Взаимодействие между мониторингом качества атмосферного воздуха и стратегиями охраны атмосферного воздуха в Кыргызской Республике Т. Шмелева Т. Шмелева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральным законом от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 12) установлены следующие нормативы: технические нормативы выбросов (ТНВ),
Advertisements

Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Правовые основы охраны атмосферы.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Необходимость получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
«Возможности применения стратегической экологической оценки (СЭО) в КР» О. Печенюк Независимая экологическая экспертиза.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Информационно-аналитический центр локального мониторинга Кузьмин Савелий, Бракович Люция Информационно-аналитический центр локального мониторинга Кузьмин.
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ГРУЗИИ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГРУЗИИ.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Локальный мониторинг окружающей среды в Республике Беларусь Светлана Уточкина.
Правовая основа безопасности жизнедеятельности Конституция РФ Федеральные законы. Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. Приказы, директивы,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Специализированная инспекция мониторинга и организации аналитического контроля.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Взаимодействие в рамках контрольно- разрешительной деятельности Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края Начальник инспекции.
О реализации государственной региональной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Мурманской области 28 ноября 2013 года Министр природных.
Проект финансируется ЕС Некоторые подходы к совершенствованию системы управления водным сектором Кыргызстана, в соответствии с идеологией ИУВР Совместный.
О территориальной системе наблюдений за состоянием окружающей среды и взаимодействии с государственной наблюдательной сетью Росгидромета МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ.
Транксрипт:

Взаимодействие между мониторингом качества атмосферного воздуха и стратегиями охраны атмосферного воздуха в Кыргызской Республике Т. Шмелева Т. Шмелева ведущий специалист Управления Экологического Мониторинга ведущий специалист Управления Экологического Мониторинга Государственного Агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве КР.

Стратегия управления качеством атмосферного воздуха Конституция Кыргызской Республики; Конституция Кыргызской Республики; Концепция экологической безопасности Кыргызской Республики,1997 г.; Концепция экологической безопасности Кыргызской Республики,1997 г.; Закон « Об охране окружающей среды»,1999 г.; Закон « Об охране окружающей среды»,1999 г.; Закон « Об охране атмосферного воздуха»,1999 г.; Закон « Об охране атмосферного воздуха»,1999 г.; Закон « Об экологической экспертизе», 1999 г.; Закон « Об экологической экспертизе», 1999 г.; Закон « О ставке платы за загрязнение окружающей среды», 2002 г.; Закон « О ставке платы за загрязнение окружающей среды», 2002 г.; Государственная Программа по прекращению использования озоноразрушающих веществ, 2002 г.; Государственная Программа по прекращению использования озоноразрушающих веществ, 2002 г.; Национальный План действий по охране окружающей среды,1995 г.; Национальный План действий по охране окружающей среды,1995 г.; Региональный План действий по охране окружающей среды Центральной Азии, 2000 г.; Региональный План действий по охране окружающей среды Центральной Азии, 2000 г.; Государственный План действий по гигиене окружающей среды, 1999 г.; Государственный План действий по гигиене окружающей среды, 1999 г.; Местный План действий по гигиене окружающей среды города Бишкек,1999 г.; Местный План действий по гигиене окружающей среды города Бишкек,1999 г.; Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и ряд других. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и ряд других.

Мониторинг качества атмосферного воздуха и источников антропогенного воздействия Кыргызгидромет МЧС – мониторинг качества атмосферного воздуха в городах; Кыргызгидромет МЧС – мониторинг качества атмосферного воздуха в городах; Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству КР – контроль за промышленными выбросами; Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству КР – контроль за промышленными выбросами; Департамент санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава КР – контроль качества воздуха внутри помещений, изучение влияния загрязнения воздушной среды на здоровье населения; Департамент санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава КР – контроль качества воздуха внутри помещений, изучение влияния загрязнения воздушной среды на здоровье населения; МВД КР- контроль состава выхлопных газов автотранспорта при техническом осмотре; МВД КР- контроль состава выхлопных газов автотранспорта при техническом осмотре; Нацстаткомитет КР - ежегодная статистическая отчетность природопользователей по атмосферным выбросам (2ТП-воздух). Нацстаткомитет КР - ежегодная статистическая отчетность природопользователей по атмосферным выбросам (2ТП-воздух).

