СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Advertisements

Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
1 ЭкологическаяБезопасностьЗАЭС Служба охраны окружающей среды НАЦІОНАЛЬНА АТОМНА ЕНЕРГОГЕНЕРУЮЧА КОМПАНІЯ МІНІСТЕРСТВО ПАЛИВА ТА ЕНЕРГЕТИКИ УКРАЇНИ.
ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА Е.А. Васильева директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» 4 – 6 сентября Варшава Польша.
Экологический мониторинг в практике предприятий РК Мустафина В.В. Варшава 4-6 сентября 2006 г. Казахстанская ассоциация природопользователей для устойчивого.
Экологический мониторинг в практике предприятий РК Мустафина В.В. Варшава 4-6 сентября 2006 г. Казахстанская ассоциация природопользователей для устойчивого.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ Тюмень
Иванов Дмитрий Анатольевич директор Центра энергосбережения и экологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Правовые основы охраны атмосферы.
"Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ Статья Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Локальный мониторинг окружающей среды в Республике Беларусь Светлана Уточкина.
SOE Индикаторы1 Использование индикаторов в государственных докладах по состоянию окружающей среды Туркменистана.
ПРОЕКТ МЕНЕДЖМЕНТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РОССИИ И УКРАИНЫ ПРОЕКТ МЕНЕДЖМЕНТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РОССИИ И УКРАИНЫ «Экологический аудит и экоаудиторская практика»
Понятие экологического контроля Цель экологического контроля Задачи экологического контроля (Закон Республики Узбекистан «Об охране природы») Объекты.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Транксрипт:

СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК

Цель доклада Кратко представить существующую систему производственного мониторинга м отчетности на крупных промышленных предприятиях в Республике Казахстан и предпринимаемые меры Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан по совершенствованию ситуации в области ведения мониторинга окружающей среды

Существующее положение дел Согласно ст. 25 Закона «об охране окружающей среды» РК Юридические лица - природопользователи обязаны вести производственный мониторинг окружающей среды, учет и отчетность о воздействии осуществляемой ими хозяйственной деятельности на окружающую среду. Средства измерений, используемые для производственного мониторинга окружающей среды, должны соответствовать требованиям стандартизации и метрологии. Данные производственного мониторинга и отчетность о воздействии на окружающую среду стратегических, трансграничных и экологически опасных объектов передаются уполномоченному органу в области охраны окружающей среды, субъектов хозяйственной деятельности - местным исполнительным органам областей (города республиканского значения, столицы) в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан

Согласно Инструкции по подготовке, оформлению и представлению материалов заявки на получение разрешения на загрязнение окружающей среды природопользователи к материалам Заявок прилагают годовые отчеты по производственному мониторингу окружающей среды за предыдущий год, согласованные с территориальным органом, с приложением документов об аттестации или лицензия аналитической лаборатории на право проведения работ по измерению концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде.

Всего в Министерство охраны окружающей среды представляются отчеты по производственному мониторингу около 240 крупными предприятиями Казахстана.

Содержание отчетов по производственному мониторингу До 2006 года в Республике Казахстан отсутствовали типовые Правила по ведению производственного мониторинга. В этой связи содержание отчетов, представляемых природопользователями, отлично друг от друга

Содержание отчета АО «Актобемунайгаз» 1. Общие сведения о предприятии как источнике загрязнения окружающей среды; 2. Климатические условия; 3. Мониторинг атмосферного воздуха: а) характеристика существующего состояния воздушного бассейна; б) состояние атмосферного воздуха в зоне воздействия объектов предприятия по загрязняющим веществам: сероводород; серы диоксид; азота диоксид, азота оксид; динамика загрязнения атмосферного воздуха за годы анализ результатов мониторинга;

4. Мониторинг поверхностных и подземных вод: а) поверхностные воды; приводится качество поверхностных вод в зоне воздействия объектов по следующим показателям: рН, сухой остаток, мг/дм3,; взвешенные вещества, NO -2, SO2-4, Cl-, HCO - 3, СПАВ, Fе2+, нефтепродукты а) подземные воды и гидрогеология; в) анализ результатов мониторинга 5. Мониторинг почв и грунтов: а) мониторинг почв и грунтов объектов; б) мониторинг за состоянием почв на границе СЗЗ месторождения (хром, свинец. кадмий, медь, кобальт);

