Контроль качества образования Н.И.Яловицкая, директор МКОУ ДПО ЦИМПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Advertisements

Законодательные и концептуальные основы деятельности сельской школы Абрамов Владимир Викторович, старший государственный инспектор отдела государственного.
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Критерии оценивания сформированности пакета локальных актов, регламентирующих введение в образовательном учреждении ФГОС начального общего.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Внутришкольный контроль - это вид деятельности это вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
Организация внутренней системы мониторинга оценки качества образования в современной дошкольной организации Подготовила: старший воспитатель структурного.
* Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
Августовская конференция педагогических работников ЗАТО Северск «Стратегии интенсификации развития системы образования ЗАТО Северск» августа 2013г.
Об отдельных аспектах введения ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет.
Изменения в локальной нормативной документации образовательной организации в связи с новым Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании в Российской.
Нормативно - правовое регулирование информационной открытости образовательной организации Нормативно - правовое регулирование информационной открытости.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Транксрипт:

Контроль качества образования Н.И.Яловицкая, директор МКОУ ДПО ЦИМПО

Контроль качества - одна из значимых функций управления, которая напрямую связана с планированием на основе анализа и целеполагания, с организацией и руководством образовательным учреждением. Внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого учреждения и является источником информации об основных результатах деятельности учреждения, позволяющей принимать на основе ее изучения эффективные управленческие решения

Нормативно-правовые основания ВШК В качестве одной из приоритетных задач федеральной целевой программы развития образования на годы является развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. Программа предусматривает: увеличение числа образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности; расширение уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования; увеличение численности обучающихся, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания.

Идеи объективности оценивания, достоверности, открытости получаемых результатов отражены и в другом стратегическом документе - Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на годы, среди задач которой: - обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов; - формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур; - создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях; - создание системы мониторинговых исследований качества образования.

В условиях введения ФГОС его требования становятся основой контроля и оценки не только уровня образования обучающихся, но и эффективности деятельности педагогических работников, образовательного учреждения, всей системы образования. Данное положение сформулировано в следующих приказах Минобрнауки России: - от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п.п. 3, 19.2, 19.9); - от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (п.п. 2, , ); - от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (п.п. 3, 4, 12, , ).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации п.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; 13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения п.2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся 1.Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Статья 59. Итоговая аттестация 1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. 2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. 3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Статья 89. Управление системой образования 2. Управление системой образования включает в себя: 4) проведение мониторинга в системе образования; 7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования 1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Статья 94. Педагогическая экспертиза 1.Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися..

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Статья 95. Независимая оценка качества образования 1.Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность… 6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования 3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Необходимо обратить внимание на Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от В этом документе контроль качества образования понимается как деятельность, направленная на оценку соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС, принятия мер по устранению выявленных недостатков. Речь идет о «внешнем контроле», который рассматривается как процесс установления соответствия реального положения дел имеющимся требованиям и коррекции (при необходимости) сложившейся ситуации.

Задачи контроля, связанные с оценкой: соответствия содержания образования требованиям ФГОС при организации образовательного процесса; условий реализации основных образовательных программ; соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям ФГОС; результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от «О введении федерального государственного образовательного стандарта» В письме говорится о процедуре экспертизы (самоэкспертизы) готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС при условии его опережающего введения. В письме речь идет о системе внутришкольного контроля, которая переориентируется на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС, что должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы (раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»).

РЕЗЮМЕ Обобщая результаты изучения нормативно- правовой базы, связанной с реализацией контролирующей функции в образовательном учреждении, можно выделить несколько ключевых понятий, описывающих этот процесс: - «Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»; - «Система внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»; - «Система внутришкольного контроля»; - «Внутренняя система оценки качества образования».

Независимо от используемых понятий, речь идет о единой управленческой деятельности, целью которой является: получение информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, определение проблем для принятия конструктивных решений по оптимизации управления, оказание методической и практической помощи субъектам образовательного процесса; выявление соответствия процесса и результатов образовательного процесса существующим требованиям ФГОС общего образования; принятия системы мер, направленных на повышение эффективности и качества образования.

