Проект «Разработка интегрированного плана управления в Или- Балхашском бассейне » Мирхашимов Искандар-менеджер проекта Алматы 23.10.2007 г. Министерство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слайд 1 РАБОТА КОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МСХ РК ВЕЛАСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Государственное управлению в области использования и охраны.
Advertisements

ИУВР – инструмент достижения баланса между многочисленными водопользователями Oпыт Казахстана в разработке Национального плана развития и внедрения ИУВР.
Водная инициатива ЕС Иван Игнатьев О.О. «Экоспектр», семинар «Реформа городского водоснабжения и канализации», г. Бендеры, сентября.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
Проект ПРООН – Экология и безопасность (ENVSEC) Поощрение диалога между прибрежными государствами в целях развития и создания начальных правовых и институциональных.
Приоритетные направления регионального сотрудничества МКУР в области охраны окружающей среды и устойчивого развития с ГЭФ, странами донорами, международными.
Соглашение по реализации Межрегиональной Программы «Зеленый Мост» как основа для Зеленой Экономики Булат К. Есекин, независимый эксперт IV Астанинский.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
ОТЧЕТ НИЦ МКУР ЗА 2007 год. В рамках усиления регионального сотрудничества в Центральной Азии: подготовлена, одобрена и подписана Рамочная Конвенция об.
Водные проблемы, решаемые проектом ГЭФ/ПРООН «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал» и возможная.
Сотрудничество и взаимодействие для улучшения окружающей среды в Центральной Азии – деятельность РЭЦЦА Конференция высокого уровня ЕС и ЦА по вопросам.
Информационное обеспечение науки в Казахстане: состояние и перспективы Болат Султангазин Национальный центр научно-технической информации РК Science Online.
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
Сагит Ибатуллин - председатель ИК МФСА «Укрепление регионального сотрудничества по воде: роль Исполнительного комитета Международного Фонда спасения Арала»
Проект финансируется ЕС Некоторые подходы к совершенствованию системы управления водным сектором Кыргызстана, в соответствии с идеологией ИУВР Совместный.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Европейским Союзом и Центральной Азией в области охраны окружающей.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Интегрированное управление водными ресурсами и участие населения в подготовке решений Сергей Костарев НП «Экологический комитет» (Омск) Третье заседание.
Транксрипт:

Проект «Разработка интегрированного плана управления в Или- Балхашском бассейне » Мирхашимов Искандар-менеджер проекта Алматы г. Министерство охраны окружающей среды РК Министерство экономики и бюджетного планирования РК Комитет по водным ресурсам МСХ РК Европейская Комиссия Региональный Экологический Центр Центральной Азии

Физико-географическое положение ИББ

Административное положение ИББ

Природный потенциал и нагрузки Площадь ИББ тыс. кв. км. около малых и 40 средних рек 12 типов экосистем Обитает 50 видов зверей, 269 птиц, 20 видов рыб ООПТ – 3 тыс.км.кв В регионе проживает свыше 3 млн.человек. Содержится около 5 млн.голов домашнего скота. Площадь сельхоз угодий тыс.га Посевная площадь тыс.га Пастбища – тыс.га водоемов и водохранилищ

ИББ: объемы потребления воды км.куб\год Агросектор Коммун. сектор Промышленность Рыбное хозяйство Всего в 2006 г

Озеро Балхаш Длина озера км, Ширина озера – 9-74 км Наибольшая глубина 26 м. Средняя глубина -6 м Площадь зеркала при отметках БС: 340, ,0 м – км2, Объём 72,2 –106,0 км3 Общий приток( реки, осадки)- 24,7 км3 Испарение км3

Или – главная река ИББ 1439 км – общая протяженность реки1439 км – общая протяженность реки 815 км – по Казахстану815 км – по Казахстану 75 % - водосборной площади ИББ бассейна75 % - водосборной площади ИББ бассейна 80% - суммарного притока поверхностного стока в оз. Балхаш.80% - суммарного притока поверхностного стока в оз. Балхаш.

Или – главная река ИББ сток с территории КНР -13,95 км3сток с территории КНР -13,95 км3 сток с территории РК --6,16 км3сток с территории РК --6,16 км3 всего–20,11 км3всего–20,11 км3 сток в оз.Балхашсток в оз.Балхаш -15,043 км Д анные 2006г.