Мониторинг качества атмосферного воздуха Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха входит в систему Кыргызгидромета и функционирует с 1968 года. Мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха входит в систему Кыргызгидромета и функционирует с 1968 года. До 1992 г. мониторинг осуществлялся в 6-ти городах на 17 стационарных постах (ПНЗ). До 1992 г. мониторинг осуществлялся в 6-ти городах на 17 стационарных постах (ПНЗ). В воздухе городов определялись: взвешенные вещества, диоксид серы, оксид и диоксид азота, оксид углерода, формальдегид, аммиак, растворимые сульфаты и бенз(а)пирен. В год выполнялось до анализов. Наблюдения за качеством атмосферного воздуха проводятся в 5-ти городах на 14 постах: г. Бишкек - 7 ПНЗ, г. Кара-Балта –2, г. Токмок –2, г. Ош –1, г. Чолпон-Ата –2. Наблюдения за качеством атмосферного воздуха проводятся в 5-ти городах на 14 постах: г. Бишкек - 7 ПНЗ, г. Кара-Балта –2, г. Токмок –2, г. Ош –1, г. Чолпон-Ата –2. Определяются диоксид серы, оксид и диоксид азота, аммиак, формальдегид. В год выполняется около анализов.

Мониторинг качества атмосферного воздуха

Недостаточность бюджетного финансирования мониторинга качества атмосферного воздуха привела к: закрытию 3-х стационарных постов, закрытию 3-х стационарных постов, ликвидации маршрутных постов наблюдений, ликвидации маршрутных постов наблюдений, закрытию экспедиционных работ, закрытию экспедиционных работ, закрытию единственной в Кыргызстане станции фонового мониторинга в Сары-Челекском биосферном заповеднике, закрытию единственной в Кыргызстане станции фонового мониторинга в Сары-Челекском биосферном заповеднике, сокращению программы наблюдений, сокращению программы наблюдений, сокращению периодичности наблюдений, сокращению периодичности наблюдений, сокращению количества отслеживаемых параметров. сокращению количества отслеживаемых параметров.

Мониторинг промышленных выбросов Контроль качества промышленных выбросов осуществляют четыре подразделения мониторинга ГАООС и ЛХ КР: Контроль качества промышленных выбросов осуществляют четыре подразделения мониторинга ГАООС и ЛХ КР: 1. Управление экологического мониторинга (г. Бишкек ) 2. Ошское Территориальное Управление ООС (г. Ош) 3. Джалал-Абадское Территориальное Управление ООС (г. Джалал-Абад) 4. Иссык-Кульское Территориальное Управление ООС (г. Каракол)

Мониторинг промышленных выбросов

Управление экологического мониторинга (УЭМ) осуществляет постоянный мониторинг эффективности работы пылегазоочистного оборудования 5 крупных предприятий Кыргызстана: Управление экологического мониторинга (УЭМ) осуществляет постоянный мониторинг эффективности работы пылегазоочистного оборудования 5 крупных предприятий Кыргызстана: Кумтор Оперейтинг Компани; Кумтор Оперейтинг Компани; Бишкекский асфальтобетонный завод; Бишкекский асфальтобетонный завод; Кантский цементно-шиферный комбинат; Кантский цементно-шиферный комбинат; АО «Реестма-Кыргызстан»; АО «Реестма-Кыргызстан»; ТЭЦ г. Бишкек ТЭЦ г. Бишкек

Мониторинг промышленных выбросов 2006 г.

