Развитие коммуникативных компетенций через критическое мышление сельских школьников Описание педагогической технологии учителя русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
Advertisements

ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ Ковалева.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
ТЕХНИКИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ.
«Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников как средство повышения мотивации к учению»
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Системно – деятельностный подход в образовании Я слышу, и я забываю, Я вижу, и.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Искателей» Тарасенко Н.Н. «Создание развития среды исследовательских компетенций обучающихся в системе начального.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Проектная деятельность как один из аспектов реализации личностно- ориентированного подхода.
Проектная деятельность в начальной школе Тема 30..
Личность преподавателя в ВУЗе. С точки зрения содержательных характеристик - преимущественная ориентация преподавателя либо на процесс обучения, либо.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Транксрипт:

Развитие коммуникативных компетенций через критическое мышление сельских школьников Описание педагогической технологии учителя русского языка и литературы Задорожной Натальи Николаевны

Учим детей мыслить критически Тема выбрана мною потому, что чтение- это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой. Тема выбрана мною потому, что чтение- это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой.

Что значит мыслить критически В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но( что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика. В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но( что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика.

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии(вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации, в каждый момент речи: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссии и процесса реализации проектов. Во-вторых, фазы этой технологии(вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации, в каждый момент речи: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссии и процесса реализации проектов.

В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Условие 1 Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления. Критическое мышление требует времени, перед тем как подумать нечто новое, нужно определить что вы уже знаете по новой тематике. Время необходимо, чтобы начать выражать свои мысли собственными словами и для того, чтобы ими делиться. В целях развития критического мышления надо уделять в классе достаточно время для того, чтобы учащиеся могли выражать свои идеи и получать в ответ конструктивные предложения. Потратив время на вербализацию мыслей в благоприятной атмосфере, для обмена идеями, учащимся будет легче формулировать и прояснять. Надо отводить время для обмена мнениями и обратной связи. Критическое мышление требует времени, перед тем как подумать нечто новое, нужно определить что вы уже знаете по новой тематике. Время необходимо, чтобы начать выражать свои мысли собственными словами и для того, чтобы ими делиться. В целях развития критического мышления надо уделять в классе достаточно время для того, чтобы учащиеся могли выражать свои идеи и получать в ответ конструктивные предложения. Потратив время на вербализацию мыслей в благоприятной атмосфере, для обмена идеями, учащимся будет легче формулировать и прояснять. Надо отводить время для обмена мнениями и обратной связи.

Условие 2 Давать возможность учащимся размышлять. Когда учителя дают разрешение на то, чтобы стать критическими мыслителями, то они должны это делать сознательно. То есть они должны видеть разницу между получением разрешения и вседозволенностью. Предоставление разрешения на размышление не означает предоставления учащимся права говорить глупости или думать непоследовательно. Не всякое размышление является полезным, от учащихся следует требовать отчета в отношении подлинности их мышления, а также честной реакции на размышления других. Когда учителя дают разрешение на то, чтобы стать критическими мыслителями, то они должны это делать сознательно. То есть они должны видеть разницу между получением разрешения и вседозволенностью. Предоставление разрешения на размышление не означает предоставления учащимся права говорить глупости или думать непоследовательно. Не всякое размышление является полезным, от учащихся следует требовать отчета в отношении подлинности их мышления, а также честной реакции на размышления других.

Условие 3 Принимать различные идеи и мнения. Теперь, когда учащиеся свободны размышлять, появляется разнообразие мнений и идей. Обычно это происходит после того, как отброшено представление о том, что возможен только один правильный ответ. Пытаться ограничить выражение мнений- это значит ограничить мышление учащегося. Для того, чтобы критическое мышление процветало, в классе должна быть создана атмосфера, которая бы поощряла учащихся к мысли о том, что широкий диапазон мнений и идей от них ожидается и приветствуется. Теперь, когда учащиеся свободны размышлять, появляется разнообразие мнений и идей. Обычно это происходит после того, как отброшено представление о том, что возможен только один правильный ответ. Пытаться ограничить выражение мнений- это значит ограничить мышление учащегося. Для того, чтобы критическое мышление процветало, в классе должна быть создана атмосфера, которая бы поощряла учащихся к мысли о том, что широкий диапазон мнений и идей от них ожидается и приветствуется.