Реки восточной части Реки восточной части оз.Балхаш КараталКаратал, Аксу, Чарын, Лепсы, Аягуз Аксу ЛепсыАягуз КараталАксу ЛепсыАягуз приносят в озеро км3\год

Сокращение объемов ледников Аридизация климата Опустынивание территорий Сокращение числа малых рек и площадей озер Трансформация растительных сообществ, деградация пастбищ Снижение бонитета земель и продуктивности почв Сокращение площади горных и тугайных лесов Потери видового разнообразия и численности промысловых видов Снижение объемов и качества получаемой сельхозпродукции Эколого-экономические проблемы

Основные причины деградации ИББ Доминирование экономических и корпоративных интересов над экологическими и социальными ; Отсутствие общих целей и долгосрочных программ по развитию бассейна у ведомств и акиматов ; фрагментарное разделение полномочий и ответственности Загрязнение вод Пром., С\Х, Коммунальными стоками и отходами, опасными для людей, флоры и фауны Неэффективное управление ресурсами Общий развал водного хозяйства бассейна

Фрагментарное управление ИББ Субъекты управления МТСЗ МООС Акимы 4-х областей, Областные департаменты, Управления, Предприятия МЭБП МВД Минсельхоз КВР КЛОХ КРХ МЗ МИ ИТ АпЗРМКМЭМР Объекты управления

Трансграничные проблемы Непрогнозируемые объемы забора воды со стороны КНР- ( поступление в Или с КНР 8,5-17,7) Планируемый в КНР рост площадей орошаемых земель- с 400 до 600 тыс. га – увеличение забора воды на 2 куб. км \год Строительство Капчагайского вдхр. на р. Текес Планы: переброска стока из реки Или в бассейны рек Тарим и Карамай Загрязнение реки органикой и металлами

Проект ЕС \РЭЦЦА «Разработка Плана интегрированного управления в ИББ» Осуществляется при финансовой поддержке Европейской Комиссии в партнерстве с : - Министерством Охраны окружающей среды -Министерством Экономики и бюджетного планирования, -Комитетом по водным ресурсам МСХ Сроки разработки проекта : гг.

Цель проекта : Сохранение экосистем, интегрированное управление водой и рациональное природопользование Задачи: 1.Анализ международного опыта управления бассейнами; 2.Вовлечение заинтересованных сторон; 3.Разработка плана управления бассейном; 4.Создание органа управления бассейном; 5.Подготовка проекта международного соглашения по управлению бассейном; 6.Создание технического секретариата для поддержки плана управления бассейном

Правовые основы сотрудничества в ИББ Cоглашение о трансганичных водах между РК и КНР, 2001 Казахско-Киргизские соглашения 2004 Beijing Declaration on Hydropower & Sustainable Development Пекинская декларация по Гидроэлектроэнергетике и устойчивому развитию (29 октября 2004) Декларация Китая и Казахстана об установлении и развитии стратегического партнерства ( )

Выполнение проекта, задача-5 Соглашение по рекам Проект «Соглашение по интегрированному управлению ИБ Бассейна», обсужден на международном совещании г. Одобрен МИД РК Направлен МООС РК на согласование с министерствами

Выполнение проекта, задача-4 Создание О ргана управления ИББ Подготовлен полный пакет документов по созданию Бассейновой корпорации «Балхаш-Алаколь» (Законодательная поддержка, пояснительная записка и учредительные документы)

Выполнение проекта, задача-3 Разработка плана управления бассейном Осуществляется анализ действующих и планируемых программ и проектов всех уровней (международные, государственные, областные, отраслевые) и планы развития отраслей (с\х, промышленность, социум, экология, коммунальное хозяйство) Сформирована информационная база данных по основным компонентам Плана (статистический и картографический материал)

Выполнение проекта, задача-3 Разработка плана управления бассейном Стратегия территориального развития РК до 2015 года Программа «Обеспечение УР Балхаш – Алаколь- ского бассейна на гг» Национальная программа «Питьевые воды» Программа развития Алматинской обл. на гг. Государственная программа «Интегрированного управления водными ресурсами и повышения эффективности водопользования РК до 2025 г. » ( проект ) Программы развития системы ООПТ РК на годы

Выполнение проекта, дальнейшие действия Разработка и согласование План ИУВР Продвижение международного договора с КНР и КР по трансграничным рекам Прохождение государственной экспертизы и подача документов на регистрацию Бассейновой корпорации «Балхаш- Алаколь» Создание технического секретариата для поддержки процесса управления бассейном Презентация материалов и завершение проекта