Пересмотр стандартов качества ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий; ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий; ОНД–90 Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы; ОНД–90 Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы; ГОСТ «Охрана природы. Атмосфера. Правило контроля качества воздуха населенных пунктов»; ГОСТ «Охрана природы. Атмосфера. Правило контроля качества воздуха населенных пунктов»; РД «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»; РД «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»; Гигиенические Нормы , содержащие ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, разработанные Минздравом России и принятые на территории КР в 2004 г.; Гигиенические Нормы , содержащие ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, разработанные Минздравом России и принятые на территории КР в 2004 г.; Сборник нормативных правовых актов КР по охране окружающей среды, содержащий усовершенствованные требования к хозяйствующим субъектам, имеющим выбросы в атмосферу и владельцам автотранспорта, 2005 г. Сборник нормативных правовых актов КР по охране окружающей среды, содержащий усовершенствованные требования к хозяйствующим субъектам, имеющим выбросы в атмосферу и владельцам автотранспорта, 2005 г. ИСО/МЭК « Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», 2005 г. Аккредитация испытательных лабораторий по международному стандарту. ИСО/МЭК « Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», 2005 г. Аккредитация испытательных лабораторий по международному стандарту. В КР утверждены и используются аналитическими лабораториями нормативные документы по проведению анализов, такие как ГОСТы и МУ, разработанные в РФ. В КР утверждены и используются аналитическими лабораториями нормативные документы по проведению анализов, такие как ГОСТы и МУ, разработанные в РФ.

Кадастры выбросов Кадастров выбросов в Республике нет, прогноз распространения загрязняющих веществ на основе моделирования процессов рассеивания веществ от источников не ведется. Кадастров выбросов в Республике нет, прогноз распространения загрязняющих веществ на основе моделирования процессов рассеивания веществ от источников не ведется. + Проведена полная инвентаризация хозяйствующих субъектов в Кыргызстане и выпущен соответствующий Сборник перечня всех предприятий КР (2006 г.). Источники информации: Источники информации: 1. Реестр предприятий Национального статистического комитета; 2. Данные Госагентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству; 3. Данные Территориальных Управлений по Охране Окружающей Среды семи областей и городов Бишкек и Ош; 4. Данные экологических инспекторов районного уровня (в стране всего 48 районов); 5. Данные областных и муниципальных властей; 6. Данные районных и областных центров Госсанэпиднадзора Минздрава КР

Инспекция Регулярный текущий контроль воздействия промышленных предприятий на качество атмосферного воздуха возложен на: Регулярный текущий контроль воздействия промышленных предприятий на качество атмосферного воздуха возложен на: инспекционные службы охраны природы; инспекционные службы охраны природы; Инспекционный контроль осуществляют 7 Территориальных Управлений ООС и Управление государственного экологического контроля ГАООС и ЛХ Инспекционный контроль осуществляют 7 Территориальных Управлений ООС и Управление государственного экологического контроля ГАООС и ЛХ На основании: На основании: Указа Президента «О ликвидации препятствий со стороны контролирующих органов в развитии предпринимательства» 2000 г. Указа Президента «О ликвидации препятствий со стороны контролирующих органов в развитии предпринимательства» 2000 г. Положения о проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства от 2004 г.- Положения о проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства от 2004 г.- проекты планов проверок согласовываются с Департаментом инвестиционной и предпринимательской политики проекты планов проверок согласовываются с Департаментом инвестиционной и предпринимательской политики Плановые проверки – 1 раз в год;Плановые проверки – 1 раз в год; Предприятия I и II категории – 2 раза в год;Предприятия I и II категории – 2 раза в год; Внеплановые проверки – согласовываются на основе письменного заявления.Внеплановые проверки – согласовываются на основе письменного заявления. экологические службы предприятий экологические службы предприятий На большинстве промышленных предприятий отделы охраны окружающей среды ликвидированы;На большинстве промышленных предприятий отделы охраны окружающей среды ликвидированы; Ведомственный экологический контроль имеют крупные предприятия; Предприятия с привлечением иностранного капитала имеют собственные экологические лаборатории, работающие по международным стандартам

