Рабочее совещание по взаимодействию между мониторингом качества воздуха и стратегиями охраны атмосферного воздуха в странах ВЕКЦА РГМООС ЕЭК ООН, 11 июня.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Федерация развития Малого и среднего бизнеса.
Advertisements

EAP TASK FORCE Индикаторы мониторинга прогресса в осуществлении целей Стратегии экологических партнерств для стран ВЕКЦА Кшиштоф Михалак Программа экологической.
Совместный семинар ЕАОС и ЕЭК ООН по индикаторам окружающей среды и развитию мониторинга (Женева, февраля 2003 года) Соглашение о технической помощи.
1 The Protocol on Water and Health Руководящие принципы по установлению целевых показателей, оценке прогресса и отчетности Совместный секретариат, ЕЭК.
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
Уровни оценки программы. Постоянная оценка при управлении программой Постоянная оценка является частью управленческих функций Оценка исполняемости программы.
Экологический аудит. Аудит – форма организационного контроля, являющаяся неотъемлемым элементом рыночной инфраструктуры. Он представляет собой независимую.
Нормативно-правовое обеспечение государственного и муниципального планирования Институт экономики города 8 октября г. Хабаровск Падилья Сароса Л.Ю.
Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза от 22 июня 2011 года.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Концепция гармонизации законодательства Беларуси и ЕС в области перевозок пассажиров (проект «Беларусь и ЕС: делимся опытом») Валентина Леончик, (руководитель.
О реализации государственной региональной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Мурманской области 28 ноября 2013 года Министр природных.
Системы оценки эффективности управления государственными финансами (PEFA) Инструмент реформирования бюджета ОПЫТ ГРУЗИИ.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
1 Планируемая деятельность по установлению целевых показателей в контексте Протокола по проблемам воды и здоровья в Кыргызстане Эркин Оролбаев, Координатор.
Глобальная оценка Национальных систем официальной статистики : Глобальная оценка Национальных систем официальной статистики : Инструмент планирования и.
СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Транксрипт:

Рабочее совещание по взаимодействию между мониторингом качества воздуха и стратегиями охраны атмосферного воздуха в странах ВЕКЦА РГМООС ЕЭК ООН, 11 июня 2007 г. Элементы для подготовки национальных стратегий по использованию мониторинга атмосферного воздуха в качестве инструмента экологической политики в странах ВЕКЦА Владислав Бизек Консультант Секретариата ЕЭК ООН

Введение Экологическая стратегия для стран ВЕКЦА (Киев, 2003 г.) определяет ряд проблем, связанных с оценкой и управлением качества воздуха, а также предлагает действия по решению или уменьшению остроты этих проблем. Считается, что с 2003 г. достигнутый прогресс странами ВЕКЦА в области управления качества воздуха является незначительным (ОЭСР, Белградский доклад).

Главная идея Все, что регулируется законодательством и подзаконными актами, необходимо охватить системой наблюдений и только то, что охвачено системой наблюдений, можно регулировать эффективно. Системы мониторинга качества воздуха являются неотъемлемой частью государственной и международной системы оценки и управления качества воздуха. Система мониторинга качества воздуха является главным условием для установления целей и приоритетов, подготовки инструментов и мероприятий, а также для оценки их эффективности.

Взаимосвязь мониторинга качества атмосферного воздуха с развитием экологической политики. Основные рекомендации: Разработать стратегии (если это не было сделано раньше) с целью установления комплексных систем оценки и управления качества воздуха, концентрируя внимание на приоритетных загрязняющих веществах (в частности, на приземном озону, ТЧ 10 и ТЧ 2,5 ). Необходимо также учесть специфические для страны приоритеты, главным образом, в случае больших государств с низкой плотностью населения. Координировать эти стратегии с теми, что направлены на снижение изменений климата.

Система оценки и управления качества воздуха Организационная структура (компетентный орган на центральном уровне, государственные администрации, вспомогательные учреждения) Документы на уровне политики (цели, приоритеты и целевые показатели) Технический уровень (нормативы, технические требования, экономические, рыночные, добровольные и информационные инструменты) Оперативный уровень (обслуживание информационной системы, выдача разрешений, территориальный подход, применение инструментов, обеспечение выполнения законодательства, механизмы обратной связи) Подсистемы: - Государственная информационная система качества воздуха; - Основная государственная система мониторинга качества воздуха; - Специализированные сети мониторинга.

Интеграция между инвентаризацией выбросов и моделированием. Рекомендации: Обновить механизмы, обеспечивающие регулярное проведение, составление и/или комплектование государственных инвентаризаций выбросов. Применять Руководство по инвентаризации выбросов в атмосферу ЕМЕП/CORINAIR. Организовать подготовку прогнозов выбросов. Применять моделирование качества воздуха.