Условие 4 Способствовать активности учащихся в учебном процессе. Там, где отсутствует активность в мыслительном процессе, процессе учения, там отсутствует критическое мышление. Педагогический подход, который способствует вовлечению учащихся в размышление, обмен идеями и мнениями, повышает активность учащихся. Только тогда они будут активно участвовать в учебном процессе и будут готовы принимать на себя ответственность за собственную учебу. Там, где отсутствует активность в мыслительном процессе, процессе учения, там отсутствует критическое мышление. Педагогический подход, который способствует вовлечению учащихся в размышление, обмен идеями и мнениями, повышает активность учащихся. Только тогда они будут активно участвовать в учебном процессе и будут готовы принимать на себя ответственность за собственную учебу.

Условие 5 Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. Свободомыслие может быть рискованным. Идеи могут сходиться странными, забавными, а иногда и противоречивыми путями. В рамках мыслительного процесса иногда выдвигаются «дурацкие идеи», безумные сочетания или понятия, которые смущают других участников работы. Преподаватели должны успокаивать учащихся, объясняя им, что это естественная часть учебного процесса. Важно также объяснить, что издевательство над идеями терпимо не будет, поскольку оно «удушает» мышление и создает атмосферу чрезмерного личного риска. Лучше всего думается в среде свободной от риска, где уважают идеи, и где учащиеся имеют высокую мотивацию для активного участия в мыслительной деятельности. Свободомыслие может быть рискованным. Идеи могут сходиться странными, забавными, а иногда и противоречивыми путями. В рамках мыслительного процесса иногда выдвигаются «дурацкие идеи», безумные сочетания или понятия, которые смущают других участников работы. Преподаватели должны успокаивать учащихся, объясняя им, что это естественная часть учебного процесса. Важно также объяснить, что издевательство над идеями терпимо не будет, поскольку оно «удушает» мышление и создает атмосферу чрезмерного личного риска. Лучше всего думается в среде свободной от риска, где уважают идеи, и где учащиеся имеют высокую мотивацию для активного участия в мыслительной деятельности.

Условие 6. Выражать веру в то, что каждый из них способен на критическое мышление. Зачастую учителями делаются решительные попытки контролировать и направлять мыслительный процесс своих учеников, как будто без этого контроля умы детей «пойдут в разнос» и внесут хаос в учебный процесс. На самом же деле справедливо обратное. Когда учащиеся поймут, что их мнение высоко ценится, когда они поверят в то, что учитель уважает их идеи и представления, то они ответят проявлением большей ответственности. Учащиеся начинают проявлять больше уважения к собственному мыслительному процессу в тех случаях, когда преподаватели проявляют к нему уважение, они также начинают относиться более серьезно к этому процессу и его последствиям. Зачастую учителями делаются решительные попытки контролировать и направлять мыслительный процесс своих учеников, как будто без этого контроля умы детей «пойдут в разнос» и внесут хаос в учебный процесс. На самом же деле справедливо обратное. Когда учащиеся поймут, что их мнение высоко ценится, когда они поверят в то, что учитель уважает их идеи и представления, то они ответят проявлением большей ответственности. Учащиеся начинают проявлять больше уважения к собственному мыслительному процессу в тех случаях, когда преподаватели проявляют к нему уважение, они также начинают относиться более серьезно к этому процессу и его последствиям.

Условие 7. Ценить проявление критического мышления. И, наконец, необходимо довести до сведения учащихся, что их мнение, т.е. их собственный критический анализ, имеет ценность, иначе учащиеся не будут открыто заниматься критическим мышлением. И, наконец, необходимо довести до сведения учащихся, что их мнение, т.е. их собственный критический анализ, имеет ценность, иначе учащиеся не будут открыто заниматься критическим мышлением.

Требования к учащимся: 1. Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей. 1. Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей. 2. Активно участвовать в учебном процессе. 2. Активно участвовать в учебном процессе. 3. Уметь делиться своими мыслями. 3. Уметь делиться своими мыслями. 4. Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздержаться от оных. 4. Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздержаться от оных.