Методологические аспекты изучения качества жизни в педиатрической практике Винярская И.В. Научный центр здоровья детей РАМН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты изучения качества жизни в педиатрии: российский опыт д.м.н. Винярская И.В. зав. лабораторией проблем медицинского обеспечения и качества жизни.
Advertisements

Проф. Бездетко Н.В Национальный фармацевтический университет.
Государственный Медицинский Университет г.Семей Подготовил: Алашбеков Ж.А. 217 гр.омф Проверила: д.м.н.,
Проблема качества жизни в ментальной медицине. Качество жизни (определение 1) - это восприятие индивидуумами своего положения в жизни в контексте культуры.
«Актуальные задачи современной модели образования»
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Система оценки качества дополнительного образования детей.
1 Качественная практика формирования регистров пациентов Комарова В.П. Оценка медицинских технологий 9 апреля 2009 г.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Руководства по клинической практике Robert Rhyne, M.D. Доцент кафедры семейной и общественной медицины медицинского факультета Университета Нью-Мексико.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Конференция «Актуальные вопросы экспертизы и регистрации лекарственных средств» Октябрь 1, 2003, Москва ФГУ Научный центр экспертизы средств медицинского.
О Б Щ И Е В О П Р О С Ы К Л И Н И Ч Е С К О Й Ф А Р М А К О Л О Г И И Занятие 1.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
Транксрипт:

Методологические аспекты изучения качества жизни в педиатрической практике Винярская И.В. Научный центр здоровья детей РАМН

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕМ – ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕБЕНКА, ОСНОВАННАЯ НА ЕГО СУБЪЕКТИВНОМ ВОСПРИЯТИИ

Направления исследования КЖ в медицине: 1. Оценка КЖ здоровой популяции (разработка нормативных критериев различных групп детей, мониторинг групп риска, оценка эффективности профилактических программ). 2. Изучение влияния заболевания на КЖ ребенка, индивидуальный мониторинг в процессе лечения. 3. Оценка эффективности лечебных и реабилитационных программ. 4. Экспертиза новых методов лечения. 5. Экспертиза новых лекарственных препаратов. 6. Разработка прогностических моделей течения и исхода заболевания. 7. Фармакоэкономические исследования.

Современный подход к оценке результатов лечения в педиатрии Результаты лечения клиническая составляющая PRO составляющая

PRO-составляющая – Patient-reported outcomes – качество жизни, симптомы, любые мнения больного

качество жизни – субъективный показатель его оценка должна базироваться на строгих принципах доказательной медицины и стандартной международной методологии

Международные организации по координации исследований в области КЖ: ISOQOL – International Society for Quality of Life Research – Международное общество исследования качества жизни ISOQOL – International Society for Quality of Life Research – Международное общество исследования качества жизни MAPI Research Institute – Международный институт исследования качества жизни (Лион, Франция) MAPI Research Institute – Международный институт исследования качества жизни (Лион, Франция)

Основными инструментами для изучения КЖ в современной медицине являются стандартизированные опросники, составленные с помощью психометрических методов

- Психометрические шкалы, созданные 30 – 40 лет назад для нужд психиатрии, представляли собой краткий конспект клинической беседы врача с больным и изначально были громоздкими. - В современное время содержащиеся в шкалах признаки тщательно отбираются с помощью методов стандартизации, проходят «обкатку» на больших контингентах. - Шкалы должны быть хорошо структурированы, т.е. каждый признак должен оцениваться в соответствии со специально разработанными описаниями, отражающими его качество и степень выраженности. - Оценка признаков проводится по тщательно разработанной, выверенной и довольно жесткой схеме, исключающей возможность ошибок. - Психометрические методы обеспечивают современный уровень изложения научной информации и обмена ею, так как они подразумевают использование некоего общего, доступного всем языка. Это делает понятной информацию, полученную из разных источников и на разном материале, позволяет проводить сравнение и проверку результатов исследования.

Правильный выбор инструмента – основа методологии исследования качества жизни

В зависимости от области применения: Общие опросники (для здоровых и больных) Общие опросники (для здоровых и больных) Специальные опросники (по областям медицины, по нозологии) Специальные опросники (по областям медицины, по нозологии) Инструменты оценки симптомов Инструменты оценки симптомов

В зависимости от структуры: Профильные опросники – несколько цифровых значений, которые представляют собой профиль, сформированный значениями нескольких шкал Профильные опросники – несколько цифровых значений, которые представляют собой профиль, сформированный значениями нескольких шкал Индексы – единое цифровое значение Индексы – единое цифровое значение

Психометрические свойства опросников: Надежность (точность измерения) Надежность (точность измерения) Валидность (достоверность) Валидность (достоверность) Чувствительность Чувствительность

Процедура лингвистической ратификации и валидации международного инструмента: Этап прямого перевода Этап прямого перевода Этап обратного перевода Этап обратного перевода Этап пилотного исследования Этап пилотного исследования Проверка психометрических свойств новой языковой версии Проверка психометрических свойств новой языковой версии

Исследование качества жизни в педиатрии имеет ряд методологических особенностей

1. В оценке качества жизни ребенка принимает участие сам ребенок и/или его представители Self-report – оценка качества жизни самими детьми (по достижении ими 5-летнего возраста) Self-report – оценка качества жизни самими детьми (по достижении ими 5-летнего возраста) Proxy-report – оценка качества жизни детей их родителями, родственниками, учителями, воспитателями, врачами, медсестрами и т.д. Proxy-report – оценка качества жизни детей их родителями, родственниками, учителями, воспитателями, врачами, медсестрами и т.д.