Разрешения на выброс выдает Управление Государственного экологического контроля ГАООС и ЛХ и соответствующие службы ТУООС Разрешения на выброс выдает Управление Государственного экологического контроля ГАООС и ЛХ и соответствующие службы ТУООС Правительство КР Постановлением 2000 г.в целях нормирования выбросов обязало всех юридических и физических лиц независимо от форм собственности иметь разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Правительство КР Постановлением 2000 г.в целях нормирования выбросов обязало всех юридических и физических лиц независимо от форм собственности иметь разрешение на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. П роцедура выдачи разрешений на выбросы, также как и требования практически не менялись с 1981 года П роцедура выдачи разрешений на выбросы, также как и требования практически не менялись с 1981 года Разрешения выдаются по заявке природопользователя при наличии: Разрешения выдаются по заявке природопользователя при наличии: Утвержденных нормативов ПДВ; Утвержденных нормативов ПДВ; Формы статистической отчетности 2ТП «Воздух»; Формы статистической отчетности 2ТП «Воздух»; Последних данных мониторинга; Последних данных мониторинга; Другой информации по запросу органов, выдающих разрешение Другой информации по запросу органов, выдающих разрешение + Проведено оценочное исследование по переходу КР к интегрированному подходу выдачи разрешений согласно Директиве Совета ЕС 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» ( г.г.) + Проведено оценочное исследование по переходу КР к интегрированному подходу выдачи разрешений согласно Директиве Совета ЕС 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений» ( г.г.) Внедрение комплексных разрешений займет период от 5 до 10 лет, при условии: Внедрение комплексных разрешений займет период от 5 до 10 лет, при условии: поддержки Правительства; поддержки Правительства; необходимого объема финансирования необходимого объема финансирования Разрешительная природоохранная система

Управление данными Выпускаемая информация: Ежедневно: информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха по запросам потребителей (Кыргызгидромет); информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха по запросам потребителей (Кыргызгидромет); информация о радиационном фоне в городах для СМИ (газеты, телевидение, радио) (Кыргызгидромет); информация о радиационном фоне в городах для СМИ (газеты, телевидение, радио) (Кыргызгидромет);Ежемесячно: информация о состояния загрязнения атмосферного воздуха в городах КР (Кыргызгидромет); информация о состояния загрязнения атмосферного воздуха в городах КР (Кыргызгидромет); информация о радиоактивном загрязнении КР (Кыргызгидромет); информация о радиоактивном загрязнении КР (Кыргызгидромет); информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха в столице КР(карты-схемы) и городах Чуйской области(текстовой формат) на WEB- сайте Кыргызгидромета, информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха в столице КР(карты-схемы) и городах Чуйской области(текстовой формат) на WEB- сайте Кыргызгидромета, Ежегодно: ежегодник состояния загрязнения атмосферного воздуха в городах КР (Кыргызгидромет); ежегодник состояния загрязнения атмосферного воздуха в городах КР (Кыргызгидромет); отчет 2 ТП-воздух о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации, а также об источниках выбросов (Нацстатком КР); отчет 2 ТП-воздух о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации, а также об источниках выбросов (Нацстатком КР); Национальный доклад о состоянии окружающей среды, (Государственное Агентство по охране окружающей среды КР). Национальный доклад о состоянии окружающей среды, (Государственное Агентство по охране окружающей среды КР)

Управление данными

Кыргызстан не имеет: Кыргызстан не имеет: единых информационных баз данных; единых информационных баз данных; государственных органов, анализирующих государственных органов, анализирующих экологическую информацию в комплексе, с целью экологическую информацию в комплексе, с целью выработки решений или рекомендаций в области выработки решений или рекомендаций в области экологической политики экологической политики

Международное сотрудничество в сфере охраны атмосферного воздуха Рамочная конвенция ООН по изменению климата (2003 г.) и Киотский протокол (2005 г.); Рамочная конвенция ООН по изменению климата (2003 г.) и Киотский протокол (2005 г.); Венская Конвенция об охране озонового слоя а также Монреальский Протокол (2000 г.), по озоноразрушающим веществам и поправки к нему; Венская Конвенция об охране озонового слоя а также Монреальский Протокол (2000 г.), по озоноразрушающим веществам и поправки к нему; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (2000 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (2000 г.); Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (2001 г.); Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (2001 г.); Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (2006 г.),. Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (2006 г.),.

Спасибо за внимание