Пересмотр нормативов качества воздуха. Рекомендации: Нормативы, применяемые в странах ВЕКЦА, следует пересмотреть и обновить, учитывая при этом, например: - либо комплекс нормативов, применяемый в ЕС; - либо комплекс нормативов, используемый в США. В любом случае, необходимо учесть следующие загрязняющие вещества: - ТЧ 10, - диоксид азота, - диоксид серы, - оксид углерода, - свинец, - озон, - бензол. В дальнейшем могут быть добавлены дополнительные загрязняющие вещества (ТЧ 2,5, тяжелые металлы, ПАУ)

Лучшее использование данных мониторинга качества воздуха. Рекомендации: - широкое использование при процедуре выдачи разрешений; - оценка соответствия (следует проводить наблюдения за всеми загрязняющими веществами, по которым были установлены новые нормативы); - крайние сроки достижения нормативов; - развитие инструментов моделирования, с целью охватить все территории, где необходимо соблюдение тех или иных нормативов; - надлежащее описание данных мониторинга и моделирования делает их понятными как для должностных лиц, так и для общественности.

Улучшение координации. Рекомендации: Основная национальная/государственная сеть мониторинга качества воздуха (если таковая еще не существует) должна быть создана и должна управляться специально уполномоченным органом. Специально уполномоченный орган должен иметь достаточные правовые основы для координации всех сетей мониторинга в стране.

Модернизация и обновление государственных сетей мониторинга качества воздуха и информационных систем. Рекомендации: Подготовить и реализовать государственные программы по модернизации и обновлению информационных систем и сетей мониторинга качества воздуха. Главной целью является формирование основной государственной системы мониторинга качества воздуха (пункты пробоотбора, измеряемые параметры, технические возможности, надежность измерений и анализов, управление данными). Поэтапное создание автоматических станций мониторинга (от больших городов и густо населенных агломераций, до мониторинга фоновых концентраций).

Управление данными. Государственная информационная система качества воздуха - главные задачи: - сбор метеорологических и климатических данных; - сбор данных по химическому составу осадков; - сбор данных качества воздуха (основная сеть, специализированные сети и отдельные станции мониторинга) ; - обработка данных (контроль качества данных); - моделирование распределения концентраций отдельных загрязняющих веществ; - оценка и моделирование тенденций изменения качества воздуха; - представление отчетности (на государственном и международном уровне); - оценка соответствия с требованиями законодательства; - инвентаризации выбросов и прогнозы. Система должна управляться органом, отвечающим за работу основной сети мониторинга.

Сотрудничество на международном уровне. Рекомендации: Присоединиться к КТЗВБР ООН и ее протоколам (особенно к Протоколу ЕМЕП). Сотрудничество с ЕАОС (особенно тем странам ВЕКЦА, которые проявили желание в будущем стать членами ЕС). Сотрудничество с МИПСА (Международным институтом прикладного ситемного анализа) – особенно при включении их территорий в модели RAINS и GAINS.

Главные выводы - Правительства определенных стран ВЕКЦА (напр., Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова) признали важность управления качеством воздуха по отношению к охране здоровья населения, а охрана качества воздуха была определена главной задачей экологической политики; - Поскольку эффективное управление качеством воздуха невозможно без соответствующей системы его оценки, основывающейся на данных мониторинга, определенными странами ВЕКЦА были подготовлены программы или планы по обновлению и модернизации систем мониторинга и начато их внедрение. Эти программы включали поэтапное введение автоматизированных станций, позволяющих осуществлять автоматическую передачу данных, проводить наблюдения за приземным озоном и ТЧ 10 ; - Некоторыми странами ВЕКЦА сделаны шаги по формированию / развитию комплексных информационных систем качества воздуха, включающих, помимо обновления систем мониторинга, инвентаризацию выбросов, моделирование, прогнозирование и распространение информации.

Основные рекомендации - Поскольку загрязнение воздуха имеет серьезное негативное воздействие на здоровье населения (по оценкам сопоставимо со смертностью при дорожно-транспортных происшествиях), то оценка и управление качеством воздуха должны стать в странах ВЕКЦА приоритетами в государственной экологической политике; - В рамках государственных систем управления качеством воздуха следует четко установить специфические приоритеты, цели, целевые показатели и сроки их достижения; - Для того, чтобы при принятии решений, системы оценки качества воздуха (включая системы мониторинга и информационные системы) являлись важными политическими инструментами, обеспечивающими достаточной информацией, их следует развивать и обновлять; - Финансирование систем оценки качества воздуха должно осуществляться с учетом важности управления качества воздуха.

Последующие действия - подготовка финансовых анализов разных вариантов обновления / модернизации систем оценки качества воздуха в отдельных странах ВЕКЦА; - детальные анализы существующего опыта в странах ВЕКЦА должны являться составной частью таких научно-исследовательских работ; - основные анализы затрат и выгод также могут являться составной частью таких научно- исследовательских работ.