До настоящего времени приоритетным являлся комплексный подход при оценке качества жизни детей, включающий мнение детей и родителей

В настоящее время выполнено большое количество исследований, которые демонстрируют разногласия в оценке качества жизни детей, данных самими детьми и их ближайшим окружением – proxy-problem

Выраженность proxy-problem зависит от ряда факторов: Возраста ребенка Возраста ребенка Пола ребенка Пола ребенка Пола родителей Пола родителей Состояния здоровья ребенка Состояния здоровья ребенка Образования родителей Образования родителей Доходов семьи Доходов семьи Полноты семьи Полноты семьи Региона проживания Региона проживания

В соответствии с современными международными стандартами, оценку качества жизни должен проводить сам ребенок, начиная с 5-летнего возраста

Оценка качества жизни ребенка старше 5 лет, сделанная родителями или другими представителями ребенка, является лишь дополнительным источником информации

Качество жизни ребенка оценивается его представителями в следующих случаях: Возраст ребенка младше 5 лет Возраст ребенка младше 5 лет Наличие серьезных психических и когнитивных нарушений у ребенка Наличие серьезных психических и когнитивных нарушений у ребенка Тяжелое физическое состояние ребенка Тяжелое физическое состояние ребенка

2. Возрастная детерминированность основных составляющих качества жизни ребенка У взрослых показателями физической и социальной активности является профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у детей младшего возраста – уровень игровой активности, общение с детьми. У взрослых показателями физической и социальной активности является профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у детей младшего возраста – уровень игровой активности, общение с детьми. В школьном возрасте социальное функционирование проявляется в адаптации ребенка в школе, его взаимоотношениях со сверстниками, школьной успеваемости. В школьном возрасте социальное функционирование проявляется в адаптации ребенка в школе, его взаимоотношениях со сверстниками, школьной успеваемости.

В силу методологических особенностей оценки КЖ в педиатрической практике рекомендуется пользоваться опросниками, специально разработанными для детей и отвечающими ряду требований: Опросники должны быть максимально короткими, удобными для чтения и заполнения, понятными для детей всех возрастов, а также для родителей, независимо от уровня их образования. Опросники должны быть максимально короткими, удобными для чтения и заполнения, понятными для детей всех возрастов, а также для родителей, независимо от уровня их образования. Опросник должен иметь широкий возрастной диапазон. Опросник должен иметь широкий возрастной диапазон. Опросник должен соответствовать возрасту ребенка или разделен на блоки по возрастам. Опросник должен соответствовать возрасту ребенка или разделен на блоки по возрастам. Опросник должен иметь ориентацию на ребенка, а не его ближайшее окружение («Child-centered») Опросник должен иметь ориентацию на ребенка, а не его ближайшее окружение («Child-centered»)

Возрастные различия составляющих качества жизни ребенка влияют на содержание и формат инструментов оценки качества жизни. Формы опросников для детей разного возраста разработаны с учетом данной особенности никогда иногда часто

Опросники, разработанные для оценки качества жизни детей одной возрастной группы, не корректно применять для оценки качества жизни детей другой возрастной группы. В противном случае будут снижены надежность и достоверность результатов исследования

Качество жизни относится к важным критериям эффективности лечения – его оценка является неотъемлемым компонентом фармакоэкономических расчетов в современной медицине

Оценка эффективности лечения проводится на основании расчета количества QALY. QALY (Quality-adjusted Life-year) – год жизни, прожитый качественно

QALY является единицей измерения эффективности в анализе стоимость/полезность, что дает возможность объединить ожидаемую продолжительность жизни и ее качество и сравнить стоимость затрат на лечение разных заболеваний

Для расчета QALY используются общие опросники, где результаты могут быть представлены в виде единого итогового балла от 0 до 1,0 1,0 – здоровье 0 - смерть

Опросники для фармакоэкономических исследований: EuroQol (c 12 лет) EuroQol (c 12 лет) Индекс Rosser-kind Индекс Rosser-kind Quality of Well-Being Scale (QWB) Quality of Well-Being Scale (QWB) Health Utility Index (HUI) Health Utility Index (HUI)

В настоящее время детская форма опросника EuroQol находится в стадии разработки

Благодарю за внимание!