нормативные документы, связанные с уточнением субъектов внутришкольного контроля и уровня их компетентности в рассматриваемом вопросе. В Письме Министерства образования РФ от «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» говорится о значимости внутреннего контроля за деятельностью образовательного учреждения со стороны его руководителя.

Приказ Минздравсоцразвития России от н «Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих» определяет следующие должностные обязанности работников образования в рамках ВШК: руководитель (директор, заведующий, начальник): планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения; обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении;

заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника): осуществляет контроль за качеством образовательного процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС, ФГТ. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников, за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя по административно- хозяйственной работе (части) осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово- хозяйственных операций;

учитель: оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе); осуществляет контрольно- оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

социальный педагог изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия их жизни; выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

педагог-психолог: определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи; проводит психологическую диагностику; анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов); оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся ;

методист: анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности; принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений; анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений..

типичные проблемы и трудности, выявленные по результатам анализа итогов контроля качества образования,. (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от (п.7): - отсутствие в образовательном учреждении самостоятельно разработанной и утверждённой основной образовательной программы; - несоответствие учебного плана образовательного учреждения федеральному Базисному учебному плану; - отсутствие в образовательном учреждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин; - несоответствие рабочих программ по учебным предметам ФГОС и (или) ФКГОС; - несоответствие ООП НОО образовательного учреждения требованиям ФГОС; - реализация не в полном объеме ООП начального, основного, среднего (полного) общего образования в соответствии с учебными планами и годовым календарным учебным графиком; - несоответствие перечня учебников и учебных пособий, используемых образовательным учреждением, федеральному перечню учебников; - отсутствие в образовательном учреждении системы внутреннего мониторинга качества образования.

Существующая нормативно-правовая база позволяют сформулировать следующие цели внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС общего образования: - установление соответствия деятельности образовательного учреждения требованиям ФГОС общего образования; - выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций реализации ФГОС; - подготовка выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательного учреждения и его субъектов.

Актуальные и значимые задачи внитришкольного контроля: - выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС; - оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени образования; - изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования; - анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий; -

Актуальные и значимые задачи внитришкольного контроля -выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению; -изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС; -информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

дополнительно к обозначенным вопросам, в соответствии с требованиями ФГОС, целесообразно обозначить следующие направления контроля: - контроль результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени обучения; - контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной программы (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта второго поколения; - контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых, материально- технических, психолого-педагогических, информационно- методических и других).

Функции ВШК в условиях введения ФГОС: - информационно-аналитическая - получение информации о состоянии образовательного процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных управленческих решений; - контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС); - коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание образования и используемые педагогические технологии; получение обратной связи; - стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего развития обучающихся - планово-организационная – составление (разработка, структурирование) плана внутришкольного контроля и графика его реализации.

Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля (изучение школьной документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в условиях ФГОС применяются такие методы, как: - диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся; - использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки); - диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста; - общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного договора и развитием государственно-общественного управления; - социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и другие.

Выбор и использование методов внутришкольного контроля с учетом интегративных критериев введения ФГОС, среди которых: высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей; охрана и укрепление здоровья обучающихся; условия, обеспечивающие выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, организацию общественно полезной деятельности; работа с одаренными детьми, а также поддержка детей, имеющих проблемы в развитии

Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением, которое разрабатывается с учетом требований ФГОС и ориентирует на проверку (анализ, исследование, оценку) качества педагогической деятельности по реализации основной образовательной программы. Результаты ВШК рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др. и оформляются в виде: аналитической справки; справки; доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.

Формы посещения уроков: уроков одного учителя на протяжении рабочего дня; нескольких уроков в одном классе (вариант совместно с классным руководителем); уроков учителя, преподающего предмет во всех параллельных классах; уроков разных учителей, преподающих один и тот же предмет в одной параллели; всех уроков одного учителя по большой теме программы; уроков у разных учителей и в разных классах

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