Спасибо за внимание.Прошу задавать вопросы б Алматы, Орбита-1, 40, тел.: ,

Схема Плана интегрированного управления ИББ Цель Плана: Уровень озера не ниже м. При общем объеме стока реки Или (18-20 км 3 ) Задача Плана изыскать дополнительные водные ресурсы -4-5 куб.км. Мероприятия Плана: эффективное использование воды в хозяйственной деятельности; сокращение потерь в зонах формирования и рассеивания; сокращение потерь на испарение и на фильтрацию; сокращение потерь в дельтах рек; водохранные мероприятия; вовлечение в оборот сточных, коллекторно – дренажных и подземных вод, другие Для реализации Плана необходимо: Эффективная система интегрированного управления в бассейне Финансирование (до 1 млрд. евро) – условия для инвесторов Соглашение между странами бассейна Сток р. Или: из КНР - 13, 36 км 3 (65%); в Казахстане- 7,24 км 3 (35%), 2004 г. Соглашение между странами бассейна РК, КНР, КР

Существующие возможности решения проблем Соглашения КНР и РК о развитии стратегического партнерства Инвестиционный интерес КНР к низовьям Балхаша: рыбоводство, сельское хозяйство, экотуризм - как гарантия для попусков и качества воды Обязательства КНР по ЦРТ, включая сохранение экосистем Заинтересованность ЕС в Казахстане в качестве моста между Европой и Азией, Увязка интересов Кыргызстана к инвестициям РК и зависимости КНР от р.Тарим Помощь РЭЦЦА в организации международного секретариата Опыт МФСА (создание ВЭК, вовлечение ООН, секретариат)

Политические и правовые основы Послание Президента: - совершенствование институтов развития, инновационной инфраструктуры - корпорации развития территорий (социальные предпринимательские корпорации) - новые формы партнерства частного сектора и государства - развитие специальных экономических зон Предложение ЕС о помощи по заключению соглашения с КНР в решении трансграничных проблем Йоханнесбург-2002, ВСУР: обязательства РК, КНР, ЕС по региональному сотрудничеству, многосторонним соглашениям, переход на экосистемное управление Горное партнерство -45 стран, 19 межправительственных организаций Глобальное водное партнерство, к которому присоединился и Китай Декларация Китая и Казахстана об установлении и развитии стратегического партнерства ( ) Пекинская декларация по устойчивому развитию (29 октября 2004) Проект ЕС и РЭЦЦА об отработке модели территориального развития на примере ИББ Открытие экотехнопарка (Совместное коммюнике РК-КНР, , Астана)

Правовые и программные документы-1 Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года 167 О Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года Постановления Правительства РК 42 от г. « Правила становления водоохранных зон и полос». Постановление Правительства РК от г. 163 Об утверждении Программы «Обеспечение устойчивого развития Балхаш – Алакольского бассейна на гг» Национальная программа «Питьевые воды»

Правовые и программные документы-2 Программа «Охрана окружающей среды РК на годы (проект) Постановление Правительства от г. N 990 «Об утверждении Программы развития системы особо охраняемых природных территорий РК на годы Об утверждении Перечня мероприятий по охране окружающей среды. Приказ Министра охраны окружающей среды РК от г. N 273-п

Направления Плана - Снижения объемов выбросов и сбросов в атмосферу, почву и водные источники, от промышленных, коммунальных и сельхозпредприятий ; Предупреждения и смягчение последствий природных катастроф, связанных с водным фактором. Улучшение жизненных условий населения путем решения проблем предоставления питьевой воды. Сохранения экосистем региона, организация ООПТ, предотвращение процессов опустынивания Продвижения экономического благосостояния проживающего в регионе ИББ населения;

Мероприятия Плана-1 эффективное использование воды в хозяйственной деятельности; - сокращение потерь в зонах формирования и рассеивания; - сокращение потерь на транспортировку, испарение и на фильтрацию; - сокращение потерь в дельтах рек; - водоохранные мероприятия; -

Мероприятия Плана-2 восстановление и ремонт оросительных и коллекторно-дренажных систем на орошаемых массивах внедрение водосберегающих технологий отказ от неэффективных методов полива сельхокультур увеличение доли коллектороно- дренажных вод, оборотного и повторного водоснабжения

Компонент 4. Создание органа управления бассейном Подготовка пакета документов по созданию Органа управления ИББ Устав «ИББ» Организационная структура «ИББ» Институты управления «ИББ» Структура управления «ИББ» Руководство Партнеры Основные направления развития Инвестиционная декларация (меморандум) Форма управления: «социально- предпринимательской корпорация»

Компонент 5. Подготовка проекта соглашения по развитию управлению бассейном; Разработка и подписание межгосударственного Соглашения между Казахстаном, КНР и Кыргызстаном по управлению водами трансграничных рек. Проект Соглашения обсужден на международном совещании 6-7 марта 2007г.