в) мониторинг за состоянием почв населенных в близлежащих населенных пунктах; 6. Радиоэкологический анализ объектов: а) радиационная характеристика района работ; б) радиометрические измерения; в) метрологическое обеспечение работ; г) результаты полевых работ; д) результаты анализа проб; е) рекомендации по дальнейшему проведению работ

Содержание отчета предприятий АО «Астана-Энергия» а) мониторинг выбросов загрязняющих веществ от энергетических и водогрейных котлов по следующим загрязняющим веществам: мазутная зола, азота диоксид, азота оксид, диоксид серы, оксид углерода, пыль неорганическая: 20-70% SiО2, сажа. (выполняется собственными силами)

б) мониторинг атмосферного воздуха на санитарно защитной зоне (СЗЗ) территории предприятия и золоотвалов по загрязняющим веществам - - зола, сернистый ангидрид, окислы азота. в) мониторинг состояния на границе СЗЗ территории предприятия и золоотвалов по восемнадцати показателям, в том числе хром, барий, ниобий фосфор, цирконий, олово, медь, кобальт, стронций, германий, титан, висмут, и др. д) Мониторинг водных ресурсов е) мониторинг грунтовых и подземных вод по загрязняющим веществам – барий, ванадий, марганец, мышьяк, свинец,, стронций, кадмий, бор, нефтепродукты, фтор ж) выводы

Содержание отчета объектов ОАО «Майкаинзолото» 1) мониторинг подземных вод по режимным скважинам по 33 показателям. в том числе запах, цвет, осадок, рН, хлориды, сульфаты, гидрокарбонаты, натрий-калий, кальций, магний, нитраты, аммиак, общая жесткость, минерализация, железо, фосфаты, щелочность, нефтепродукты, барий, хром ванадий и др.

2) мониторинг качества атмосферного воздуха в зоне влияния производственных объектов ОАО «Майкаинзолото» по следующим загрязняющим веществам – пыль, окись углерода, сернистый ангидрид, диоксид азота. 3) мониторинг качества почвенного покрова на территории расположения производственных объектов ОАО «Майкаинзолото» по 10 показателям, в том числе медь, никель, молибден, вольфрам, магний, цинк, титан, вольфрам и др. 4) Выводы

Статистическая отчетность предприятий На основании данных производственного мониторинга предприятиями составляются статистические отчеты 1) 2 ТП (воздух) об охране атмосферного воздуха; 2) 2 ТП (водхоз) об использовании воды; 3) 3 токсичные отходы образование и удаление токсичных отходов 4) 4 – ОС отчет о текущих затратах на охрану природы, экологических платежах и плате за природные ресурсы; 5) ИПМ об инвестировании природоохранных мероприятий, которые после согласования с территориальными управлениями охраны окружающей среды Министерства окружающей среды, представляются в Агентство по статистике в установленные

Использование информации При подготовке национального доклада о состоянии окружающей среды РК; При подготовке отчетов в правительство Республики Казахстан; При разработке региональных и отраслевых программ по охране окружающей среды

Действия МООС РК по совершенствованию ситуации 1) Специальной рабочей группой по реализации Программы действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы осуществлен пилотный проект в Казахстане «Производственный контроль в Казахстане», по завершению проекта СРГ представлено Руководство по организации и ведению производственного мониторинга и контроля. Данное Руководство Министерством охраны окружающей среды использовано при разработке типовых Правил ведения производственного мониторинга, а также раздела «Производственный экологический контроль» в рамках разрабатываемого в настоящее время в Казахстане Экологическом кодексе

1) Приказом Министра Республики Казахстан 24 февраля 2006 года утверждены Типовые правила ведения производственного мониторинга; Приказ «Об утверждении типовых правил ведения производственного мониторинга» зарегистрирован в Министерстве юстиции.

