краткая характеристика бассейна (продолжение) Бассейн реки Кура состоит из двух основных частей – рек Кура и Аракс, вклад которых в общий объем стока составляет 60% и 40% соответственно. Обе реки берут начало в Турции. Кура протекает по территории Грузии, а Аракс – до границы между Турцией, Азербайджаном, Арменией и Ираном. Бассейн р. Кура составляют более притоков, большинство из которых имеют высокие скорости течения (1-2 м/сек). Более 40 речных участков и притоков имеют трансграничный характер, либо пересекая границу, либо протекая по границе либо оканчиваются как основной приток на границе.

Основные водопользователи в бассейне р.Кура гидроэнергетика орошение коммунально-бытовое и питьевое промышленность

Цели проекта Разработка и применение стратегии эффективного трансграничного мониторинга и оценки качества воды рек бассейна в точки зрения предотвращения, контроля и сокращения негативного воздействия трансграничного загрязнения, Демонстрация применения Руководства ООН/Экономической Комиссии для Европы по мониторингу и оценке трансграничных рек, Содействие и оказание помощи в совершенствовании существующих процедур мониторинга и методов анализа для обеспечения соответствия стратегий мониторинга и оценки Руководству, Сравнение законодательства и нормативно-правовой базы, действующих в настоящее время в странах-участниках, и рассмотрение соответствующих положений Директив ЕС по воде. Обзор адекватности международных соглашений между соседними странами речного бассейна, Выработка рекомендаций по разработке стратегии реализации мониторинга и оценки для необходимых институциональных и нормативно- правовых изменений в каждой стране с целью обеспечения соответствия рекомендуемых практик общенациональным программам мониторинга и стратегии управления речным бассейном.

Основные типы и источники загрязнения водной среды в бассейне (проблемы и функции) функции Проблемы Здоро вье населе ния Экосист емы Рыбово дство Рекреац ия Питьева я вода Орошени е Промыш ленность Гидроэ нергети ка Судох одств о ЗатоплениеАр,Аз,Г р Аз.Аз, Гр Аз. Нехватка водыАр,Аз,Г р Аз,Гр Ар,Аз,ГрАр,Аз, Гр АрАр,Аз, Гр Аз. ЭрозияАр.АзАр,Аз,ГрАз.Гр Аз.Аз,Аз. Гр Аз.Гр Аз. Биоразнообра зие Ар,Аз,ГрАз.ГрАз.Ар.Аз. Непрерывност ь реки Ар,Аз,ГрАз.ГрАр,Аз,ГрАз.Ар.Аз.Аз. ЗасолениеАзАр.Аз.Аз Ар.Аз. Аз Загрязнение орг.в-вами Ар,Аз,Г р Аз,ГрАр.ГрАр,Аз,ГрАр.ГрГр ЭвтрофикацияАр.АзАр,Аз,ГрАз.ГрАр.АзАр Ар.Гр Загрязнение опасными в- вами Ар,Аз,Г р Аз,ГрАр,Аз,Гр

Результаты проекта В ходе реализации проекта была проведена оценка реального состояния трансграничного речного бассейна. Подготовлен обзор существующих стандартов проведения мониторинга. Были определены "горячие точки" в каждой стране, определены пункты мониторинга и перечень параметров, по которым будут производиться исследования. Ряд тренингов был проведен для работников лабораторий, осуществлены полевые работы по совместному отбору проб. Был проведен очень детальный анализ водного законодательства, с участием иностранных экспертов, обсуждены их рекомендации. Эта работа сейчас продолжается в рамках других проектов. Разработан проект Стратегии мониторинга и оценки качества воды бассейна реки Кура.Стратегия разработана на основании Хельсинской Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Лондонского Протокола по проблемам воды и здоровья и Концептуальной Водной Директивы ЕС. Поставлено оборудование лабораториям, участвующим в проекте

Намеченная программа мониторинга Согласно рекомендациям Концептуальной (Рамочной) Директивы ЕС по воде, и Руководящим принципам мониторинга, трансграничный мониторинг на реке Кура будет проводиться 12 раз в год, а для того, чтобы получить полное представление о природных уровнях параметров - один раз в год (особенно на начальных стадиях) будет проводиться широкое исследование. В программу включены не только трансграничные точки, но и точки, которые могут иметь трансграничное значение с точки зрения основных возможных источников загрязнения, влияющих на качество трансграничных вод.

Участвующие лаборатории в Грузии - лаборатория управления гидрометеорологии Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, в Азербайджане - лаборатория Управления комплексного экологического мониторинга Каспия Министерства экологии и природных ресурсов, -лаборатория разработки и применения современных химических методов анализа центра мониторинга загрязнения окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов -исследовательская лаборатория управления гидрометеорологии Министерства экологии и природных ресурсов, в Армении - государственная некоммерческая организация Министерства охраны природы "Центр Мониторинга и воздействий на окружающую среду" и Ванадзорская лаборатория мониторинга поверхностных вод и воздушного пространства

Показатели мониторинга (полная программа) pH Проводимость Мутность Растворенный кислород Температура БПК-5 Азот аммонийный Азот нитратный Азот нитритный Фосфаты Хлориды Бикарбонаты Сульфаты Натрий Калий Кадмий Хром Свинец Никель Цинк Медь Мышьяк Селен Ртуть Нефтепродукты ХОП и полихлорвинилы

Места совместного отбора проб Р. Кура, граница Азербайджана и Грузии до впадения р. Храми (территория Грузии) Первый мост на р. Кура (примерно 30 км ниже по течению от границы с Грузией (территория Азербайджана) Трансграничный пункт на р. Храми, граница Грузии и Азербайджана, до впадения в р. Кура (территория Грузии) Р. Храми, Красный мост, граница Грузии и Азербайджана Р. Алазани на 7-ом км ниже впадения р. Агричай (территория Азербайджана) Трансграничный пункт на р. Алазани-мост на автотрассе Цнори (территория Грузии) Р. Иори, граница Азербайджана и Грузии Р. Дебеда, селение Садахло (территория Грузии) Р. Дебеда ниже по течению от Айрум (территория Армении)

Данные мониторинга на территории Грузии (2004, среднегодовые показатели) Взвеше нные вещест ва, мг/л pHРаство ренны й кислор од, мг/л БПК-5, мг/л Азот ритрат ный, мг/л Азот аммон ийный, мг/л Азот нитрит ный, мг/л Желез о, мг/л Медь, мг/л Р. Кция-Храми, Красный мост 333,08,09,61,220,841,280,040,310,02 Р.Кура, г.Рустави334,87,899,532,250,841,560,070,40,03 Р.Алазани, с.Чиаури615,87,998,728,320,641,130,040,230,02

Точки мониторинга в бассейне р. Кура

Дальнейшее развитие системы мониторинга Наладить совместный отбор проб и обмен данными мониторинга между государствами Интенсифицировать мониторинг количества воды для расчета нагрузки загрязнений Наладить инспектирование и мониторинг источников загрязнения и водозаборов Внедрить альтернативные методы мониторинга, например, по наблюдению моллюсков Предпринять шаги по уменьшению воздействия аварийного загрязнения (системы раннего предупреждения) – осуществляется в настоящее время в рамках проекта «Развитие трансграничного сотрудничества для предупреждения аварийных ситуаций в бассейне р.Кура» при поддержке Федерального Министерства охраны окружающей среды, природы и безопасности ядерных реакторов Германии и Федерального агентства охраны окружающей среды Германии.