Аналоги международных договоров - Региональный договор о защите Альп (7 стран и ЕС 1991г.) - Соглашение по р. Инд между Индией, Пакистаном и ВБ (ВБ- как гарант соглашения и инвестор программ) - Карпатская конвенция (8 горных стран, 2003 г.) - Консорциум по устойчивому развитию Андского экорегиона (7 стран Латинской Америки с участием бизнеса, НПО, науки) - Администрация долины р. Теннеси: правительство, частный сектор (США) - Озеро Бива: правительство, частный сектор, общественность (Япония) - Бассейновые управления Франции: правительство, муниципалитеты, частный сектор - Региональные Повестки-21 (Балтика-21, Африканское партнерство NEPAD, Средиземноморская Повестка-21) -другие

Ожидаемые результаты исполнения проекта-1 1.Разработанная модель управления для ИББ на основе изучения лучших примеров и моделей системы управления для ИББ на основе их изучения и проведенных исследований; 2.Функционирующая сеть и устойчивые связи с заинтересованными сторонами с их вовлечением для успешного выполнения проекта; 3.Осведомленная общественность и наличие доступной и необходимой информации по вопросам состояния и развития ИББ;

Ожидаемые результаты исполнения проекта-2 4. Согласованные на правительственном и местном уровнях предложения по задачам, статусу и полномочиям, структуре и функциям Органа управления бассейном; 5. Реалистичный и выполнимый план развития ИББ с четко обозначенными целями, политикой и механизмами выполнения. 6. Проект Соглашения о партнерстве по управлению бассейном как правовая основа для будущей деятельности и выполнения Плана развития ИББ. 7. Обученный и работоспособный секретариат с необходимыми техническими возможностями и рабочими группами для экспертной и технической поддержки выполнения Плана развития ИББ.

Среднесрочные цели Утверждение национальной Программы развития бассейна Подготовка и подписание многостороннего бассейнового Соглашения: РК, КР, КНР с участием ЕС, ООН Решение проблемы забора и загрязнения водыр.Или и КНР для сохранения экосистем озера Балхаш Привлечение инвестиций и технологий для решения социально- экономических проблем региона Использование возможностей РЭЦЦА для поддержки экспертных работ и рабочего секретариата

Долгосрочные цели Утверждение международной Программы развития бассейна Дальнейшее привлечение инвестиций и технологий развития региона и повышения конкурентоспособности РК Укрепление геополитической роли РК в отношениях между Европой и Азией Внедрение модели управления ИББ я в других трансграничных бассейнах (Арал, Каспий, Иртыш) в интересах РК Пример для ООН по практическому выполнению обязательств по ЦРТ и Устойчивого Развития. Укрепление лидерства в регионе и на глобальном уровне по УР развитию( Саммит глав государств в Астане в 2012 г.)

Схема Плана интегрированного управления в Или-Балхашском бассейне Цель Плана: Уровень озера не ниже м. При общем объеме стока реки Или (18-20 км 3 ) Задача Плана изыскать дополнительные водные ресурсы -4-5 куб.км. Мероприятия Плана: эффективное использование воды в хозяйственной деятельности; сокращение потерь в зонах формирования и рассеивания; сокращение потерь на испарение и на фильтрацию; сокращение потерь в дельтах рек; водохранные мероприятия; вовлечение в оборот сточных, коллекторно – дренажных и подземных вод, другие Для реализации Плана необходимо: Эффективная система интегрированного управления в бассейне Финансирование (до 1 млрд. евро) – условия для инвесторов Соглашение между странами бассейна Сток р. Или: из КНР - 13, 36 км 3 (65%); в Казахстане- 7,24 км 3 (35%), 2004 г. Соглашение между странами бассейна РК, КНР, КР