Производственный мониторинг (ПМ) экспериментальная ( на основе измерений) и/или (на основе расчетов) оценка определенных параметров производственного процесса, физических и химических фаакторов воздействия на окружающую среду и изменений в состоянии окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности

В рамках осуществления ПМ выполняется: операционный мониторинг, мониторинг эмиссий мониторинг воздействия:

Программа производственного мониторинга Программа ПМ разрабатывается природопользователем самостоятельно либо с привлечением юридических или физических лиц на основании проектов ОВОС, нормативов ПДВ, ПДС и нормативов обращения с отходами предприятий, имеющих положительное заключение государственной экологической экспертизы в течении одного месяца после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы

Содержание программы ПМ перечень отслеживаемых параметров; период, продолжительность и частоту осуществления наблюдений и измерений; сведения об используемых технических средствах и методах проведения ПМ (экспериментальных и/или косвенных); расположение мест (точек) отбора проб с указанием их на карте- схеме; методы и частота ведения учета, анализа и сообщения данных; механизмы обеспечения качества инструментальных измерений, включая сведения об аккредитации; протокол действий в нештатных ситуациях; организационную и функциональную структуру внутренней ответственности персонала за проведение ПМ.

2) В настоящее время Министерством охраны окружающей среды РК разработан проект Экологического кодекса, Главой 15 «Производственный экологической контроль» которого поглощены положения типовых Правил ведения производственного мониторинга. При вводе в действие Экологического кодекса, Приказ «Об утверждении типовых Правил ведения производственного мониторинга» потеряет силу. В настоящее время проект Экологического кодекса РК согласован с заинтересованными государственными органами и внесен на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан. В декабре текущего года предусмотрено утверждение Экологического кодекса в Правительстве РК

Порядок проведения ПЭК ПЭК проводится на основе производственной экологической программы, согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды Требование об обязательном проведении ПЭК включается в условия экологического разрешения

Требование к содержанию ПЭП 1) обязательный перечень параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга; 2) период, продолжительность и частота осуществления производственного мониторинга и измерений; 3) сведения об используемых методах проведения производственного мониторинга (экспериментальных и/или косвенных); 4) точки отбора проб и места проведения измерений; 5) методы и частота ведения учета, анализа и сообщения данных;

6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нару­шений экологического законодательства (включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение); 7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений, включая подробные сведения об аккредитации или сертификации; 8) протокол действий в нештатных ситуациях; 9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности персонала за проведение производственного экологического контроля; 10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения производственного экологического контроля.

В экологическом кодексе предусмотрены Меры по стимулированию организации и проведению производственного экологического контроля К природопользователям, подтвердившим в результате инспекторских экологических проверок на протяжении трех лет соблюдение экологического законодательства, выполнение производственных экологических программ, качество и полноту отчетных данных, инспекторские экологические проверки осуществляются один раз в три года, за исключением аварийных и чрезвычайных экологических ситуаций.»

3) В мае 2006 года совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и заинтересованных государственных органов ЕГСМОС и ПР) Концепция создания и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее – ЕГСМОС и ПР), одной из подсистем которой является производственный мониторинг.

4) В рамках республиканской бюджетной программы» «Организация проведения научных исследований в области мониторинга окружающей среды" в 2006 году предусмотрена реализация мероприятия «Создание научно-методической основы организации и ведения мониторинга окружающей среды», в ходе исполнения которого предусмотрена разработка: 1) Правил размещения пунктов наблюдений в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, согласованные с субъектами ЕГСМ ОС и ПР, 2) Инструкция по ведению производственного мониторинга, А также подготовка: 1) Сборника действующих методик и ГОСТов по организации и ведению наблюдений по загрязнению объектов окружающей среды, входящих в ЕГСМ ОС и ПР (30 штук); 2) Перечня методик и ГОСТов по организации и ведению мониторинга по загрязнению окружающей среды в рамках ЕГСМ ОС и ПР, рекомендуемых к разработке;

От Министерства охраны окружающей среды выражаю благодарность Анжеле Буларга, представляющей Директорат по охране окружающей среды ОЭСР Благодарю за внимание