Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Advertisements

Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы обучения.. Метод обучения (от греческого metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод – способ достижения цели.. Методы обучения связаны задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы и формы организации учебного процесса. Метод (от греч. «методос» - путь) - это способ реализации целей обучения и воспитания; способ взаимосвязанной.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Похилько Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКУ СОШ 12.
Формы и методы обучения информатике. Образовательный процесс цель-содержание- методы-формы -средства-результат.
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Методы педагогического процесса - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Методы.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Методический доклад на П.П.П. в УГСВУ Ульяновск 2012 Докладчик: Лазарев А.А.
Методы и средства обучения.
План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
Транксрипт:

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики ГАЛКО Е.Н.

Метод обучения Совокупность приемов учебной работы (Я.А. Коменский) Совокупность приемов учебной работы (Я.А. Коменский) Путь, по которому учитель ведет ученика в процессе обучения (Ч.Кулисевич) Путь, по которому учитель ведет ученика в процессе обучения (Ч.Кулисевич) Форма реализации содержания образования (Дж. Брунер) Форма реализации содержания образования (Дж. Брунер) МО - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К. Бабанский) МО - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К. Бабанский) МО – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) МО – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) МО – упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения (И.П. Подласый) МО – упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения (И.П. Подласый)

Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер Средства обучения – материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактических целей МЕТОД - это путь, способ продвижения к истине МЕТОД обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и ученика, в ходе которого решаются дидактические задачи, обеспечивается усвоение содержания образования.

Структура метода обучения Деятельность учителя Деятельность ученика Цель учителя Цель ученика Приемы обучения Средства обучения Упр. : Обоснуйте направление стрелок

Методы обучения (МО) (по Б.Б. Аймонтасу) Рассказ Рассказ Беседа Беседа Лекция Лекция Дискуссия Дискуссия Работа с книгой Работа с книгой Демонстрация Демонстрация Иллюстрация Иллюстрация Видеометод Видеометод Упражнения Упражнения Лабораторный метод Лабораторный метод Практический метод Практический метод Познавательная игра Познавательная игра Методы программированного обучения Методы программированного обучения Обучающий контроль Обучающий контроль Ситуационный метод Ситуационный метод

Классификации методов обучения

Методы обучения (П.И. Пидкасистый) Основание: деятельность Методы учителя Рассказ Беседа объяснение Методы ученика Упражнения Самостоятельная работа

Методы обучения (Основание: источник получения знаний) Словесные методы (устное и печатное слово) 1.Рассказ 2.Объяснение 3.Беседа(вводная, эвристическая, вступительная и пр.) 4. Дискуссия 5. Лекция 6. Работа с учебником и книгой Наглядные методы 1.Наблюдаемые явления 2. Наглядные пособия метод иллюстраций метод демонстраций Практические М Упражнения (устные, письменные, графические, учебно-трудовые; У. воспроизводящие и тренировочные ) Лабораторные занятия Практические занятия Методы дидактичесих игр

Методы обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) Основание: характер познавательной деятельности по усвоению материала Объяснительно- иллюстративные М. Репродуктивные М. Исследовательские М М. проблемного изложения М. частично-поисковые

Методы обучения (Основание: дидактическая цель) Методы изложения новых знаний Методы повторения и закрепления знаний М. применения знаний Методы контроля

Методы обучения (В.А. Онищук) Основание: дидактические цели занятий и виды деятельности учителя и учащихся Коммуникативный метод Цель: усвоение готовых знаний Познавательный М. Цель: восприятие, осмысление, запоминание Преобразовательный М. Цель: усвоение и творческое применение умений и навыков Систематизирующий М. Цель: обобщение и систематизация полученных знаний Контрольный метод Цель: выявление качества усвоения З, У, Н и их корекция

Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому 1 группа Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 2 группа Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности 3 группа Методы контроля и самоконтроля в обучении

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной информации Словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, конференция) Наглядные ( иллюстрация, демонстрация Практические (лабораторные опыты, упражнения, учебно-производственный труд) По логике передачи и восприятия учебной информации индуктивныедедуктивные По степени самостоятельности мышления обучающихся репродуктивные Продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, эвристические) По характеру управления учебной работой Работа под управлением учителя Самостоятельная работы (работа с книгой, письменные задания,) лабораторная работа, работа в мастерских 1 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)

2. Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности Стимулирование интереса к учению: Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуаций занимательности Создание ситуаций успеха Стимулирование долга и ответственности: Убеждение Предъявление требований Упражнение в выполнении требований Поощрение и порицание 2 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении Методы устного контроля Устный опрос: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос Устный самоконтроль: устные зачеты и экзамены Методы письменного контроля Письменный опрос: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос Письменный самоконтроль: письменные зачеты и экзамены Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля Контрольно-лабораторные работы Машинный контроль Лабораторно-практический самоконтроль 3 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)

Функции МО 1. Обучающая 2. Развивающая 3. воспитывающая 4. побуждающая 5. контрольная МО в разной степени пригодны для выполнения этих функций МО в разной степени пригодны для выполнения этих функций ? Напр. МО «Рассказ» - пригоден для 1, 2, 3, 4 и в меньшей степени пригоден для 5.

Эффективность МО МО Задачи формирования: 1. Кругозора, мировоззрения 2. Теоретических знаний 3. Практических, трудовых умений 4. умений систематизировать и применять знания 5. Умения учиться, навыков самообразования 6. Навыков упрочения знаний, умений ? Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4. 6 и непригоден – 3, 5 Задачи развития: 1. мышления 2. познавательного интереса 3. активности 4. памяти 5. воли 6. способности выражать мысли 7. эмоций ? Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4, 5, 7 и непригоден – 3, 6 Побуждают к : 1. продуктивному мышлению 2. применению полученных ЗУ 3. проявлению инициативы, самостоятельности 4. соревнованию 5. коллективному сотрудничеству ? Напр. МО «Рассказ» – непригоден для 1, 2, 3, 4, 5

Выбор методов обучения зависит от: целей и задач обучения, целей и задач обучения, соответствия закономерностям и принципам обучения содержания темы, соответствия закономерностям и принципам обучения содержания темы, условий обучения, условий обучения, уровня знаний, умений, навыков учащихся, уровня знаний, умений, навыков учащихся, возрастных особенностей учащихся, возрастных особенностей учащихся, индивидуальных особенностей и способностей учащихся. индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

Д/З Особенности деятельности учителя и учащихся (при использовании различных методов обучения) Особенности деятельности учителя и учащихся (при использовании различных методов обучения)